Нетипичная картина первого белорусского сюрреалиста.

Нетипичная картина первого белорусского сюрреалиста.

06.02.2022

 

Когда начинают разговор про сюрреализм, то в беседе всегда упоминается импозантный и шокирующий Сальвадор Дали, чуть реже — Рене Магритт или Жоан Миро. В Беларуси тоже был свой сюрреалист — прекрасный и эпатажный художник Георгий Скрипниченко. Писать в этом крайне оригинальном направлении он пробовал еще в 1960-х, но более отчетливо и плодотворно занялся сюрреализмом в предперестроечные годы. В то же время он создал необычную для себя работу «Сегодня праздник» — полотно, насыщенное символикой, соединившее в себе черты различных художественных направлений. О чем эта картина, какие культурные коды в ней запрятаны — об этом и не только мы поговорили с ведущим научным сотрудником Художественного музея Надеждой Усовой.

 

Что нужно знать о художнике Георгии Скрипниченко? 

Будущий художник родился в 1940-м в украинском городе Николаеве, а после Великой Отечественной войны вместе с семьей переехал на ПМЖ в Беларусь — в Слуцк. Его отец с большой любовью относился к творчеству. Рисовал сам, пытался в свое время даже поступить в Киевский художественный институт, но не вышло, однако любовь к искусству в итоге передал сыну.

 

После окончания школы Георгий поступил в Минское художественное училище. Скрипниченко не особо хотел работать в доминирующем в Союзе соцреализме. В 1965-м он принял участие во Всесоюзной выставке молодых художников, представив там два полотна, которые ряд советских художников сочли возмутительными. Его даже едва не исключили из училища — спасли преподаватели Леонид Щемелев и Ольгерд Малишевский. В театрально-художественный институт даже не поступал: знал, что не примут.

 

В 1978-м он вместе с другими белорусскими художниками отправился в первую организованную поездку в Западную Европу. Как говорит Надежда Усова, наши мастера не только впервые столкнулись с убийственными ароматами французских духов и отменного кофе в аэропорту, которые так поразили наших мастеров, но и воочию увидели картины Франсиско де Сурбарана, Теодора Жерико, Жана Энгра и других художников, работавших в разной стилистике. Эта поездка серьезно повлияла на Скрипниченко. В 1980-х он полностью погрузился в смелую, экспериментальную, насыщенную аллегориями живопись и занимался ей вплоть до своей смерти в 2015-м. Через год в Художественном музее в память о мастере прошла масштабная выставка его работ «Метаморфозы», а в 2018-м Скрипниченко показали в Минске под открытым небом на площади Якуба Коласа — в рамках известного проекта «Художник и город».

 

   

 

— Скрипниченко считается первым сюрреалистом в нашем искусстве, — говорит Надежда Усова. — Некоторые даже называют его белорусским Сальвадором Дали, хотя Георгий Сергеевич подобное сравнение не очень-то и любил. Есть в этом определенная вторичность, копирование. Никому не хочется слыть симулякром гения. Но бытованию подобных высказываний он способствовал и сам. Скрипниченко, как и Дали, превратил жизнь в творческий акт и перформанс. Еще во время жизни в Слуцке он посещал изостудию реалистичного художника Садина и слыл там абсолютным экстремалом, стилягой, и, как говорили, местные девчонки аж пищали, когда его видели.

 

Третья супруга Скрипниченко намного позже рассказывала, что с ним невозможно было идти по городу: многие узнавали, останавливали его и здоровались. Для обычной прогулки одевался как денди, будто шел на званый прием. Гулял с тросточкой либо зонтом. Скрипниченко эпатировал публику своими картинами, а-ля Дали подкручивал усы, вел немного богемный образ жизни, поддерживал слухи о себе как о сердцееде, изображая на картинах, кроме жен, многочисленных красивых натурщиц.

 

Хотя эту богемность и праздность он все-таки чаще имитировал, поскольку был большим трудягой и очень много времени проводил в своей мастерской. В конце жизни абсолютно изменился и уединился на хуторе в Белом Береге, в Налибокской пуще, где безвылазно работал.

 

Что касается его искусства, то он, безусловно, очень разносторонний художник. Скрипниченко, к примеру, просто великолепный лирический и магический пейзажист Минска, потрясающий график-иллюстратор. В его иногда неровной живописи встречается даже откровенный китч, однако зритель его любит именно как художника-сюрреалиста. И он, конечно же, этими работами добавил перчика чили в наше искусство. Когда на фоне реализма, сентиментальных пейзажей, патриотических работ появился такой художник, то это был взрыв.

 

Фактически он создал национальный вариант романтического сюрреализма. Художник Лев Лейтман на обсуждении молодежной выставки в ЦК комсомола еще в 1962-м даже назвал его «хунвейбином в белорусском искусстве».

 

Как объясняет Надежда Усова, многим не нравилась его манерность во многочисленных автопортретах, чернота колорита, промахи в композиции, но его ценили как великолепного графика, приятного собеседника и коммуникабельного человека.

 

Что изображено на картине «Сегодня праздник»?

Она датирована 1985 годом и, скорее всего, была написана к выставке, посвященной 40-летию победы в Великой Отечественной войне. В работе лишь мелькают черты сюрреализма, который в дальнейшем поглотит мастера. Однако, как считает Надежда Усова, основные приемы построения сюрреалистической картины — игра с пространствами, многочисленные детали, становящиеся символами, здесь уже присутствуют. На полотне мы видим мастерскую художника. Перед нами стоит мольберт с только что законченным творением. На нем — разрушенный город, бабушка в проеме сарая, чертополох, лежащий теленок... Мальчик, изображенный со спины, несет женщине цветы.

 

Надежда Усова уверена, что такой работы у Скрипниченко нет и он фактически написал картину в картине, использовав еще один любимый прием сюрреалистов.

Слева от мольберта — другое полотно, справа — окно, в нем виднеется праздничная демонстрация. На стене висят часы, рог быка, календарь, на котором стоит дата — 9 мая.

 

— Очень странная картина. В нее нужно внимательно вглядываться. С одной стороны, она достаточно идеологически выдержана, но с другой — в ней нет военного пафоса, победу Скрипниченко трактует не как все тогдашние художники. Это совершенно не батальная картина и не изображение ветеранов. Это как бы рефлексия человека, который мальчиком прошел через войну. Тем более мы знаем, что художник родился в украинском Николаеве и ребенком пережил оккупацию, — объясняет собеседница. — Отец ушел на фронт, и будущий художник жил фактически в разрушенном городе. Здесь, возможно, изображена его бабушка, и Скрипниченко таким образом, повторюсь, показал свое военное детство. Он говорил, что пишет не картины, а фантазии. Но эти фантазии у сюрреалистов часто подкреплялись узнаваемыми деталями. Так и здесь — треснувшее стекло форточки, абсолютно точно изображенная палитра с тюбиками красок, кувшин и бутылка, яблоки на подоконнике. Но есть и загадочная деталь — тонкая палочка, указывающая на картину...

 

Какая еще символика присутствует на картине?

На полотне много различных деталей, которые могут служить подсказкой к пониманию творчества художника в целом либо этой картины в частности. Рассмотрим некоторые из них.

 

  • Голубь на форточке. Отсылка к голубке Пикассо — символ мира, чистоты и спокойствия, созданный испанским художником в 1949-м для Всемирного конгресса сторонников мира. В контексте военной тематики данный символ весьма понятен, если знать этот контекст.
  • Картина слева от мольберта. Работа «Сегодня праздник» выполнена правдиво, даже гиперреалистично, но в ней все равно есть отсылки к сюрреализму. Ну, к примеру, полотно, которое стоит слева в углу картины. Оно создано явно в сюрреалистичной манере, не без магических вкраплений. Если внимательно присмотреться, можно увидеть ленту, прямо с холста ниспадающую на пол мастерской.
  • Календарь. Главная подсказка зрителю, которая дает понять, о каком празднике на картине идет речь. Если этот ключ не заметить, не знать историю картины, догадаться весьма непросто.
  • Часы. Приглядитесь, их корпус деформирован. Возможно, на картине они использованы в качестве декора, но для сюрреалистов этот символ имеет важное значение. У того же Сальвадора Дали есть очень известная и узнаваемая работа «Постоянство времени», на котором изображены три стекающих циферблата. Этот образ выражает уход от линейности понимания времени, его тщетность и скоротечность.
  • Вид из окна. Скрипниченко работал в Минске, в мастерской на улице Максима Танка. Мастер намеренно изобразил вид на центр города — с виднеющимся вдали Театром оперы и балеты, телевышками, кафедральным собором и людьми, спешащими на демонстрацию.

 

   


Как работа оказалась в Художественном музее?

После выставки, посвященной 40-летию победы, в 1985-м картину приобрел Национальный художественный музей. Как считает Надежда Усова, если бы это была чисто сюрреалистичная работа, она бы даже в перестроечные годы не оказалась в музее. Но тематика и точно выписанные детали позволили Скрипниченко занять свое место в музее. Что любопытно, его картины находятся в том числе за рубежом, у художника была выставка в США, но он крайне не любил продавать свои работы. Относился к ним как к детям и не хотел с ними расставаться.

 

— В собрании нашего музея — 11 картин и 20 графических работ, — рассказывает Надежда Усова. — Лишь полотно «Сегодня праздник» размещено в постоянной выставочной экспозиции нашего музея. Большая часть полотен находится у наследников Скрипниченко, часть — у коллекционеров. В экспозициях других музеев работ художника я не помню, хотя прямо сейчас в Смиловичах, в галерее «Пространство Хаима Сутина», проходит временная выставка 20 картин Скрипниченко, предоставленных его вдовой.

 

Ну и в конце остается лишь традиционно добавить, что увидеть работу Скрипниченко в Художественном музее можно в любой день недели, кроме вторника. Работает музей до семи вечера, а в четверг — до девяти.

 

Автор: Тарас Щирый.

Фото: Максим Малиновский