Мужество повседневного труда

Мужество повседневного труда

22.12.2017

Этот материал был подготовлен к 45-летию педагогической работы Героя Социалистического Труда Сергея Фёдоровича Рубанова. Прошло уже много времени, но многие случчане ещё помнят этого замечательного педагога и человека. Предлагаем читателям ознакомиться со статьёй Г. Пастрона «Мужество повседневного труда».

Среди многочисленных поздравлений в связи с присвоением звания Героя Социалистического Труда директору Слуцкой средней школы № 10 С.Ф. Рубанову было и такое: «Восхищён мужеством вашего повседневного труда!». Сказал эти слова бывший воспитанник школы доктор технических наук, генеральный директор одного из крупнейших ленинградских производственных объединений Николай Иванович Комяк. Много лет прошло, как, он окончил школу, но до сих пор помнит преподавателя математики Сергея Фёдоровича Рубанова и, гордый высокой наградой учителю, метко охарактеризовал его деятельность на ниве народного просвещения.

Сорок пять лет изо дня в день приходит он в класс.

Всегда строгий, подтянутый, внешне даже несколько суховатый, педантичный. Но посидите на уроке математики, и вы увидите, как оживают цифры, как красноречиво говорят с ребятами формулы. Даже те, кто считает себя «неспособным» к этому предмету, попав в мир теорем, формул, аксиом, который перед ними раскрывает учитель, проникаются романтикой математики.

Как-то у Сергея Фёдоровича спросили: «Как это все вам удаётся?» Привыкший к математической точности, он деликатно поправил спрашивавшего, мол, имеете в виду, как достигается? И ответил примерно так:

– Лишь непосвящённому может показаться, что учитель изо дня в день, из года в год говорит и делает на уроках одно и то же – учебник и то один, темы одни и те же. Но это только внешняя сторона нашей работы. Просто хорошо объяснить, опросить учеников и поставить оценку – крайне мало. Надо учить ребят мыслить, искать новые пути решения задач, прививать вкус к творческой работе, видеть связь конкретного положения математики с жизнью.

И только со стороны может показаться, что ему это даётся легко. Постоянный поиск, повседневный труд – вот что стоит за внешне кажущейся лёгкостью. И, пожалуй, лучше всего об этом поиске говорит название кандидатской диссертации, которую С.Ф. Рубанов защитил десять лет назад: «Рационализация процесса обучения стереометрии в средней школе». Рациональный в переводе с латинского означает «разумный». Значит, комплекс разумных мероприятий, направленных на то, чтобы ученики получили прочные знания с учётом важнейших достижений науки и требований жизни. Понадобилось десять лет смелого эксперимента, кропотливого труда, прежде чем преподаватель вышел на кафедру учёного совета и обнародовал выводы, обогатившие педагогическую практику.

После защиты диссертации к С.Ф. Рубанову подошёл представитель одного республиканского ведомства и предложил ему довольно солидную должность, сулящую и перспективы, и материальные блага. Человек деликатный, Сергей Фёдорович поблагодарил за тёплое слово, за доворие и сослался на то, что он ещё не «остепенённый», что должность такую может занимать лишь специалист с учёным званием. Товарищ не сдавался, напомнил об отзыве Академии педагогических наук СССР на его работу. В отзыве подчёркивалось, что Рубанов наметил путь, по которому теперь пойдут преподаватели стереометрии, и что сделал он это ещё задолго до появления новых программ и учебников, проявив настоящую гражданскую доблесть.

Сергей Фёдорович улыбнулся и ответил: «Как я могу сойти с этого пути, тем более, что, как вы уже сказали, пойдут по нему и другие…»

Так, вопреки опасениям коллег из его школы и начальства из отдела народного образования, Сергей Фёдорович остался верен тому пути, который начал ещё в далёкие тридцатые годы. Сейчас это может вызвать улыбку, но учителем его впервые назвали, когда Рубанову не было ещё и шестнадцати. Тогда, после окончания семилетки, он был назначен заведующим школой малограмотных. Ученики были в два-три раза старше учителя.

И на занятиях Рубанов поначалу чувствовал себя случайно попавшим в общество взрослых. Но это скоро прошло. Помогли сами ученики. Нужно было видеть, с каким старанием и истинным уважением относились они к занятиям, перенося своё почтение к знанию на молодого учителя.

Учил других и сам учился. Закончил Мстиславльский педтехникум, а после войны – Московский государственный педагогический институт имени Владимира Ильича Ленина. Годы педагогического труда, поиска. Диссертация. Десятки лет «директорствования». Учёная степень и звание Героя Социалистического Труда. И при всех этих высоких званиях он остаётся учителем – учит других и учится сам. Как директор, добивается, чтобы преподаватели не только давали учащимся определённую сумму знаний, скажем, по физике, химии или биологии, но и вырабатывали у юношей и девушек марксистско-ленинское мировоззрение. В школе вы можете познакомиться с работами педагогов: «Формирование научного диалектико-материалистического мировоззрения на уроках химии». В них живой опыт, наблюдения, исследования, поиски.

В одной из своих работ С.Ф. Рубанов подчёркивает, что «философское обобщение законов конкретных наук не составляет дополнительных трудностей для учеников, а, наоборот, делает эти законы понятнее, доступнее. А учитель призван помогать учащимся делать эти обобщения.

Ведь школа – учреждение идеологическое, а учитель любой дисциплины – идеологический работник».

Могила директора СШ №10 Героя Социалистического Труда Сергея Фёдоровича РубановаТворческий целенаправленный стиль работы директора стал стилем всего педагогического коллектива школы, по праву считающейся одной из лучших в стране. О методах обучения и воспитания, применяемых здесь, написано очень много. Опыт Слуцкой СШ № 10 обобщён и представлен на ВДНХ СССР.

Рубанова часто приглашают на различные совещания, семинары учителей. Он близко знаком со многими известными педагогами. Особенно дорожит Сергей Фёдорович многолетней дружбой с Василием Александровичем Сухомлинским. Педагогическая концепция директора сельской средней школы на Украине близка концепции директора городской школы в Белоруссии, мысли Сухомлинского о формировании коммунистической нравственности у подрастающего поколения созвучны мыслям С.Ф. Рубанова.

Сергей Фёдорович любит напоминать учащимся, учителям слова В.А. Сухомлинского: «Быть настоящим человеком – это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче, чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, осталось что-то хорошее от тебя, от твоей души…»

За 45 лет педагогической работы с Сергеем Фёдоровичем Рубановым соприкоснулись сотни людей. В школе работает немало преподавателей, которые сами её окончили в своё время. Привлекает, тянет их сюда не только стремление к «домашнему очагу», а прежде всего память о тех светлых, полных радости познания днях школьной поры.

 

 

Источник – Сборник «Труд, талант, доблесть» (Ч.2, 1981)