Иван и Любовь Мисюкевичи: прекрасен их союз и в жизни, и в педагогике

Иван и Любовь Мисюкевичи: прекрасен их союз и в жизни, и в педагогике

Признаться, беседа с семейной парой, ветеранами педагогического труда Иваном и Любовью Мисюкевичами доставила истинное удовольствие – интеллигентные, интеллектуальные, открытые и очень душевные люди. Много лет они отдали педагогической работе в учреждениях образования Слуцка и не только. С этими замечательными людьми беседовала о профессии, о жизни, судьбе, о верности принципам и, конечно, о ней – о математике...

– А знаете как Михаил Ломоносов говорил о математике? – Иван Константинович спрашивает по-учительски заинтересованно. – Это царица всех наук, но и служанка наук. Лучше и не скажешь, великолепная, точная характеристика!

Мы сидим в светлой уютной комнате, через окошко на приусадебном участке Мисюкевичей видны алые розы, а ветер уже сыплет  в воздухе желтыми «монетками» осени – опадающими листьями деревьев. Ветераны рассказывают о своей жизни, где верность, нежность  друг к другу и к своей профессии сплетены воедино, в крепкий, дивный узор.

Первые уроки

Мы подсчитали: общий педагогический стаж Ивана Константиновича и Любови Григорьевны – 93 года,  семейный – 58 лет!

Иван Мисюкевич – уроженец деревни Конотопы Копыльского района, его супруга – из города Кричева Могилевской области. С миром цифр Ивана Константиновича судьба связала, можно сказать, с малолетства, когда в свидетельстве о рождении ему прибавили один год.

– Вот такой знак судьбы, – шутит Иван Мисюкевич. – В школу из-за этого пошел на год раньше ровесников. Учился с удовольствием, успешно, особенно любил математику. Поэтому после окончания Тимковичской средней школы имени Кузьмы Чорного по совету мамы подал документы в Могилевский пединститут на специальность учитель математики. Я из простой сельской, по сегодняшним меркам, многодетной семьи – у меня было три сестры. Как и все наше поколение военного и послевоенного времени, жили предельно скромно, экономно. Было немало трудностей, но справились. А учительствовать я начал 15 сентября 1964 года в Ничипоровичской восьмилетней школе Шкловского района, два года преподавал математику и физику. Волновался, конечно, как найти подход к детям, вызвать интерес к предмету. Все получилось, меня даже из школы отпускать не хотели...

Единственная, на всю жизнь

Во время учебы в институте с Иваном Мисюкевичем случилась большая беда – у парня обнаружили серьезное заболевание сердца, молодой человек балансировал на грани жизни и смерти. Юноше предложили операцию, кстати, одну из первых подобных операций в Беларуси. К счастью, она прошла благополучно.

Любовь Григорьевна вспоминает:

– Иван пришел на наш курс в Могилевском пединституте после академотпуска по болезни. Я училась по профилю «учитель математики и физики». Однажды мы встретились на городском катке. Мне мама пошила брюки, они тогда только в моду входили, плюс яркий вязаный свитерок, в общем, выглядела я задорно (смеется – прим. автора). Гуляли, разговаривали, оказалось много общих тем, понравились друг другу, начали встречаться. Когда Иван делал предложение, честно предупредил, что ему оперировали сердце, мол, последствия могут быть разными. Меня однокурсницы отговаривали, а я подумала: не важно, сколько нам отмерено, главное, что вместе. В 1966 году мы поженились.

С того времени они неразлучны. Как рассказывает Иван Мисюкевич, до встречи с Любовью никто из девушек не покорил его сердце, жена для него единственная любовь, на всю жизнь.

Из трудовой биографии

Молодая семья педагогов начинала свой путь в Кричевском районе, где в Молятичской средней школе Ивана Мисюкевича назначили завучем, конечно, он преподавал  и  математику, Любовь вела уроки физики. С юмором супруги Мисюкевичи вспоминают свое первое совместное место жительства – в одной комнате с хозяйкой деревенского дома, где снимали жилье. Ничего, не жаловались, не ныли, трудились вдохновенно, жили радостно.

Следующий пункт их трудовой биографии – средняя школа №1 города Слуцка (теперь гимназия №1). Молодые учителя математики Мисюкевичи усердно, талантливо передавали юным слутчанам знания о теоремах и математических законах. Кстати, в этом учреждении образования Любовь Григорьевна проработала около 45 лет. С большой теплотой Мисюкевичи вспоминают Леонида Николаевича Кузнецова, который в ту пору был директором СШ №1, говорят, удивительный был человек и руководитель, истинный профессионал своего дела.

Несколько лет Иван Мисюкевич трудился завучем в средней школе №2, а в 1980 году был назначен директором средней школы №9, которую возглавлял 25 лет.

Пять  условий

– Любого ребенка можно научить математике, даже без особых способностей к точным наукам?

– Конечно, – в один голос отвечают мои собеседники. – Если вызвать истинный интерес к предмету, и если ученик трудолюбив. Во многом это от педагога зависит. Увлеченность учителя передается ученикам, формальное отношение к работе выстраивает незримую стену, ведь  дети тонко чувствуют фальшь.

Мисюкевичи, бесспорно, педагоги по призванию, бесконечно преданные своей профессии подвижники. Например, Любовь Григорьевна для лучшего усвоения учениками знаний по геометрии использовала «конструкторские» занятия, когда школьники с помощью пластилина и обычных вязальных спиц создавали пространственные фигуры. А Иван Константинович всегда стремился настроить ребят на творческий подход к математике, поиску альтернативных решений задач.

Иван Константинович и Любовь Григорьевна – учителя высшей категории, Любовь Мисюкевич – также учитель-методист. За свою педагогическую деятельность, многолетний труд награждены грамотами, отмечены благодарностями разного уровня.

Иван Константинович и Любовь Григорьевна уже давно на заслуженном отдыхе, но как сияют глаза этих людей, когда они делятся воспоминаниями о своей работе в школе, коллегах, рассказывают об успехах бывших учеников, немало из которых также выбрали профессию учителя.  Конечно, самое главное подтверждение высокого уровня профессионализма педагогов Мисюкевичей – благодарные ученики, которые и через десятилетия после окончания школы поддерживают с ними отношения, приходят в гости со своими детьми, нередко консультируются. А что, Иван Константинович и теперь на раз справляется со сложнейшими задачами высшей математики. Кстати, в свое время коллеги из других школ называли Ивана Мисюкевича королем математики – не было такой задачи, которую бы не решил этот человек. А еще Иван Константинович отменный шахматист, не раз побеждал в  различных шахматных турнирах, эта игра для ума его любимое увлечение и теперь.

– Какими качествами в первую очередь должен обладать учитель, наверное, банальный вопрос и все же...

– Пять непреложных условий профессиональной состоятельности педагога: любовь к детям, глубокое знание предмета, постоянное самосовершенствование, уважение личности ребенка, учитель должен быть строгим, но добрым, – говорят Мисюкевичи.

Директорский портфель

От педагогов не раз слышала самые лестные отзывы об Иване Константиновиче не только как о прекрасном математике, но и   внимательном, деликатном и мудром руководителе. Учителя старшего поколения средней школы № 9 рассказывали, что  ни разу не слышали, чтобы директор повысил на кого-нибудь голос. Иван Константинович умел найти общий язык с каждым педагогом, «нейтрализовать» спорные ситуации, в коллективе царила атмосфера доброты и взаимопонимания.

– Дело не во мне, – скромничает Иван Мисюкевич. – Просто коллектив был отменный: увлеченные, интересные, досконально знающие свой предмет учителя, искренне стремящиеся научить детей не только наукам, но и воспитать порядочных людей, достойных граждан. С благодарностью вспоминаю  учителей: русского языка – Ирину Николаевну Ковалько, начальных классов – Валентину Александровну Картунович, химии – Софью Иосифовну Мисюченко, биологии – Надежду Андреевну Ломец и многих других замечательных  коллег, с которыми посчастливилось работать в средней школе №9.

– Быть руководителем – ответственное и хлопотное дело. Не мешал ли «директорский портфель» преподавательской работе? – интересуюсь у Ивана Константиновича.

– Как директору школы приходилось решать немало организационных, хозяйственных вопросов. Например, чтобы решить проблемы с отопительной системой в пристроенном помещении школы пришлось даже обращаться в горком партии. С проблемой справились, систему отопления наладили. Что касается вопроса, кто победил во мне директор или учитель... Мне думается, одно другому не помеха, если искренне любишь свою профессию. Математика для нас с Любовью Григорьевной – это святое...

«Наша отрада»

– Много счастливых событий было в нашей жизни, – отмечает Любовь Григорьевна. – Были и трудные моменты, испытания, увы, их никому не избежать, которые мы с мужем преодолевали вместе, поддерживая, помогая друг другу, как говорится, рука в руке. –  Основа семейного счастья – это взаимоуважение и взаимопонимание, и доброта, конечно. Мы вырастили сына и дочку, у нас трое замечательных внучек – наша отрада!

Иван Константинович и Любовь Григорьевна провожают меня до калитки, как всегда, вместе. И небо в тот день мне кажется ярче, и хмурая осень – такой прекрасной...

автор статьи: Наталья Селезнёва