Учитель от Бога
08.01.2016
Мы очень часто слышим в обиходе слова: «Учитель от Бога». Кто он – этот человек? Талант или ещё более – человек, обладающий человеческой добродетелью?!
Я очень часто слышал эти слова от совсем незнакомых людей в адрес своей мамы – Оксаны Васильевны Куник.
Не раз многие из нас задумывались над тем, какая она, профессия учителя? Что нужно сделать, связав свою жизнь с педагогикой, чтобы лучше подготовиться к ней?
Учителя сравнивают то с Прометеем, несущим людям спасительный огонь, то с легендарным Данко, отдавшим людям своё пылающее сердце. В каждом из этих сравнений есть доля истины. Но ни одно из них не выражает в своей полноте своеобразия труда учителя.
Восхваляя своего лицейского учителя А.П.Куницына, читавшего курс из 12 наук, А.С. Пушкин в 1825 году писал:
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
Задумываются ли учителя, кем станут их ученики в будущем: лётчиками или космонавтами, учёными или художниками, тружениками заводов или колхозных полей? Думаю, да.
Все мы были учениками и с чувством глубокой благодарности вспоминаем своих учителей, которые пробудили и сформировали в нас лучшие человеческие качества.
Этот рассказ об учителе от Бога.
Куник Ксения Васильевна – учитель химии СШ №7 города Слуцка, именно о ней это повествование, о человеке, чьё сердце было отдано детям. И это вовсе не красивый литературный оборот, а чистая, правда.
А начиналось все так. Родилась Ксения 1 октября 1936 года в деревне Лукомер Полесского воеводства Пружанского повета сельской гмины Малеч в семье крестьянина. Родина её – нынешняя Брестчина, Берёзовский район. Славянское племенное объединение дреговичей, которое исстари жило здесь, получило у судьбы весьма скромный дар в виде, как сейчас принято говорить, окружающей среды.
Народ живёт здесь добрый и отзывчивый, очень трудолюбивый. Именно здесь прошло детство и юность Ксении.
Отец её был крестьянин-пахарь – Василий Дорофеевич Тюшкевич (1901–1940 гг.). Закончил 4 класса церковно-приходской школы и в житейском смысле слова был грамотным, умел хорошо читать и писать. По воспоминаниям родных у него был очень красивый почерк.
Из воспоминаний Ксении:
«Я почти не видела, чтобы мой отец не был занят какой-то работой. Даже рассказывая о чем-то, он не переставал что-то мастерить, строгать, чинить, приводить в порядок скромные орудия труда крестьянина – соху, борону и прочее. И все же мой отец был немногословным человеком. Он обладал способностью часами заниматься делом в поле, на дворе, на сенокосе, в лесу – на заготовке дров, не говоря ни слова, хотя, как правило, его окружали люди, с которыми, может и хотелось пообщаться. Просто не любил этого, считал, что разговор мешает трудиться. Мне всегда казалось, что без работы, хотя бы в лёгком её виде, он не сумеет жить.
Семья была у нас большая: отец, мать и шестеро детей: дочери – Надежда, Любовь, Вера, я, братья – Иван (умер в раннем возрасте) и Николай. Все заботы по воспитанию детей и ведению хозяйства лежали на маме».
В 1925 году отец Ксении был призван на службу в армию. Служил он в 66-ом Кашубском пехотном полку имени маршала Ю. Пилсудского в городе Хелме.
После службы занимался крестьянским хозяйством. Умер рано, в 1940 году, от заворота кишок.
Мать Ксении, в девичестве Кот Макреня Григорьевна (1905–9.02.2002 гг.), родилась в семье крестьянина-бедняка из соседнего села Коты. Это была женщина с доброй душой, очень набожная. К сожалению, была не грамотная.
Всю жизнь посвятила воспитанию детей и в последующем внуков. В годы советской власти была награждена орденом «Материнская Слава» 2-й степени. Умерла в 97 лет. К тому времени у неё было 9 внуков и 15 правнуков!
Семья жила на хуторе. Крестьянские хутора возникли на территории Белоруссии во 2-й половине ХIХ века.
Первоначально на хутора переезжали хозяева, которые преждевременно выкупили свои наделы. Так и получилось с отцом Василия Дорофеевича, который выкупил землю и поделил её между сыновьями. В годы столыпинской аграрной реформы они получили господдержку. В 1923–1929 гг. хуторизация стала одним из основных направлений аграрной политики польских властей в Западной Белоруссии.
Не считая глубокой семейной привязанности, которая является, в общем-то, врождённой чертой человека, первое сильное чувство, пробудившиеся в душе Ксении было чувство любви к родным местам, к дому, в котором родилась.
Из воспоминаний Ксении Васильевны:
«Родная деревня, изба, берёзы у хлебной нивы, тропинка до родной хаты, по которой приходилось бегать с леса… В моей памяти всегда прячутся приятные воспоминания о них. Наш дом стоял вдалеке от деревни. Мне казалось, что ему не менее сотни лет, таким он выглядел старым, покрытым соломой. Вспоминается приятная прохлада, когда заходишь в сени. В хате светло от побелённой печи и стен. Приятный тёплый колер замызганных людскими ладонями крошечных стульев, полочек, деревянных лав приводили в восхищение. Помню старый куфар, льняные абрусы и иконы в рушниках. Но больше всего вспоминаются золотые краски ржаного поля, усеянного местами полевыми цветами и возвращающегося с нивы отца с лошадью».
Будучи от природы весьма наблюдательной, Ксения подмечала особенности сельской жизни и природы родного края.
Незаметно – с каждым глотком родного воздуха, под звуки колыбельной песни матери, начиная с раннего детства, а позже под влиянием сказок, преданий, которые рассказывал отец, формировался и правильный духовный мир Ксении.
В 1939 году Западную Белоруссию освободила Красная Армия. Недолго мирной жизнью жила тихая деревня Лукомер. 1941 год… Грянула Великая Отечественная война. Немцы уже на вторые сутки были в Пружанах и Малече.
Из воспоминаний Ксении Васильевны:
«Немцы пришли на хутор внезапно, шла колонна за колонной по пружанской дороге. Я была маленькой, но один момент запомнила хорошо. В 1943 году около деревни партизаны подорвали немецкую машину, погибло шестеро фашистов. В деревню был прислан карательный отряд. Всех сельчан и нас детей без тёплой одежды согнали в овраг за деревню, а был март месяц. Никогда не забуду лай собак и дула пулемётов… Помню, как меня взял на руки немецкий солдат и угостил шоколадом, он долго согревал мне руки и ноги своими крестьянскими руками и улыбался. После того как разобрались, что люди не виноваты, из комендатуры посёлка Малеч пришёл приказ всех освободить. Как мы бежали босиком к себе домой по промерзшей земле…»
В июле 1944 года пришло долгожданное освобождение. В деревне открылась семилетняя школа, в которую пошла Ксения.
В обычной крестьянской избе дети учились грамоте, арифметике, алгебре, геометрии, географии, химии, физике и другим наукам. Сначала писали на специальных восковых досочках, а потом на бумаге чернилами. В 1951 году школа была окончена.
Ксения питала пристрастие к наукам, а потому продолжила обучение в школе-десятилетке в г.п. Малеч Пружанского района Брестской области.
Директором школы был Николай Понтелеймонович Шевчук (с 1951 по 1954 год). Классы в школе были переполнены (по 3–5 параллелей), поэтому занимались в основном здании и в помещении по ул. Школьной. Дисциплина в школе была суровой: указка или линейка часто стучала по столу преподавателей, но учится было очень интересно.
Из воспоминаний Ксении Васильевны:
«Тяга к учёбе была настолько велика, что каждодневный поход в школу за 7 км в любую погоду не замечался. Но кроме учёбы нужно было помогать маме по хозяйству, а по ночам делать при огне лучины уроки. Иногда свои «ночные университеты» я проходила, когда пасла лошадь ночью. В ночном – с девяти или с десяти часов вечера и до семи утра – дружно с подругами читали книги, делали задачи по алгебре и физике. Очень много в этом «университете» мы общались друг с другом, обогащая свои знания житейскими сведениями. Очень мне нравились предметы химия и биология, любила читать. В эти годы, я просто «глотала» книги и ещё не могла определить, какой же всё-таки должна стать моя будущая специальность.
И тут помогла общественная работа в школе, комсомол, дружное общение с одноклассниками, занятия спортом, посещение кружка по химии.
В 1954 году к школе была сделана пристройка с кабинетами химии и биологии.
Перед школой был разбит парк. Как мы радовались новым уютным классам. Я поняла – моё призвание-педагогика».
23 июня 1954 года Ксения окончила среднюю школу и в этом же году поступила в Брестский государственный педагогический институт им. А.С. Пушкина.
Решение об образовании учительского института в Бресте было утверждено Постановлением СНК БССР от 6 июня 1945 года. Свою деятельность он начал с августа 1945 года, а в 1949 году институту было присвоено имя А.С. Пушкина в честь 150-летия со дня рождения поэта. Зная о том, что в институте есть факультет естествознания (кафедра открылась в 1950 году, руководила ей Л.Е. Немцова, будущий куратор группы Ксении Васильевны), Ксения приняла решение поступать на него. Сдала экзамены успешно и была зачислена на I курс в группу «Б». Началась полная романтики студенческая жизнь.
Именно здесь она поняла, что учительская профессия – это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.
Замечательная черта – постоянно открывать в человеке новое, изумляться, видеть человека в процессе его становления – один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду.
Ксения поняла, что этот корень закладывается в человеке ещё в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших – отца, матери, учителя, – которые воспитывают ребёнка в духе любви к людям, уважения к человеку.
Педагоги института делали все для гармонического развития студентов:
– посещали с ними театры и кино;
– организовывали факультативы;
– привлекали своих воспитанников к занятиям спортом;
– организовывали трудовое воспитание.
С чувством благодарности вспоминает Ксения Васильевна о своих преподавателях:
«Материальная база на факультете длительное время была слабой – не хватало литературы, наглядных пособий, реактивов, химической посуды, приборов. Для организации специальных кабинетов было недостаточно аудиторий. На I курсе в 1954 году доцент кафедры М.Я. Асс организовал первую экспедицию по сбору экспонатов, потому что он был убеждён, что преподавать биологию, зоологию нельзя без показа тех конкретных объектов, которые предусмотрены программой. На каждом занятии он применял важнейший принцип естествознания – наглядность. Только нашей группой было собрано и составлено около 100 листов гербариев, нарисовано 50 наглядных пособий, созданы семейные фонды.
Кафедру химии возглавлял кандидат химических наук Б.Н. Шварц. Именно он привил нам любовь к науке, которая начала «широко распростирать руки свои в дела человеческие». А как виртуозно проводил химические опыты в лаборатории И.И. Манило – преподаватель методики химии. Залюбуешься!»
Кто из студентов не мечтал в годы учёбы попасть в романтику студенческих отрядов!? Как известно, в 1954 году Пленум УК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна и об освоении целинных земель». Было намечено распахать в Казахстане, Поволжье, Урале и в Сибири 43 млн га цельных земель. Это мероприятие широко освещалось по всей стране. Только за 1954–1961 гг. целина поглотила 20% всех вложений СССР. На целину отправляли все производимые в стране трактора и комбайны, мобилизовывали студентов на время летних каникул, отправляли в сезонные командировки механизаторов, водителей и целые армейские подразделения.
В 1957 году в Кокчетавскую область на уборку урожая был направлен студенческий отряд пединститута, в составе которого была и Ксения.
Из воспоминаний Ксении Васильевны:
«Героическое было время. Но мы были романтиками и честно говоря, хотелось заработать своим трудом денег. Семеро суток мы ехали в вагоне-теплушке до места назначения в один из совхозов Кокчетавской области. На полустанках выбегали набрать воды и умыться. Готовили кушать в вагоне. Ехали с песнями, счастливые и вдохновлённые.
На одном из полустанков пересели в открытые грузовики машины ГАЗ-51 и поехали на полевой стан. Какое же это бескрайнее море – целинное пшеничное поле!!! Проехав по пыльным дорогам, мы изрядно устали. На полевом стане нас приняли с радостью: накормили и напоили холодным кумысом. А на следующее утро, мы все слегли на 3 дня с ангиной. Дальше начались наши трудовые будни.
Меня определили на работу помощником комбайнера. Очень тяжёлый труд: нужно успевать смотреть за всеми механизмами, особенно за работой маховика. Работали с 6 утра и весь световой день. В выходной день устраивали девичники с песнями и танцами. Словом, мы были молоды и счастливы. Здесь мы поняли, каково плодотворное взаимодействие физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Именно физический труд обеспечивает основу развития личности в коллективе и самого коллектива».
Освоение целины шло форсированными темпами: если за два года предполагалось распахать 33 млн га, то за 1954–1960 г.г. было поднято 41,8 млн га ценных земель, на которых было получено от половины до трети всего производимого в СССР хлеба.
Ещё до работы в студенческом отряде, в период летних каникул Ксении, в 1956 году в деревню Лукомер приехали на практику студенты-геологи БГУ. 16 июля 1956 года на деревенской вечеринке Ксения Васильевна познакомилась со своим будущим мужем – Мишей.
Романтика таких деревенских вечеров, встречи у трёх берёз на хуторе возле хлебной нивы, родила в душах этих людей самое высокое чувство – любовь. 11 марта 1958 года они расписались, связав свои судьбы на долгие-долгие годы.
В 1958 году список специальностей на факультете естествознания расширился. Была открыта специальность «Основы сельскохозяйственного производства», увеличен срок обучения до 5 лет.
«А годы летят, наши годы как птицы летят, и некогда нам оглянуться назад…» Пролетели годы учёбы. В 1958 году Михаил Николаевич Куник окончил геолого-географический факультет БГУ им. В.И. Ленина, отделение геологии по специальность инженер-геолог, был направлен на работу в должности младшего геолога в Белорусскую геологоразведочную экспедицию в г. Слуцк.
А в 1959 году К.В. Куник окончила пединститут по специальности биология, химия и основы сельского хозяйства с присвоением квалификации преподавания данных предметов и звания учителя средней школы.
Ксения поехала работать в город Слуцк к Михаилу. На всю оставшуюся жизнь этот город объединил судьбы прекрасных людей.
Приказом заведующего роно от 11 августа 1959 г. Ксения Васильевна была назначена учителем биологии, химии и заведующей пришкольным участком Леньковской семилетней школы.
1 сентября запомнилось ей на всю жизнь: это первый урок, это день, когда её впервые назвали учителем. В этом учебном заведении началось становление молодого педагога как личности. Работа спорилась, нужно было писать планы, много работать на приусадебном участке. За год молодой учитель благоустроил клумбы в школе, все благоухало в цветах. Уроки проводились с интересом, много наглядных пособий сделал молодой педагог вместе с учениками, но первым был стенд «Периодическая система Д.М. Менделеева».
В октябре 1959 года Ксении предложили место учителя химии и основ сельскохозяйственного производства в Беличской средней школе. Она согласилась. Добираться до работы стало легче, а самое главное – там она встретила свою лучшую институтскую подругу Марию Мотыкало, та работала по распределению в этом учебном заведении учителем биологии. Приказом заведующего роно от 31 октября 1959 г. молодой педагог был переведён в эту школу и с 1 декабря приступил к исполнению своих обязанностей. С теплотой вспоминала Ксения Васильевна тех педагогов, которые работали вместе с ней:
«Директор Ляхов Ф.И., завуч Капустин Д.Г., Учителя Адерихо А.А., Амельникович А.А., Козел Н.А. научили меня уважать «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребёнка «может что-то не получаться, но придёт время – научится». Сознание ребёнка – могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость. Директор всегда рекомендовал педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребёнка, а тогда когда он совершает что-то хорошее. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводила чрезвычайно редко к психологическим срывам, к появлению «трудных» подростков».
Сельская школа, сельский труд… Кому, как не ей, выросшей у хлебной нивы на хуторе, не знать тяжесть этого многогранного труда. Вместе со своими воспитанниками Ксения трудилась на приусадебном хозяйстве, сажали много цветов, делали учебные грядки, а сколько наглядных пособий изготовили в кабинете химии!
Для городского ребёнка утром дверь – щит, каменная стена. Уходят родители на работу, как в другую страну. Их трудовой пот с радостью победы и упорством при неудаче, их во что-то овеществлённые мечты и идеи донесутся до него как дальнее эхо – в вечерних разговорах за ужином. Не страшно, что путает человек яблоню с грушей, пока нет плодов, что не различает птиц по их пению, а цветы видит на клумбах. Другое важно: понимает ли он и чувствует, что мир не только семья, даже большая и дружная, что мир не квартира, даже самая комфортабельная. Мир – это цепь поколений, которые, трудясь, творили красоту земли, которые своими делами, как по ступеням, вознесли нас на наши этажи: не как на вершину, а для нашего следующего шага в будущее. Помним ли мы о суете будней? Передаём ли память о трудовой истории народа своим детям? Но кто, кроме нас, расскажет им, откуда берут начало наши корни? Дед, бабка – они поднимались до рассвета и ложились, когда деревья, отворотясь от солнца, вытягивали по траве длинные тени. Их руки знали землю. Не они начали, они лишь продолжили труд отцов, как мы – их, впитав в свою память молочно-травяной запах стада, заполняющего вечерами деревенскую улицу, утреннюю росу на лугу и белый каменный кирпич русской печи…
Именно в сельской школе Ксения поняла, что не нужно рассказывать об этом беличской ребятне. Что ни день, перед их глазами – берёзы, рубленные «в лапу» избы, тропинки по хлебному полю и каждодневный пример тех, кто делает жизнь своими руками.
В апреле 1961 года в семье Куников появился первенец – сын Володя. Родители радовались рождению ребёнка и вместе с ним начали познавать окружающий мир.
Уже через 6 месяцев Ксения вышла на работу, а за маленьким сыном досматривала нянечка.
В феврале 1963 года в семье опять пополнение, родился второй сынок – Михаил.
В декабре 1963 года Ксению Васильевну назначили преподавателем химии и биологии в заочную среднюю школу города Слуцка. Работать стало легче: рядом и семья, и место работы.
В 1964 году молодая семья получает 3-х комнатную квартиру, почти в центре города. Радости не было конца.
В августе 1964 года следует перевод учителем биологии и химии в вечернюю школу рабочей молодёжи №1.
Занятия в школе начинались в 7 часов вечера, и у Ксении было больше времени заниматься домом и семьёй.
Размещалась вечерняя школа в здании средней школы №10, которой руководил Заслуженный учитель БССР, Герой Социалистического труда С.Ф. Рубанов.
Рабочая молодёжь… Люди уже имеющее семилетнее образование, с уже устоявшимися взглядами на жизнь. О них и их учёбе сняли фильм «Большая перемена». В школе был очень сильный и дружный коллектив педагогов: Ильюкевич Ф.Ф. – директор, Полуйко А.Б. – завуч, преподаватели: Зажевский В.С., Барановский Е.И., Николина Р.Ф., Зинкевич Н.Ф., Колядко А.А., Саванович Л.Г., Линькова Ж.Б., Циуля З.П. Все ученики школы учились без отрыва от производства.
Впервые такие школы были созданы в 1943 году для подростков, работающих на предприятиях. Учащиеся получали подготовку в объёме средней школы. В 1944 г. их переименовали в вечерние. Школы такого типа были и в царской России. Например, учительницей такой школы с 1891 по 1896 годы являлась Н.К. Крупская.
Директором школы Ильюкевичем Ф.Ф. была выстроена чёткая система обучения, регулярно проводились педсоветы, утверждались планы подготовки учителей к работе. Бытует мнение, что в вечерней школе получались посредственные знания, – это абсолютно не так.
Из воспоминаний Ксении Васильевны:
«За годы преподавания в вечерней школе нами было выпущено около 500 человек. После окончания школы 250 поступили и 127 закончили высшие учебные заведения. Тот, кто стремился к знаниям, конечно же, их получил. Вспомним фильм «Весна на заречной улице», многие из выпускников, работающих на производстве, добились успехов в своей карьере».
Годы летели. В 1968 году сын Володя пошёл в 1 класс средней школы №6, а в 1970 году – Михаил. Нужно было успевать делать все. Михаил Николаевич очень часто ездил в полевые геологоразведочные партии в Гродненскую и Брестскую области.
Мне, как сыну, понятно: счастье, свет детства – любовь и согласие родителей. Мы никогда не видели семейных сцен, ссор, которые всегда наполняют детские души тревогой, страданиями, не слышали споров по части воспитания, растаптывающих авторитет взрослых. Перед нами был единый родительский фронт: проведение совместных праздников и отдыха, поездок в деревни, фотографирование (отец очень много и профессионально снимал на фотоаппарат), оформление открыток к праздникам. Мы чувствовали, как привязан к матери отец, видели, как нежно заботиться о нем она: отец очень устаёт, отец много работает. В оставшейся от тех ощущений радости – новогодняя ёлка! К ней начинали готовиться загодя. Круглый стол в зале завален цветной бумагой, дождиком. Под руководством мамы клеились игрушки, готовились друг для друга сюрпризы. Отец привозил с «поля» лесную красавицу и все её дружно украшали.
Новый Год встречали в кругу семьи. Мы радовались, что все рядом, и отец и мать.
Годы преподавания в вечерней школе прошли очень быстро. Неоднократно Ксения вела классы – была классным руководителем.
В конце 1976 года одна из учителей СШ №6 ушла в декрет. Ксении Васильевне предложили классное руководство в 9 «А» классе и должность преподаватели химии. Какое счастье, что химию тебе, сыну, преподаёт твоя мама. В ту пору в СШ №6 сформировалась плеяда талантливых учителей: Колядко Л.Т. – историк, Рогач Т.И. – математик, Алькерович Л.М. – русский язык и литература, Самойлова Т.Ф. и Бойко М.И. – физики, Дыбенко С.К. – военная подготовка, Пушицкая В.С. – биолог. Уроки приходилось готовить ещё с большей ответственностью, писать рефераты по химии, участвовать в олимпиадах.
В СШ №6 был прекрасный кабинет химии, который с приходом Ксении Васильевны пополнился массой цветов в горшках, новыми наглядными пособиями; киноаппаратурой для просмотра учебных фильмов; новой специализированной мебелью. Ну, а лаборантская представлялась нам, ученикам, кладезю алхимиков.
Наглядность уроков, демонстрация фильмов и слайдов стали неотъемлемой частью её уроков.
Из воспоминаний учеников 10 «А», моих одноклассников:
«Ксения Васильевна была для нас, как мать. В меру добрая, но всегда очень справедливая. Уроки вела всегда интересно, с чувством юмора, приводила очень много примеров из жизни по поводу вхождения химии в жизнь человека. Запомнилось следующее: мы люди, не зная того, вызываем химические реакции с самого утра – когда начинаем умываться, когда бросаем лимон в стакан с чаем… Она была учителем-творцом».
Педагогу, как философу, требуются десятилетия, чтобы сформировать свои мировоззренческие принципы. Их в большей мере Ксения Васильевна обрела уже в педагогическом коллективе школы №7, в которую была переведена на постоянную работу преподавателем химии 27 марта 1979 года. Эта школа была построена в 1973 году, первая четырёхэтажная. Среди школ города она отличалась сильным педагогическим коллективом, которым руководил прекрасный человек, интеллигент, учитель в полном смысле этого слова – Василий Никитич Сериков. Он объединил вокруг себя таких педагогов, которые были готовы развивать в детях их способности к познанию: зам. директора – Басалыга П.С., зам. директора – Ильюкевич И.Н., завуч по иностранным языкам - Зеневич З.С., математики Матусевич В.А. и Пашкеева Л.С.; организатор – Штефан Р.И.; зам. директора – Дробыш А.А.; военрук – Денисов И.Ф.; физики – Зажевский В.С.; учитель белорусского языка и литературы – Бусел Э.И.; преподаватели Якимович Э.Н., Плешко И.И. и многие другие.
В этом коллективе Ксения встретила прекрасного человека Валентину Анатольевну Матусевич. Жизнь связала этих двух женщин узами человеческой женской дружбы. Вместе работали, вместе растили своих детей, женили, воспитывали внуков.
Из воспоминаний Валентины Анатольевны:
«В наших душах была рождена дружба, объединённая нашим прошлым, ведь мы обе родились в деревне, и настоящим, – работой на педагогической ниве. Без украски скажу, Оксана была для меня, как сестра. В коллективе завуч Басалыга Пётр Сергеевич с чувством тепла называл нас производственными подругами. Мы очень дружили семьями. Горе и радость делили пополам, радовались за наших детей. Ну, а рождению внуков тем более. Вспоминается рождение первого внука Оксаны – Сергея. Это было торжество души в наших сердцах. Педагог она была от Бога. Все за что бралась, делала ответственно и честно; не кривила душой, была справедливой, как в народе говорят правильной. В коллективе пользовалась заслуженным авторитетом. Вместе с ней мы пели в школьном хоре, неоднократно наши ученики защищали честь школы на олимпиадах и становились победителями».
Из газетной статьи в местной газете «Шлях Ильича» от 31 августа 1982 года:
«В минувшем году 4606 учеников 7–10 классов участвовали в общешкольных, 376 – городских, 30 – областных, 4 – республиканских олимпиадах. Наиболее подготовленными оказались воспитанники: по химии – СШ №6 и №7 (учителя П.В. Летковская, К.В. Куник); по математике – СШ №7 и №8 (учителя Матусевич В.А., З.Г. Шевлякова…).
В 1982 году – 35 выпускников закончили школу с золотой медалью, 108 награждены грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Из них воспитанники Ксении Васильевны – 3 золотые медалисты и 12 награждены грамотами».
Опыт работы Ксении Васильевны неоднократно рекламировался гороно. Выпускались информационные листки, проводились открытые уроки для преподавателей школ города.
21 февраля 1984 года приказом Министра образования БССР М.Г. Минкевича ей было присвоено высокое звание учитель-методист «Старший учитель».
Огромное внимание уделялось Ксенией Васильевной оформлению наглядных пособий в кабинете химии: это и первая периодическая таблица на стенке; и электрифицированные шторы и экран для просмотра учебных фильмов, доска из специального монтированного стекла, диапроекторы и многое другое. Но больше всего поражало обилие комнатных цветов, все благоухало зеленью и яркими красками.
Кабинет химии СШ №7 считался лучшим в городе.
Но всех поражало ведение уроков! Из воспоминания Матусевич Светланы:
«Запомнился первый урок химии: все началось не с повествования о предмете, а с опытов и химических реакций. Удивила и восхищала манера ведения уроков Ксенией Васильевной – это всегда теория, объединённая с наглядностью. Виртуозно в её руках появлялись пробирки, в которых как волшебник, она творила чудеса с химическими реактивами.
Индикатором настроения в классе служила её длинная указка, которая даже нерадивым не позволяла отвлекаться в период изложения материала. Ксения Васильевна в меру была строга, но всегда справедлива, за что мы её всегда любили».
Как то я спросил у мамы: «А сколько ты выпустила учеников?», – и получил достойный ответ: «На любви к детям держится мир! Выучила многих, а выпустила в безбрежный океан жизни – всех! Ведь они мои дети!!!»
Большую воспитательную работу Ксения Васильевна проводила, будучи классным руководителем, для детей она была, как мама. А сколько проблем у классной! Надо провести массу интересных мероприятий: вечеров отдыха, КВНов, турпоходов, поездок на уборку урожая; оформить цветочные клумбы возле школы; индивидуально разобраться с «проблемными» учениками; подготовиться и провести собрания…
Из воспоминаний Светланы Матусевич:
«Мы всегда называли Ксению Васильевну – классная мама. Она была для нас таким же дорогим человеком, как мать. Мы верили в своего учителя, взаимно доверяли друг другу. Человечность и доброта – вот то, что было присуще нашему педагогу. Одно из самых ценных качеств – человечность, в которой сочетались сердечная доброта с мудрой строгостью родителей. Наша классная мама. И ученики откликались на эти лучшие качества Ксении Васильевны».
В 1990 году СШ №7 возглавил Александр Адамович Казючиц, очень взвешенный, душевный педагог. При нём оптимизировалась работа педсоветов, большое внимание стало уделяться ветеранам труда.
Из воспоминаний моей супруги, тоже педагога, Валентины Николаевны Куник:
«Дар божий – милосердие; милосердие к старшим, пожилым, одиноким людям. Мама очень часто посещала по поручению дирекции СШ №7 ветеранов труда, принося в их души частичку тепла.
Профессия педагога, профессия высокой ответственности, которая начинается с себя. Имея большой опыт работы, мама всегда готовилась к уроку так, как бы ежедневно сдавала экзамен перед своей совестью за то, смогла ли она донести знания детям, чтобы они их осмыслили, поняли, полюбив предмет химию. Её характеру была присуща очень важная черта – жизнелюбие, определяющееся радостным трудом; за что бы она ни бралась, все в руках играло, было красиво и результативно: пироги, сбор ягод, дачный участок. Человек-родничок, хочется и хочется приходить и пить ту водичку любви и тепла, где отдавая другим, она не уменьшалась».
И тут хочется сказать о Ксении Васильевне, как о бабушке, а ведь у неё четверо внуков!
Ребёнок и бабушка – это привычное сочетание настолько было для нас всех нормой, что когда в одиноких городских квартирах мы этого лишились, не сразу поняли размеры утерянного.
Можно купить сложные и дорогие игрушки, можно, хоть и трудно, найти хорошую, расторопную няню, но, как и кому сотворить бабушкин мир?
Нашим с братом детям повезло – у них была настоящая бабушка! Всю свою душу она вкладывала в них!
В 1994 году Ксения Васильевна ушла на заслуженный отдых и продолжила свою педагогическую работу подготовкой детей к поступлению в институты на дому. Сколько их благодарных и радостных прибегало к нам домой с букетами цветов!
За свой многогранный труд Ксения Васильевна неоднократно награждалась грамотами облоно, гороно и дирекции СШ №7.
13 августа 1984 года за долголетний добросовестный труд её наградили медалью «Ветеран труда».
В 2008 году Ксения и Михаил отпраздновали Золотую свадьбу! В этот день приехали все дети и внуки домой, в родной Слуцк.
Кругом лились слова благодарности и любви.
Сколько у этих прекрасных людей было планов… Сколько добрых дел они хотели сделать на земле… Но страшные болезни оборвали их жизни.
25 июня 2013 года Ксения Васильевна умерла, а через год, не выдержав этой утраты, ушёл и Михаил Николаевич.
Похоронены они на сельском кладбище д. Василинки. Души этих любящих людей объединились в том далёком, неизведанном нам мире.
Мама!
Бумага и перо
не смогут передать моих чувств.
Ты дарила мне тепло своей души,
ты согревала меня, когда я
продрогший приходил домой.
Ты учила меня честности и чести,
ты помогала мне жить и выжить.
Я преклоняюсь перед тобой,
Учитель от Бога!
Владимир КУНИК
Фото из семейного архива