19 марта исполнилось 95 лет со дня рождения Владимира Садина

19 марта исполнилось 95 лет со дня рождения Владимира Садина

25.03.2019

Этими мартовскими днями творческая интеллигенция Слутчины вспоминает имя знаменитого слуцкого художника Владимира Степановича Садина (19.03.1924 – 23.02.2010). Повод для этого очень уважительный – 19 марта мастеру исполнилось бы 95 лет со дня рождения. Своим творческим трудом он прославил белорусскую землю и слуцкий край, оставив после себя в наследие более сотен художественных произведений. Мы помним Владимира Садина как профессионального художника и педагога, участника Великой Отечественной войны, заслуженного работника культуры БССР (1985), отличника народного образования (1985), Почётного гражданина Слуцкого района (2006).

Художественные произведения талантливого художника-графика, живописца и педагога хорошо известны не только слутчанам, но и жителям всей Беларуси. Уроженец России (с. Чирково Лунинского района Пензенской области) Владимир Степанович Садин свои юные годы провёл на фронтах Великой Отечественной войны. В годы войны служил в ракетно-артиллеристских войсках, в звании старшего сержанта возглавлял отделение разведки миномётного полка. Участвовал в военных операциях на Курской дуге, в Украине, Беларуси, конец войны застал под Кёнигсбергом. Среди боевых наград Владимира Степановича значатся орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годы» и др.

В короткие минуты затишья между боями Владимир Садин рисовал – карандаш и бумага всегда были с собой, рисованием увлекался с детства. Это были и портреты сослуживцев, и живые карандашные зарисовки увиденных на фронтах событий: «Кёнигсберг. Пленные немцы 1945», «Фронтовая медсестра», «Фронтовые зарисовки. Кёнигсберг», «Окраина Кёнигсберга» и другие.

Сейчас многие работы из этой серии хранятся в фондах Слуцкого краеведческого музея, некоторые находятся в личной коллекции наследницы – дочери Татьяны Владимировны. В годы войны Владимир Степанович вёл личный дневник, куда записывал происходящие фронтовые события, свои стихи, делал рисунки, наброски, зарисовки. В 1945 году воинская часть, в которой служил Владимир Степанович, была переведена в Слуцк. Здесь он демобилизовался и остался трудиться.

Человек огромного таланта и трудолюбия Владимир Садин работал художником-оформителем в ряде организаций города, затем в Слуцком филиале Минской художественной мастерской Художественного фонда БССР. В 1953 году Владимир Степанович окончил заочное отделение рисунка и живописи Всесоюзного Дома народного творчества имени Надежды Крупской в Москве. Художник завязывал контакты и вёл творческую переписку с выдающимися мастерами изобразительного искусства Советского Союза – Владимиром Фаворским, Юрием Непринцевым, Николаем Жуковым и др. Консультации и советы этих мэтров оказали влияние на дальнейший творческий путь Владимира Садина.

В 1953 году в городском Доме пионеров и школьников Владимир Садин основывает и руководит студией изобразительного искусства, куда приходят заниматься и развивать творческие способности подрастающее поколение. В результате педагогической деятельности появляется целая плеяда талантливых учеников, современных знаменитых белорусских художников: Владимир и Михаил Басалыго, Георгий Скрипниченко, Александр Рубец, Владимир Цеслер, Владимир Голуб, Вячеслав Дубинка, Владимир Акулов, Владимир Суздальцев, Николай Карзов и многие другие. Ученик и профессиональный художник Владимир Басалыго вспоминает: «Я хорошо помню наши занятия в студии Владимира Степановича. Это было в послевоенное радостное и тяжёлое время. Страна поднималась из руин. Не хватало одежды, хлеба, но с какой радостью после школы мы бежали в студию. Учитель возил нас на этюды в Крым, Закарпатье, по России. Мы обошли самые красивые уголки Слутчины, с этюдниками ездили буквально по всей Беларуси. У нас, мальчишек, была чудесная компания, вместе мы играли в футбол, рисовали. Для многих из нас он был за отца, ведь с той войны многие из нас, студийцев, были сиротами…».

С 1960 г. Владимир Садин активно участвует в выставках и конкурсах, которые проводились в стране и за границей. В 1964 г. вступает в Союз Художников СССР (теперь БСХ). Владимир Степанович Садин выставляет свои работы в Слуцке, во многих городах Советского Союза и за рубежом. Свои первые художественные картины он выполняет в технике живописи. Но настоящее признание пришло к Владимиру Садину как к художнику-графику. В начале 60-х годов прошлого века Владимир Степанович осваивает для себя новое направление – графику, отдавая предпочтение линогравюре. Именно тогда появляются целые серии графических работ, посвящённые теме индустриализации: «Беларусь индустриальная», «Нефть Полесья», «Байкало-Амурская магистраль»; графическому пейзажу: «Беловежская пуща», «Северные мотивы», «По Сибири», «На родине Сергея Есенина» и др. Кроме линогравюры художник делает картины в других техниках – офорт, гравюра на картоне, дереве (ксилография), работает гуашью, акварелью, пастелью, тушью, делает монотипии.

Владимир Степанович Садин очень любил путешествовать. С творческими командировками он побывал во многих странах мира, исколесил просторы Советского Союза. Был в Америке, азиатских странах, несколько раз объехал Европу. Эти поездки не только расширяли его кругозор, но и послужили источником для создания большого количества работ. Были созданы серии и циклы: «Архитектурные памятники России», «По городам Германии», «По Японии», «По Индии», «По Болгарии», «По США», «По Вьетнаму», «По городам Западной Европы».

Создавая серьёзные, сложные по технике художественные произведения, Владимир Степанович для души писал этюды. Бывало зимой он становился на лыжи, брал с собой берданку, а также краски, бумагу, холст и ехал в окрестности деревень Прощицы, Гольчицы. Выбирал натуру и рисовал. Природу любил писать в любую пору года. Во второй половине 80-х годов прошлого века Владимир Садин вновь отдаёт предпочтение живописи. В этот период создаётся большое количество натюрмортов и пейзажей.

Для Слутчины харизматическая творческая личность Владимира Степановича Садина имеет уникальное значение, здесь он жил и творил. Своим трудом созидал настоящее и будущее белорусской земли, славя в своих произведениях труд простого человека и пейзажные просторы родины. Любовь к своей земле водила его художественной кистью. Жители Слутчины помнят и гордятся такими выдающимися людьми современной эпохи, как Владимир Степанович Садин.

 

Ирина ЛЕВОЧКО,
старший научный сотрудник Слуцкого краеведческого музея
Газета «Слуцкий край»