Священномученик Иоанн Панкратович

 Священномученик Иоанн Панкратович

12.12.2016

Примерно год назад Епископ Слуцкий и Солигорский Антоний в ходе богослужения в Никольском храме православного Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря совершил монашеский постриг студента Минской духовной семинарии инока Сергия (Михайлова). Инок получил новое имя Иоанн в честь священномученика со Случчины Иоанна Панкратовича, пресвитера Чижевичского, расстрелянного в 1937 году.

Кто же он, священномученик Иоанн Панкратович? Об этом рассказывает в своей статье Андрей Блинец, научный сотрудник ГУ «Музей истории Клетчины».

В конце 1999 года Святой Синод Белорусской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых местночтимых новомучеников 23-х священников Минской епархии, которые приняли смерть, но не отреклись от веры. Одиннадцать из них ушли из жизни в трагический период 1937–1938 годов. В том числе и наш земляк – Иоанн Панкратович (1870 – 06.10.1937). Сведений о нем, к сожалению, очень мало. В сборнике жизнеописаний святых мучеников Минской епархии И. Панкратовичу отведена всего лишь одна страница. Короткая биография содержится в справочнике Леонида Морякова. Есть ещё фрагментарные упоминания в дореволюционных «Памятных книжках…». Вот, пожалуй, и все. Эта статья также не претендует на полноту, – скорее, это штрихи к биографии.

Иван Фёдорович Панкратович родился в 1870 году в местечке Клецк Слуцкого повета Минской губернии. О его родителях и детстве ничего не известно. Повзрослев, юноша поступил в учительскую семинарию в Несвиже, окончив которую, в 1894 году стал работать учителем народного училища в Клецке (в книге «Память» не совсем точно указано, что это произошло в 1897 году). Почти десять лет Иван Фёдорович учил грамоте местных детей. Закон Божий в училище преподавал местный священник Иван Тумилович. Предполагается, что под его влиянием молодой учитель стал больше интересоваться вопросами веры, задумываться над смыслом человеческого существования. Однажды он принял решение – дальнейшую жизнь посвятить служению Богу. Самостоятельно изучал религиозную литературу, постигал основы богослужений и православные Таинства. Настойчивый труд принёс результаты. В возрасте 34-х лет Иван был рукоположен в иереи. Первым местом служения отца Иоанна Панкратовича стал Свято-Преображенский храм села Язвинки Пинского повета Минской губернии (сейчас Лунинецкий район Брестской области). Как настоятель местной церкви он упоминается на страницах губернских «Памятных книжек…» с 1904 года. Больше десяти лет служил отец Иоанн в Язвинках. В приходском архиве сохранилось весьма незначительное число материалов, проливающих свет на его биографию. Известно лишь то, что 10 июня 1904 года указом Преосвященнейшего Михаила (Темнорусова), Епископа Минского и Туровского, священник Иоанн Панкратович был назначен на Свято-Преображенский приход села Язвинки. Приходская деятельность отца Иоанна была весьма плодотворной. Благодаря его стараниям и усердным трудам был воздвигнут и освящён новый Свято-Преображенский храм, а также обустроена прилегающая к нему территория. Много сил приложил батюшка в деле духовного просвещения местного населения и обучения грамоте детей. За время его настоятельства число учеников приходской школы возросло в несколько раз. Более того, настоятелю удалось переломить устоявшееся мнение о том, что лицам женского пола обучение не положено. Отец Иоанн Панкратович потрудился в духовном объединении близлежащих приходов. Частые крестные ходы, проводимые из села в село, были ярким свидетельством добрососедских отношений и искренней любви между приходами. 9 ноября 1913 года отец Иоанн произвёл передачу храма отцу Александру Подольскому. Согласно поданному прошению священник Иоанн Панкратович был переведён к Чиглевской церкви Слуцкого повета. В память о своём настоятельстве отец Иоанн оставил запись в приходской летописи: «Благодарю Бога, давшего мне силу потрудиться на благо прихода больше десяти лет. Моего приемника прошу не забывать в своих молитвах меня грешного».

В 1913 году отец Иоанн вернулся в Слуцкий повет, в Свято-Покровскую церковь села Чижевичи (сейчас в границах г. Солигорска). Об авторитете священника свидетельствует тот факт, что вскоре его избрали членом строительного комитета одного из церковных округов Случчины. В 1918 году на Пасху был награждён скуфьей за усердное служение.

Однако привычный и размеренный уклад жизни внезапно рухнул. Мировая война, интервенция, братоубийственная междоусобица перечеркнули все предыдущие достижения. Рушились империи, что уже говорить о какой-то отдельной человеческой судьбе.

Когда кровавая лихорадка прекратилась, родной Клецк оказался в составе Польского государства, а Чижевичская церковь – на территории Советской Белоруссии. Советскую власть отец Иоанн не принял. Остаётся загадкой, почему он не вернулся на родину в период образования новой границы, когда шло интенсивное движение населения с обеих сторон. Или он добровольно решил остаться со своими прихожанами, или ему что-то помешало, – ответа на этот вопрос нет.

Священномученик Иоанн ПанкратовичЦерковные историки сравнивают гонения против православия в первые десятилетия советской власти с теми преследованиями, которые терпели христиане Римской империи во времена зарождения новой религии. Особенно тяжёлыми стали 1930-е годы. Чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени, не лишним будет обратиться к советской прессе. Так, газета «Рабочий» увлечённо описывала антирелигиозный митинг в Минске, который, кстати, проходил в день Крещения Господня: «Костер пылал… яркие ленты пламени взвивались в темноте. Горели иконы. Группа демонстрантов принесла небольшой гроб, «чинно» положила в него десяток икон, которые навсегда изгнаны из квартир трудящихся, и подожгла. Костер горел посреди площади Свободы. Тысячи минских трудящихся пришли на площадь требовать от городского Совета передачи церквей под культурные заведения…». Десятилетиями, а то и веками намоленные храмы насильно закрывались и становились, в лучшем случае, клубами, в худшем – складами и зернохранилищами. В одном из партийных документов сообщалось, что на конец 1936 года в БССР была закрыта 1371 церковь, действующих осталось только 74.

Чижевичский храм закрыли ещё в 1934 году, иконостас XIX века был сожжён на центральной площади перед храмом. Однако отец Иоанн продолжал служение. Тайно он освящал дома прихожан, крестил новорождённых, отпевал умерших. Все это не могло не остаться незамеченным. 23 августа 1937 года ему было предъявлено обвинение в систематическом осуществлении религиозных обрядов и агитации за открытие церкви. В тот же день батюшку арестовали. На следствии были предъявлены новые обвинения: агитировал против вступления в колхоз, пугал скорой войной и сменой власти, неправильно трактовал советскую Конституцию. Насчёт последнего необходимо сделать пояснение.

Статья 124 Конституции СССР 1936 года гласила: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Верующие различных конфессий восприняли это, как реальную гарантию своих прав. Известны случаи, когда люди собирались на массовые молебны, а на вопрос: «Кто разрешил?», отвечали: «Товарищ Сталин и Сталинская Конституция». Однако власть не собиралась выполнять даже те законы, которые сама установила, а ссылки на них преподносила как «неправильную трактовку». Иерей Иоанн Панкратович не остался в стороне и от Всесоюзной переписи населения 1937 года. В опросном листе был интересный пункт «о религии». Чижевичский батюшка призывал людей не таить своей веры и открыто признаваться в принадлежности к православию. На следствии и это ему вменили в вину. И, наконец, отец Иоанн собирал подписи за открытие в Чижевичах церкви.

На допросах он вёл себя мужественно и спокойно. Следователи предлагали отречься от веры в Бога, от сана, от своих убеждений. Он не согласился. Виновным в противозаконных действиях себя не признал. Хотя и знал, что в таком случае пощады никакой не будет. 28 августа 1937 года «особая тройка НКВД БССР» приговорила Ивана Фёдоровича Панкратовича к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией имущества. Приговор был приведён в исполнение 6 октября того же года в Слуцкой тюрьме. Погребён в безвестной могиле. К сожалению, нет данных о судьбе его родных – жены и двоих детей.

Полвека над отцом Иоанном висело клеймо «врага народа». Только в 1989 году он был реабилитирован прокуратурой БССР. Уже в суверенной Беларуси началась работа по установлению лиц, которые наиболее пострадали в годы гонений на Церковь. В «Синодике за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии», который составил священник Фёдор Кривонос, перечислено 330 фамилий. 23 священника из их числа были канонизированы. Их лики глядят на верующих со специально написанной иконы. День памяти этих святых отмечается ежегодно 28 октября. Память новомученика Иоанна Панкратовича совершается 23 сентября (6 октября), в день его кончины, и в Соборе новомучеников и исповедников Русских. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским Собором Русской Православной церкви в августе 2000 года. Время все расставило по своим местам. Кстати, интересно, кто-нибудь вспоминал добрым словом членов той самой «тройки», что так хватко выносила приговоры в 1937 году?

 

 

Владимир ХВОРОВ