Под грифом «Секретно»

Под грифом «Секретно»

11.12.2012

Неподдельный интерес вызывал один попавшийся на глаза обычный, на первый взгляд, документ. Это постановление бюро Слуцкого горкома КПБ от 15 сентября 1977 года, протокол № 43, § 45 за подписью секретаря А. Мартысюка об утверждении Дмитрия Михайловича Адерихо в должности директора Весейской средней школы. Всё бы ничего, но на документе стоит гриф «Секретно»!

Кто же такой Дмитрий Михайлович Адерихо и чего секретного в его назначении?

Дмитрий родился 15 июля 1937 года в деревне Горки (Беличского сельсовета) Слуцкого района в крестьянской семье. Это недалеко от Слуцка, справа от автомобильной дороги, идущей на Солигорск. Отец, Михаил Антонович, и мама, Любовь Дмитриевна, работали в совхозе «Беличи». Во время Великой Отечественной войны отец служил в армии, а Любовь Дмитриевна оставалась с детьми в родном доме, на оккупированной фашистами территории. Семьи тогда были большие: у Дмитрия было 2 брата и 4 сестры.

После окончания войны, в 1945 году, Дима поступил в Беличскую среднюю школу, которую окончил через 10 лет.

Время тогда было довольно-таки трудное: СССР ещё не оправился от тяжелейших последствий Великой Отечественной войны. Производство зерна так и не достигло уровня 1940 года. В 1953 году его заготовили всего 31,1 миллиона тонн на весь Союз. Такого количества было явно недостаточно для удовлетворения потребностей населения.

Поэтому предельно остро стоял вопрос создания базы для увеличения валовых сборов зерна. И не только для продовольственных целей. Требовалось развивать животноводство, которое также сильно пострадало в годы войны.

В марте 1954 года началось активное освоение целинных земель в Казахстане, Сибири, на Урале, в Поволжье и других районах после того, как Центральный Комитет КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель».

Вот и Дмитрий решил принять участие в этом всенародном деле, тем более, что до призыва в армию был ещё целый год в запасе. По комсомольской путёвке он поехал в Казахстан, где целый год работал трактористом Слукульской МТС в Западно-Казахстанской области.

Но пришла пора отдать долг родине и в ноябре 1956 г. Дмитрий был призван Слуцким военкоматом в ряды Советской Армии. Служить попал на Кольский полуостров. Строил военные объекты в г. Североморск, а потом и в г. Архангельск. Службу закончил командиром взвода ВСО (военно-строительного отряда), лейтенантом (в 1973 г. присвоено звание «ст. лейтенант»). До 1967 года советские законы требовали обязательной службы сроком 3 года, поэтому Дмитрий демобилизовался лишь в 1959 году.

После армейской службы Дмитрий оказался в г. Новошахтинске Ростовской области. Поехал он туда вместе с армейскими друзьями – хотелось заработать денег, ведь шахтёрам всегда хорошо платили.

В 1960 году он поступил в Новошахтинское горно-промышленное училище, окончил его и стал работать машинистом электровоза на шахте им. В.И.Ленина. Парня, которому в то время было уже 25 лет, приметило партийное руководство, и в 1962 году Дмитрий Михайлович был избран освобождённым секретарём комитета комсомола шахты им. В.И.Ленина.

Напомним, что по Уставу Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи (ВЛКСМ) членами ВЛКСМ могли быть граждане… возрастом от 14 до 28 лет, признающие Устав ВЛКСМ и участвующие в работе одной из организаций Союза, выполняющие принятые решения и уплачивающие членские взносы.
По письменному заявлению члена ВЛКСМ, достигшего 28-летнего возраста, решением организации, где он состоит на учёте, членство в ВЛКСМ могло быть продолжено.

Другими словами, Дмитрий был именно в том возрасте, когда можно было делать карьеру. Сначала в комсомоле, а потом и на партийной работе. Однако что-то не срослось… Или кабинетная работа Дмитрию была не по нутру, или начальству не угодил – не известно. Самой вероятной причиной ухода с комсомольской работы видится то, что в 1962 году он поступил учиться на заочное отделение Шахтинского пединститута. Совмещать комсомольскую работу и учёбу с её длительными сессиями было неудобно самому Дмитрию, а уж о том, что работа страдала и говорить нечего. Вероятно, поэтому в сентябре 1963 года  Дима вернулся на родной электровоз и проработал на нем до августа 1968 года.

Пока учился в пединституте, в 1967 году Дмитрий стал коммунистом. Поэтому вышеуказанная гипотеза «начальству не угодил» – сама собой отпадает, не приняли бы его в партию, вот и всё.

После окончания института Дмитрий Михайлович решил вернуться на родину, в Беларусь. Причины нам не известны. Может быть родители позвали – стало тяжело вести хозяйство, а может быть и самому захотелось вернуться в родные места.

Сразу должности учителя русского языка и литературы, по диплому, в Слуцком районе не нашлось. Поэтому пришлось сначала год поработать в соседнем, Любанском районе, в Осовецкой СШ. А с августа 1969 года нашлось место и в Сороговской средней школе Слуцкого района.

В характеристике, которую дал Дмитрию Михайловичу в 1970 году директор Сороговской школы, отмечено добросовестное отношение к работе. На уроках учитель использовал художественную, документальную и справочную литературу, технические средства. Как классный руководитель Д.М. Адерихо вывел свой любимый 9-й «Б» из отстающего в один из лучших классов, его воспитанники за год не совершили ни одного грубого нарушения дисциплины. Дети активно участвовали в проводимых внеклассных мероприятиях: смотре художественной самодеятельности, туристских походах…

Рвение и способности педагога сразу же были замечены руководством школы и Дмитрий Михайлович получил новую должность организатора внеклассной и внешкольной работы. И уже 28 декабря 1970 года районо представил кандидатуру Д.М. Адерихо в Слуцкий райком КПБ на утверждение в этой должности. Резолюция будущего председателя райисполкома (с 1972 г.), в дальнейшем секретаря райкома КПБ А. Мартысюка (с 1974 г.) – «Согласен». И уже 14 января 1971 года бюро Слуцкого райкома КПБ утвердило Д.М. Адерихо в новой должности. Секретарём райкома тогда был А.Чернявский.

Судя по имеющимся документам, Дмитрий Михайлович жил в Слуцке, в доме № 9 по 1-ому переулку Я.Коласа – в доме родителей своей будущей жены. С Людмилой Кузьминичной они познакомились в г. Слуцке на каком-то празднике не без участия сестры Дмитрия Надежды.

Дорога на работу в Сороги и обратно занимала у учителя очень много времени.

В 1971 году директор Леньковской восьмилетней школы Игорь Лейбович Шора внезапно, в начале учебного года, решил уехать из Слуцкого района. Куда и почему – не известно. Срочно нужно было найти ему замену. Кандидатура Д.М. Адерихо подошла как нельзя, кстати, и с 1 августа 1971 года он вступил в должность директора Леньковской восьмилетки. Необходимые партийные документы оформили позднее.

В сентябре 1972 года райком КПБ с подачи заведующего отделом организационно-партийной работы Г. Капарихо утвердил Дмитрия Михайловича секретарём первичной партийной организации колхоза «Рассвет» вместо Павла Марковича Шкурского. Сразу же с вновь испечённого секретаря было взято обязательство о неразглашении государственной тайны в соответствии с Указом президиума Верховного совета СССР от 09.06.1947 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну».
Можно только догадываться, что директору школы эта неосвобождённая должность, а попросту – общественная нагрузка, была не в радость, а в тягость.

Примерно в это же время, а было Дмитрию Михайловичу уже около 35 лет, уже не юный учитель женился на работнице Слуцкой поликлиники Людмиле Кузьминичне Бадыль, которая была моложе своего жениха на 8 лет.

К счастью, на должности секретаря парторганизации Д.М. Адерихо пробыл не долго. В самом конце января 1973 года на этот пост был утверждён Михаил Константинович Дичковский и Дмитрий Михайлович смог опять полностью отдаться школе, молодой жене и семье. К тому же в 1973 году в семье произошло радостное событие – родилась дочка Нюра. Это единственный ребёнок в семье. Сейчас Анна Дмитриевна работает учителем в Весейской СШ, Людмила Кузьминична живёт с семьёй дочери, а внук Дмитрий учится в СШ №5.

Судя по имеющимся характеристикам и обилию Почётных грамот отдела образования, Дмитрий Михайлович всегда пользовался авторитетом у районного руководства партии и в 1977 году был назначен директором Весейской средней школы, где проработал до 1999 года – в течение 22 лет. Последние годы, доработав до пенсионного возраста, Дмитрий Михайлович болел и работал простым учителем – должность директора для него стала тяжёлой ношей.

На посту директора в 1997 году его сменил не менее авторитетный педагог, его заместитель Георгий Степанович Романюк. О нем мы обязательно напишем отдельно.

Умер Дмитрий Михайлович Адерихо 6 февраля 2007 года, немного не дожив до 70-летнего юбилея. Похоронен на кладбище в деревне Берёзовка. У учеников и коллег о Дмитрии Михайловиче остались только самые лучшие воспоминания как о профессионале, умеющем найти подход, как к учащимся, так и педагогическим работникам. А ещё как о человеке, с которым приятно общаться и просто жить рядом.

Что же касается грифа «СЕКРЕТНО», то это просто страница истории компартии. Как нам пояснили ветераны-коммунисты, одно время кадровая партийная работа велась в секретном делопроизводстве. Только и всего…

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир ХВОРОВ
По материалам, представленным Еленой и Вячеславом ГУЩИНЫМИ