Иодко Ромуальд Ромуальдович
26.11.2018
Случчанин Ромуальд Ромуальдович Иодко – мастер монументально-декоративной скульптуры. Им создано большое количество произведений для оформления парков, стадионов, общественных сооружений, которые были установлены во многих городах и курортах СССР. Возможно, что некоторые статуи, в своё время украшавшие Парк культуры и отдыха Слуцка были изготовлены по проекту Ромуальда Ромуальдовича. Хотя, к примеру, одна из скульптур, украшавшая центральный вход в парк в довоенный период очень похожа на скульптуру «Теннисистка »1937 года Н. Прохорова.
Да, было в нашей истории время повального увлечения этим видом изваяний. А символ «гипсового» соцреализма, скульптура «Девушка с веслом», пережила сотни перерождений и перевоплощений. Воспетая поэтами советской эпохи, украшающая сотни парков СССР, самая первая скульптура была создана скульптором Иваном Шадром ещё в далёком 1935 году. Его коллега по «цеху» Ромуальд Иодко также был вдохновлён идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Работа Иодко была менее монументальной и более «живой». Девушка изображена в спортивных трусах и купальном бюстгальтере. Изменена и поза девушки: опирается модель только на одну ногу, вторая немного согнута в колене, отведена в сторону. Таким образом, автору удалось сделать скульптуру более «спортивной»...
Ромуальд Иодко родился 21 ноября (3 декабря) 1894 года в Слуцке Минской губернии, в польско-литовской семье евангелистов-реформаторов.
Дед Р.Р. Иодко по материнской линии Адам Дик был органистом евангелистского костёла в Слуцке, а дед по отцовской линии – также Р.Р. Иодко – органистом Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и параллельно занимался настройкой органов, как в консерватории, так и в костёлах Москвы. Также он являлся одним из инициаторов и создателей в московской консерватории Научной музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева, о чём сохранились архивные документы.
В будущем сам Ромуальд Ромуальдович младший дружил с профессорами консерватории Александром Борисовичем Гольденвейзером и Александром Фёдоровичем Гёдике и часто общался с ними как в консерватории, так и на своих музыкальных вечерах в квартире на Беговой улице.
Впоследствии дочь Р.Р. Иодко – Маргарита Иодко в течение целого года брала у А.Ф. Гёдике уроки игры на органе.
В семье было пятеро детей – дочь и четыре сына.
Р.Р. Иодко в 1912 году оканчивает гимназию в Слуцке. В аттестате зрелости указано, что он изучал русский, латинский, греческий, французский и немецкий языки. Кроме этого, он знал в совершенстве польский, литовский, белорусский и эсперанто. То есть в 18 лет Ромуальд Иодко владел 9 языками.
В 1912 году Ромуальд Иодко приезжает в Москву и поступает в Строгановское училище, где его учителем становится скульптор Николай Андреевич Андреев. Вместе с Н.А. Андреевым учителем Ромуальда Иодко в этот период был Сергей Семенович Алешин, с которым впоследствии они стали большими друзьями.
Р.Р. Иодко учится в Строгановском училище как художник-скульптор с 1912 года и заканчивает обучение в 1918 году.
В это время, по воспоминаниям учеников Р.Р. Иодко, он, необыкновенно любя музыку, взял на себя почётную обязанность сопровождать великих оперных актёров на карете от дома до театра и из театра до дома. Особенно часто ему приходилось встречать и провожать Антонину Васильевну Нежданову и Фёдора Ивановича Шаляпина.
Также в этом периоде его жизни имел место интересный факт, связанный с празднованием 300-летия Дома Романовых. Строгановское училище поручило тогда ещё студенту Иодко вырезать из дерева шкатулку, которая стала подарком от училища в дни юбилейных празднеств.
Уже в 1917–1918 гг. Р.Р. Иодко работает над двумя скульптурами Физкультурниц, которые устанавливаются перед зданием Института физкультуры по улице Большая Гороховская (ныне – Козакова), д. 22. При этом Р.Р. Иодко был одним из инициаторов создания этого института. Главным инициатором создания Института физкультуры был Анатолий Васильевич Луначарский, с которым Р.Р. Иодко познакомился в 1918 году, а также Нарком здравоохранения Николай Александрович Семашко.
С 1919 по 1921 год Иодко – доброволец в рядах Красной Армии.
В 1921 году его как одарённого художника командируют в Высшие художественно-технические мастерские, где он учится до 1924 года. В этот период его учителем стал скульптор Борис Данилович Королев, который в своё время, как и Николай Андреев, был учеником Сергея Михайловича Волнухина.
В 1922 году, будучи ещё студентом, Р.Р. Иодко заинтересовался творчеством Айседоры Дункан – американской танцовщицы-новатора, создавшей школу так называемого «свободного танца» на основе древнегреческого. Дункан ещё в 1904 году посетила с концертами города Санкт-Петербург и Москву, где познакомилась с Константином Сергеевичем Станиславским. В январе 1913 года она вновь приехала на гастроли в Россию, а в 1921 году Нарком Просвещения РСФСР А.В. Луначарский официально предложил ей открыть в Москве танцевальную школу. В октябре она знакомиться с Сергеем Есениным, в 1922 году они уже официально оформляют брак, а Р.Р. Иодко рисует акварелью в стиле школы «Мир искусств» танцующую Айседору Дункан, образом которой он в это время очень увлёкся. В 1924 году по просьбе А.В. Луначарского скульптор создаёт её портрет с натуры и в 1925 году показывает эту работу на выставке. Также в 1925 году Р.Р. Иодко участвует в конкурсе на лучший проект «Жертвам 1905 года» на Красной Пресне.
С 1925 по 1926 год Р.Р. Иодко уже работает во ВХУТЕМАСе в качестве старшего ассистента кафедры скульпторы по научно-методической и педагогической работе, а с 1926 до 1930 год, после реорганизации ВХУТЕМАСа во ВХУТЕИН, является доцентом кафедры скульптуры. В 1926 году он создаёт портрет (бюст) М. Горького.
После реорганизации ВХУТЕИНа в 1930 году переходит в качестве доцента-руководителя кафедры скульптуры в Московский архитектурный институт, где работает до 1937 года. Это один из ярких периодов его творческой деятельности.
В 1937 году Р.Р. Иодко переходит из Архитектурного института в Московский государственный художественный институт и работает в нём до 1948 года, когда институту было присвоено имя художника В.И. Сурикова.
В июне 1937 г. в МОССХС на скульптурной секции состоялось заседание Правления, на котором переизбирается Председатель Правления скульптор Виленский. Скульпторами были выдвинуты 5 кандидатов на должность председателя. Первой из них была В.И. Мухина, затем И. Шадр, Ефимов, Менделевич и Р.Р. Иодко. Буквально все вставали и давали самоотводы. Мухина на заседании по уважительной причине отсутствовала. В итоге все проголосовали за Р.Р. Иодко и он стал председателем.
Как раз в 1937 году Р.Р. Иодко встречает 20-летнюю студентку вокального факультета Мерзляковского училища Валентину Крылову, которая становится его музой до конца жизни. В письме к ней в 1938 году он пишет: «Как печальны будут мои девушки в скульптуре, какими чистыми и целомудренными они будут, в каждой будет частица от тебя. И если ты увидишь мои работы – ты поймёшь, что ты в них».
С 1938 по 1939 год Р.Р. Иодко входил в состав государственной закупочной комиссии при Третьяковской галерее.
С 1939 по 1940 гг. был членом Правления МОССХС (секция скульпторов).
19 апреля 1941 года решением Высшей аттестационной комиссии Р.Р. Иодко присвоено звание профессора кафедры «Скульптура».
С 1937 года Художественный институт, где работает Р.Р. Иодко, возглавляет художник, искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь, который поставил рисунок во главе всей работы всех художников. Он так писал в это время: «…не только все великаны прошлых лет, но и мастера более близких нам эпох, которых я застал живых, – Мане, Дега, даже Матисс и Ван Гог – прошли самую суровую академическую школу и только одолев её, стали искать пути к “свободным художествам”».
Грабарь усилил педагогический коллектив, пригласив в него художников из ленинградской Академии художеств. Среди них был Дмитрий Константинович Мочальский. С самого начала работы в Художественном институте профессора Мочальский и Иодко становятся не только коллегами, но и друзьями, а с 1946 года – соседями по даче в Абрамцево. Дмитрия Мочальского можно определить как романтика соцреализма.
С 1938 года при институте открылась монументальная мастерская Александра Александровича Дейнеки.
Великая Отечественная война не пощадила и Художественный институт. Многие студенты ушли на фронт, часть эвакуировалась в Самарканд, но в Москве продолжалась работа. Фронт остро нуждался в агитплакатах и боевых листах. Надо было оформлять военно-политические плакаты, новые бланки, боевые листки и грамоты. Бригады возглавили Д.С. Моор, А.А. Дейнека, Р.Р. Иодко. В Москве осталось 18 профессоров, среди них также А.А. Осмеркин, Фаворская, Д. Мочальский и др., а также 47 студентов. В этот период профессор Р.Р. Иодко совмещает работу преподавателя в Художественном институте и в Московском институте прикладного и декоративного искусства.
С 1945 по 1946 год Р.Р. Иодко работает ректором Московского государственного художественного института.
С 1940 по 1957 год Р.Р. Иодко вёл большую общественную работу как член, а затем председатель художественных советов при скульптурных организациях, являлся членом комиссии по контролю политической скульптуры при Управлении по делам искусств РСФСР, членом комиссии Мосгорисполкома по сооружению памятников и др.
В 1947–1948 гг. Р.Р. Иодко является членом экспертной комиссии Высшей аттестационной комиссии.
В мае 1948 года прошла вторая сессия Академии художеств СССР, посвящённая вопросам художественного образования. На основании критики и решений сессии вышел приказ Академии № 45 от 30 августа 1948 года за подписью академика Манизера, в соответствии с которым профессоров А.Т. Матвеева и А.А. Осмеркина как носителей формалистических тенденций в творческой и педагогической практике…, профессоров Г.Т. Горощенко, И.И. Чекмазова, Р.Р. Иодко, доцентов В.В. Фаворскую, В.В. Почиталова и ряд других освободили от работы. На основании приказа № 95 по Московскому институту прикладного и декоративного искусства от 14 июля 1948 года за подписью директора института А.А. Дейнека Р.Р. Иодко, как совместитель, был отправлен в бессрочный отпуск. И полностью остался без работы.
В 1948 году, после вынужденного ухода из Художественного института им. Сурикова, Р.Р. Иодко подаёт заявление о приёме на работу в Московский педагогический институт, но безответно.
Целый год Р.Р. Иодко остаётся без права где-либо преподавать и участвовать в каких-либо конкурсах. И руку помощи ему в 1949 году подаёт его учитель по Строгановскому училищу Сергей Семёнович Алёшин – директор московского Института прикладного и декоративного искусства. Но для того, чтобы Институт смог его взять на работу, Академия художеств СССР должна снять с Р.Р. Иодко свой запрет преподавать. И здесь ему необходимо было взять несколько серьёзных рекомендаций от самых знаковых художников и скульпторов. Надо отдавать себе отчёт, в какое время и по какому вопросу Р.Р. Иодко должен был взять эти рекомендации от людей, готовых принять на себя ответственность за свои слова. Для этого нужна была большая смелость. Первым, кто дал такую рекомендацию, была Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, лауреат пяти Сталинских премий В.И. Мухина. Она пишет следующее: «Знаю преподавательскую работу Р.Р. Иодко, ценю её и считаю его приглашение в Строгановское училище желательным». Затем Народный художник СССР, вице-президент Академии художеств СССР Фёдор Фёдорович Федоровский в своей характеристике на Р.Р. Иодко пишет: «Скульптора Р.Р. Иодко знаю давно, когда он учился в бывшем Строгановском училище (1912–1918 гг.). Он всегда отличался хорошими успехами, инициативой в творчестве и большим трудолюбием… Рекомендую товарища Иодко Р.Р. для зачисления на работу в высшее художественно-промышленное Училище (б. Строгановское) как профессора с большим стажем и бывшего “строгановца”». Имеется также авторитетное мнение Народного художника РСФСР, академика И.Э. Грабаря: «Скульптора Р.Р. Иодко знаю давно… и приветствую его приглашение, высоко ценю знания, опыт и педагогический метод его работы». Народный художник СССР, лауреат сталинской премии, академик С.Д. Меркуров в своей записке пишет: «Я знаю Р.Р. Иодко 35 лет. Человек он редчайшей души и благородства, как скульптор – один из наших грамотных реалистов-скульпторов. Он замечательный преподаватель, выпустил очень много талантливейших молодых скульпторов. Моя глубокая уверенность, что он заслужил перед страной самого внимательного и тёплого отношения к себе». В итоге вице-президент Академии художеств СССР М. Манизер в своём письме от 28 сентября 1949 года на имя директора Московского института прикладного и декоративного искусства С.С. Алёшина пишет следующее: «…Президиум Академии художеств СССР сообщает, что в настоящее время он не имеет возражений к приглашению Вами профессора Р.Р. Иодко для преподавания скульптуры на керамическом факультете. Р.Р. Иодко подал в Президиум заявление, в котором он признает ошибочность своего выступления на второй сессии Академии художеств СССР и вполне согласен, как это выяснилось в личных с ним переговорах, с необходимостью изменения методики преподавания скульптуры в соответствии с решением второй сессии Академии». На копии письма рукой Р.Р. Иодко написано: «Заявление в Президиум я не подавал. Лично письмо было направлено на дом Герасимову». Александр Михайлович Герасимов в этот период был председателем Союза художников СССР. Иодко продолжает: «Личной беседы с М. Манизером у меня не было. Все это ложь». И добавляет: «У Манизера наконец заговорила совесть».
В итоге осенью 1949 года Р.Р. Иодко восстановлен в Московском институте прикладного и декоративного искусства в качестве профессора кафедры скульптуры. В конце этого года скульптор участвует во Всесоюзной выставке, где показывает бюст «Стахановка» – портрет рабочей завода Войкова Марии Агеевой. Работа получает хорошую прессу и одобрение Академии художеств СССР.
В 1952 году его снова приглашает Строгановское училище как профессора и заведующего кафедрой архитектурно-декоративной скульптуры.
В 1954 году в поздравительном адресе в связи с 60-летием Р.Р. Иодко от педагогов кафедры скульптуры Московского института прикладного и декоративного искусства говорится: «Вы, как педагог, воспитали ряд поколений молодых скульпторов, внеся этим самым большой вклад в дело развития советской скульптуры».
В 1957 году скульптор переходит с кафедры архитектурно-декоративной скульптуры на кафедру академической скульптуры и становится её деканом.
В 1962 году благодаря помощи ректората Строгановского училища, Р.Р. Иодко издаёт своё учебное пособие по курсу «Скульптура» «Построение рельефа на плоскости». В нём он пишет: «Теория пространственных искусств сравнительна с теорией музыки и литературы и разработана весьма слабо». В этой работе автор возвращает нас к идеалам древнегреческих и древнеегипетских скульптур и объясняет закон «золотого сечения».
В свой 70-летний юбилей Ромуальд Ромуальдович получил очень много поздравительных адресов от различных институтов, в том числе художественного института, архитектурного, физической культуры, Строгановского, от Союза художников СССР и РСФСР, деятелей культуры, которые так отмечали его деятельность: «Ваше творчество – образец соединения таланта и трудолюбия. Являясь одним из славных питомцев Строгановского училища, Вы, любимый профессор, верны его традициям и передаёте их своим ученикам вместе с замечательной техникой работы скульптора. Ваши глубокие знания учёного-исследователя помогают нам лучше познать художественное наследие в области скульптуры и других изобразительных искусств».
В год 75-летия со дня рождения скульптора правление Московской организации Союза художников РСФСР за подписью Председателя правления С.И. Дудника и председателя бюро секции скульптуры И.М. Рукавишникова отметило: «И сами Вы – вся Ваша жизнь, Ваши произведения, являетесь для Ваших учеников прекрасным примером того, как должен жить и трудиться художник, чья жизнь отдана искусству».
Вот что пишет в своих воспоминаниях скульптор Михаил Викторович Шандуренко, который учился в Строгановском институте у А.Н. Бурганова, и в далёком 1974 году, будучи 23-летним юношей, был последним ассистентом Р.Р. Иодко:
«…Именно тогда я впервые встретил необыкновенного человека. Его классическая на вид фигура, неторопливо движущаяся по псевдоклассическим пространствам Строгановского училища, настолько гармонировала с этой архитектурой, насколько и отличалась от остальных обитателей. Чёрная тройка, белая рубашка, чёрный галстук, гладко зачёсанные седые волосы, высокий лоб, из под которого смотрели внимательные серые глаза – все это, казалось, говорило о том, что так и должен выглядеть настоящий профессор, можно сказать идеальный профессор, это и был Ромуальд Ромуальдович Иодко…
…Ромуальд Ромуальдович был замечательным педагогом, а его уроки носили глубокое содержание. На занятиях он опирался на обширные теоретические знания и умение показать на практике, как нужно моделировать ту или иную форму. Прекрасное владение стилями (заложенное ещё в годы обучения Ромуальда Ромуальдовича в имперском Строгановском училище) помогали студентам оттачивать хороший вкус. Все занятия сопровождались многочисленными примерами, которые красочно иллюстрировались большим количеством фотографий (запасов ещё с имперских времён). Преподавание его было простым, ясным и доходчивым. Это и привлекало к нему молодых художников и давало хороший результат в работе.
Отдельно хочется сказать о его научных изысканиях. Прежде всего, об исследованиях по золотому сечению, применяя которое (по системе Иодко) можно легко запомнить пропорции человеческого тела (очень удобно для запоминания), или понять принцип построения барельефа (пожалуй, самое простое, если не единственное и внятное пособие по лепке барельефа). Удивительным также, кажется, его объяснение окружающего нас пространства через «золотое сечение», где Ромуальд Ромуальдович убедительно доказывает гармоническое строение среды и приводит нас к мысли о тварности мира.
А как Ромуальд Ромуальдович объяснял основы композиции!? – В композиции есть главное и есть второстепенное, где второстепенное подчиняется главному. В их взаимодействии и возникает гармония. Но если все элементы равны, то композиция нарушается и “распадается”…».
В 1968 году Президиумом Верховного Совета РСФСР Р.Р. Иодко удостоен звания Заслуженного художника РСФСР.
Ромуальд Ромуальдович Иодко умер 13 ноября 1974 года в Москве. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
По материалам сайта peoplelife.ru
Вступительная часть – Владимир ХВОРОВ