Преподаватели-случчане в Томске

Преподаватели-случчане в Томске

27.09.2016

В 2013 году в №2 «Вестника ТГПУ» была опубликована статья Галины Грошевой «Белорусы в профессорско-преподавательском составе Томского государственного педагогического института в 1930-е – 1950-е гг.». Представляем её нашим читателям в сокращённом варианте.

В статье на основе архивных материалов ТГПУ даётся характеристика преподавательского состава из числа этнических белорусов, а также выходцев из БССР, работавших в Томском государственном педагогическом институте (ТГПИ) в 1930–1950-х гг. Выявляются персональные данные и численность преподавателей, занимаемые ими должности и структурные подразделения, в которых они работали; описывается их профессиональная деятельность в ТГПИ. Приводятся краткие биографические сведения.

Статья представляет собой результат исследования в рамках научного проекта «Историко-этнографическое изучение белорусов Томской области», одним из аспектов которого является выявление вклада белорусов в развитие высшей школы г. Томска, в частности Томского государственного педагогического университета (ТГПУ). Это одна из первых работ, посвящённых изучению преподавательского состава ТГПУ в «этническом срезе».

Исследование осуществлялось на основе делопроизводственной документации Архива ТГПУ. В архиве хранятся материалы по личному составу сотрудников вуза начиная с 1931 г., когда постановлением СНК РСФСР № 752 педагогический факультет при Томском государственном университете (ТГУ) был преобразован в Томский индустриально-педагогический институт. В 1933 г. вуз был переименован в Томский государственный педагогический институт (ТГПИ). В рассматриваемый период в делопроизводственных материалах архива вуз фигурирует и под названием Томский государственный педагогический и Учительский институт, что обусловлено функционированием при ТГПИ с 1935 по 1956 г. Учительского института с двухлетним сроком обучения.

При работе с личными делами в архиве в штатном составе ТГПИ удалось выявить 11 преподавателей белорусского происхождения, работавших в вузе в 1930–1950-х гг. Среди них один имел учёное звание доцента, два и. о. доцента, два старших преподавателя, два ассистента; четыре человека в делопроизводственной документации обозначены как «штатные преподаватели», соответственно, какую конкретно должность они занимали, определить не удалось. Один преподаватель имел степень кандидата наук.

В архивных материалах за период 1930-х гг. удалось обнаружить пять личных дел преподавателей-белорусов, среди которых и. о. доцента, декан исторического факультета Николай Яковлевич Костеша (1931–1942), ассистент кафедры педагогики Василий Фомич Финкевич (1931–1932), доцент кафедры математики, заместитель директора ТГПИ по учебной части Алексей Ефеимович Попко (1932–1942, 1944–1956), старший преподаватель кафедры ботаники Филарет Иосифович Боровков (1938–1941), старший преподаватель кафедры марксизма-ленинизма Михаил Михайлович Шорников (1939–1940). Биографии этих людей свидетельствуют об их большом педагогическом опыте и значительном вкладе в развитие учебного процесса в Томском государственном педагогическом институте.

Наших земляков, уроженцев Слуцкого уезда Минской губернии, было два.

Василий Фомич Финкевич

В.Ф. Финкевич (1904 г. р.) – уроженец с. Лешно Быстрицкой волости Слуцкого уезда Минской губернии (Сейчас – деревня Лешня Блевчицкого сельсовета Копыльского района Минской области. – В.Х.); по социальному происхождению из крестьян-бедняков. Состоял в ВЛКСМ в 1923–1930 гг., с 1925 г. член профсоюза работников просвещения (Рабпрос).

В 1924–1928 гг. В.Ф. Финкевич учился на педагогическом факультете Белорусского государственного университета (г. Минск). После его окончания в 1928–1930 гг. работал в педагогическом техникуме г. Слуцка в качестве преподавателя-обществоведа и заведующего учебной частью техникума; вёл общественно-политическую работу. Работая в техникуме, Василий Фомич заведовал вечерней партийной школой и работал в клубе райкома партии в качестве консультанта по заочному обучению партийцев. Был принят в райкоме партии в кандидаты ВКП (б).

В июне 1931 г., после окончания высших педагогических курсов при Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена, на основании наряда Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) был командирован в распоряжение Томского индустриально-педагогического института для работы в качестве ассистента по педагогике (принят на работу с 31 августа 1931 г.). Свою научную квалификацию он повышал под руководством профессора ТГУ С.Я. Вольфсона. В период работы в вузе помимо основной преподавательской деятельности Василий Фомич временно исполнял обязанности помощника директора по учебной части, активно занимался общественно-политической деятельностью. В феврале 1932 г. В.Ф. Финкевич прекратил работу в институте в связи с уходом на военную службу.

 

Алексей Ефеимович Попко

Алексей Ефеимович ПопкоА.Е. Попко родился в 1888 г. в д. Шаловичи Слуцкого уезда Минской губернии в крестьянской семье. В 1904 г. Алексей Ефеимович окончил Романовское 2-классное училище Министерства народного просвещения (МНП) и поступил в Слуцкое 4-классное городское училище, завершив обучение в котором в 1908 г. поступил в Несвижскую учительскую семинарию и в том же году экстерном сдал экзамены на звание учителя начальных училищ с правом преподавать в 2-классных МНП – училищах.

В 1908–1915 гг. работал преподавателем в Дубровицком и Хойникском земских начальных училищах Речицкого уезда Минской губернии; заведовал Заскенским земским училищем. Высшее образование А.Е. Попко получил в 1915–1918 гг. в Калужском учительском институте, где учился на математическом факультете по специальности «методика математики». С 1918 по 1920 г. был заведующим школой и учителем математики школы II ступени с. Ерёмино Гомельской губернии. В период 1920–1925 гг. работал заведующим и учителем математики в школах II ступени в местечке Ленино Слуцкого уезда и д. Осиповичи Бобруйского уезда Минской губернии. С 1915 по 1928 г. состоял в кандидатах ВКП (б); член профсоюза Рабпроса.

В Томске А.Е. Попко начинает свою деятельность в 1925 г. как инспектор Соцвоса (одна из линий работы в системе народного образования: социальное воспитание и образование детей и подростков) и заместитель заведующего Губернским соцвосом. В 1925–1926 гг. Алексей Ефеимович работал заведующим и преподавателем математики школы II ступени № 7 Томского окружного отдела народного образования (ОкрОНО); в 1926–1928 гг. – инспектором школ Соцвоса I и II ступени ОкрОНО; с 1928 по 1932 г. преподавателем математики и методики математики в русском Томском педагогическом техникуме (с 1924 г. по 1953 г. в г. Томске наряду с русским Томским педагогическим техникумом, открытым в 1922 г., действовал Татарский педагогический техникум со школьным отделением).

В 1932 г. А.Е. Попко был принят штатным ассистентом на кафедру математики Томского индустриально-педагогического института, где осуществлял чтение лекций по методике математики и руководил педагогической практикой студентов. С 1938 по 1942 г. временно исполнял обязанности доцента кафедры математики, с 1944 по 1956 г. работал в должности старшего преподавателя. Помимо основной занимал должности заместителя директора по Учительскому институту с 1938 по 1939 г., исполнял обязанности заместителя директора по учебно-научной работе с 1939 по 1940 г., заведовал педагогической практикой института. В период 1930–1933 гг. Алексей Ефеимович по совместительству вёл педагогические курсы по подготовке преподавателей математики и физики для школ крестьянской молодёжи и фабрично-заводских семилеток. Неоднократно читал лекции на летних педагогических курсах подготовки и повышения квалификации учителей начальных и средних школ. Состоял председателем месткома института, был депутатом Томского городского совета и председателем секции народного образования совета.

В 1932 г. Западно-Сибирским краевым отделом народного образования А.Е. Попко был командирован в Ленинградский педагогический институт им. Герцена для прохождения одногодичной аспирантуры по методике преподавания математики. В связи с возникшими финансовыми трудностями в семье был вынужден оставить аспирантуру и вернуться в Томск.

Научную работу Алексей Ефеимович осуществлял по истории преподавания тригонометрии в России. Перерыв в работе А.Е. Попко в педагогическом институте с 1942 по 1944 г. был связан с сокращением педагогической нагрузки на факультете и его переходом на работу в среднюю школу (СШ). В 1944 г. Алексея Ефеимовича приказом по Наркомпросу РСФСР перевели с должности директора Самусьской СШ Томского района Новосибирской области на должность старшего преподавателя кафедры математики в ТГПИ, где он более десяти лет читал элементарную математику и вёл курс методики преподавания математики.

За время работы в институте А.Е. Попко подготовил к печати курс «Методика преподавания тригонометрии», вёл большую работу по расширению кабинета методики преподавания математики, пополняя его пособиями собственной конструкции. Алексей Ефеимович освобождён от занимаемой должности в 1956 г. в связи с уходом на пенсию.

 

Владимир ХВОРОВ
по материалам статьи Галины Грошевой

 

Томск – город в России, административный центр одноимённых области и района, расположенный на востоке Западной Сибири на берегу реки Томь. Находится примерно на расстоянии 4 459 километров от Слуцка.

Старейший в Сибири крупный образовательный, научный и инновационный центр насчитывает 9 вузов, 15 НИИ, имеется особая экономическая зона технико-внедренческого типа и 6 бизнес-инкубаторов. Является членом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.

Город богат памятниками деревянной и каменной архитектуры XVIII—XX веков.

 

Об авторе (по материалам официального сайта ТГПУ)
 
Галина Васильевна Грошева

Галина Васильевна ГрошеваДолжность: Доцент Томского государственного педагогического университета.

Преподаваемые дисциплины:
Новейшая история стран Запада, Современные проблемы международных отношений, Проблемы глобализации в современном мире, Современные проблемы исторической науки, Спецсеминар по всеобщей истории, Идеология и политика мультикультурализма, Основы профессиональной компетентности историка, Актуальные проблемы всеобщей истории, Современные подходы к преподаванию зарубежной истории, Актуальные проблемы преподавания истории, Научно-исследовательская работа, Учебная практика, Производственная (научно-исследовательская) практика, Преддипломная практика.

Учёная степень: Кандидат исторических наук.

Учёное звание: Доцент.

Образование:
Базовое: Исторический факультет ТГПУ, 1994–1999 гг. Специальность: «История» с дополнительной специальностью «Филология». Квалификация: учитель истории и иностранного (немецкого) языка.
Послевузовское: Томский государственный университет, исторический факультет, кафедра современной отечественной истории. Соискатель учёной степени кандидата исторических наук по специальности «Этнография, этнология и антропология, 2003–2008 гг.». Тема диссертации «Хакасский этнос в системе российского федерализма (1990–2000-е гг.)».