Самый знаменитый учитель Случчины

Самый знаменитый учитель Случчины

29.08.2012 (изменено 06.09.2012)


Сергей Фёдорович Рубанов родился 7 октября 1914 года в деревне Жабыки Ново-Тухинской волости, Оршанского уезда Могилёвской губернии (сейчас – д. Жабыки Пироговского сельсовета Дубровенского района Витебской области) в семье крестьянина-бедняка.

В 1922 году пошёл учиться и в 1930 г. окончил Ляднянскую семилетку.

С 1930 по 1931 г. работал учителем школы малограмотных в д. Рудошково.

Потом, с 1931 по 1934 год учился в Мстиславском педагогическом техникуме.

После окончания педтехникума в 1934 году был направлен по распределению в Слуцкий район на работу учителем.

Год проработал в Дюдевской (теперь – д. Маяк)  НСШ (здесь и далее – неполная средняя школа – в СССР в 1934–1958 гг. тип общеобразовательной школы в составе 1–7-го класса, дававшей неполное среднее образование. С 1959 г. заменена 8-летней школой, с 1984 г. –  9-летней школой) и получил назначение директором и учителем в Василинковскую НСШ Слуцкого района.

С 1 января 1938 года перешёл на работу во 2-ю НСШ г. Слуцка, а с августа того же года – в Омговичскую школу. Но и там проработал не долго. В августе 1939 года Сергей Фёдорович был назначен завучем Новодворцевской НСШ, одновременно преподавал в 1-ой вечерней школе г. Слуцка.

С 10 декабря 1939 по 27 июля 1946 г. находился в рядах Советской Армии.

Участник Советско-финской войны 1939–40 годов.

С начала Великой Отечественной войны был на Ленинградском фронте, перенёс 900 дней блокады г. Ленинграда.

В 1942 году С.Ф. Рубанов проходил службу на известной «Дороге жизни», Ладоге. Там же в 1942 году и стал коммунистом.

Потом были другие фронтовые дороги, ранения, награды, политработа в годы войны и после Победы. Закончил службу в звании старшего лейтенанта.

Ещё в армии, чем бы он ни занимался, в душе всегда был учителем – учил бойцов мужеству, добросовестному выполнению своего долга.

И в мирное время Сергей Фёдорович неизменно оставался солдатом, учителем и коммунистом.

Более 40 лет он работал педагогом на Случчине.

После демобилизации, с 1946 года, продолжил работать учителем в г. Слуцке.

Но не хватало образования. Поэтому с августа 1947 года Сергей Фёдорович уехал в г. Минск работать завучем и учителем Минской вечерней школы №4. В своём заявлении на имя заведующего Слуцким РОНО Кузнецова Сергей Фёдорович написал: «В связи с тем, что мне нужно закончить полностью пединститут (подготовить и сдать госэкзамены) прошу освободить меня от работы сроком на один год».

В этом же 1947 году поступил на заочное отделение Московского государственного пединститута им. Ленина, который окончил в 1948 году.

В августе 1948 года вернулся работать в школу № 10 г. Слуцка, а уже 1 декабря был назначен её директором. Проработал в этой должности по январь 1987 года, до самой смерти.

За время руководства Сергеем Фёдоровичем 10-ой школой её педагогический коллектив проделал большую работу.

Была расширена материальная база школы, создан дружный работоспособный коллектив.

Из 48 учителей школы 46 имели высшее образование, причём 15 из них получили высшее образование заочно.

Два учителя занимались по программе кандидатского минимума. Пятерым учителям школы было присвоено звание «Заслуженный учитель БССР», девяти учителям – «Отличник народного образования», четырём учителям – звание «Старший учитель», многие награждены грамотами Министерства просвещения БССР, Минского ОблОНО и Слуцкого ГорОНО.

Много внимания С.Ф. Рубанов уделял работе с учителями, умел вдохновить на постоянное самообразование и творческий труд весь педагогический коллектив. Положительные итоги этой работы изложены в статьях учителей школы, напечатанных в журналах «Партийная жизнь», «Коммунист Белоруссии», «Народное образование», «Народная асвета». Одна из этих статей перепечатана в болгарском журнале «Проблемы коммунистического воспитания».

Сергей Фёдорович в ноябре 1969 года получил учёную степень «Кандидат педагогических наук».

Он автор ряда научных работ: «Вопросы рационализации процесса обучения стереометрии в средней школе», «Прямые и плоскости в пространстве», «Руководство учебно-воспитательной работой в школе», «Школа и жизнь».

За боевые заслуги Сергей Фёдорович был награждён орденом Отечественной войны II-ой степени, медалями «За оборону Ленинграда» (1944) и «За победу над Германией» (1944).

За достигнутые успехи в учебно-воспитательной работе в 1957 году был удостоен звания «Заслуженный учитель БССР» и Почётной грамоты Верховного Совета БССР. В 1960 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1968 году за заслуги в обучении и коммунистическом воспитании учащихся ему, первому из педагогов Беларуси, присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот».
В 1970 году Сергей Фёдорович был награждён юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Постоянный поиск всем учительским коллективом путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, общая культура взаимоотношений в школе создали атмосферу творческого труда не только в педагогическом, но и в ученическом коллективе.

Все было подчинено одной задаче – научить учащихся трудиться, самостоятельно овладевать знаниями. Это позволило внедрять достижения педагогической науки в практику работы школы, а также проводить исследовательскую работу по отдельным проблемам учебно-воспитательного процесса.

В 1966 и 1974 году школа была участницей ВДНХ (Выставки достижений народного хозяйства) СССР и награждена дипломами I и II степени.

В составе делегации Министерства просвещения СССР и Министерства просвещения БССР выезжал в Англию (1972), Народную Республику Болгарию (1969), Польскую Народную Республику (1961), Германскую Демократическую Республику.

С.Ф. Рубанов успешно совмещал трудовую деятельность с общественной работой. Он неоднократно избирался членом Минского обкома и Слуцкого горкома компартии, депутатом областного и городского Советов народных депутатов.   

Сергей Фёдорович был делегатом XXVIII съезда Коммунистической партии Белоруссии, делегатом всесоюзных и республиканских съездов учителей, членом редакционного совета журнала «Математика в школе», председателем городского комитета содействия Советскому фонду мира.



Умер Сергей Фёдорович в 13 января 1987 года в возрасте 73 лет... Похоронен в г. Слуцке. Его могила расположена на городском кладбище, справа от входа на мемориальный комплекс.

Постановлением Совета Министров БССР от 3 октября 1988 года №290 средней школе № 10 г. Слуцка присвоено имя Героя Социалистического Труда Сергея Фёдоровича Рубанова.

С.Ф. Рубанов вырастил трёх замечательных сыновей: Александра, Владимира и Анатолия. Все они стали учёными, достигли высот в области физики и математики. К сожалению, они уже умерли. Краткие биографии Александра и Владимира опубликованы на странице "Учёные".

 




Основные научные работы Сергея Фёдоровича Рубанова (кандидат педагогических наук; 1914—1987):
1967, Школа и жизнь: из опыта работы средней школы № 10 г. Минска / С. Ф. Рубанов; Научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения БССР
1965, Изучение темы «Прямые и плоскости в пространстве»: 9-й класс: из опыта работы / С. Ф. Рубанов; Научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения БССР
1966, Руководство учебно-воспитательной работой в школе: из опыта работы средней школы № 10 г. Слуцка Минской области / С. Ф. Рубанов; Научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения БССР
1969, Вопросы рационализации процесса обучения стереометрии в средней школе: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: специальность 732 Методика преподавания математики / С. Ф. Рубанов; Министерство высшего и среднего специального образования БССР, Минский государственный педагогический институт им. А. М. Горького

Основные научные работы Александра Сергеевича Рубанова (доктор физико-математических наук; 1936—2003)
1974, Влияние светоиндуцированных тепловых эффектов на процессы взаимодействия излучения с конденсированными средами: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора физико-математических наук: 01.04.05 / Александр Сергеевич Рубанов; Академия наук Белорусской ССР, Учёный совет по физике Отделения физико-математических наук
1998, Роль научных фондов в поддержке мировой науки = Role of scientific foundations in support of world science: Материалы междунар. семинара, 3-5 сент. 1997 г. / Науч. ред.: А.Н.Данилов, А.С.Рубанов
1975, Дифракционный метод определения коэффициента температуропроводности полупрозрачных материалов / Е.В.Ивакин, Л.В.Ильюшенко, И.П.Петрович, А.С.Рубанов; АН БССР, Ин-т физики
1979, Фазовое сопряжение световых полей при нелинейном взаимодействии в просветляющихся средах / Е.В.Ивакин, В.Г.Коптев, А.М.Лазарук и др.
1989, Лазеры и оптическая нелинейность: Материалы IX Бел.-Литов. семинара / Под ред. П.А.Апанасевича, А.С.Рубанова
1978, Рубанов, Александр Сергеевич (доктор физико-математических наук ; 1936—2003)    Динамические светоиндуцированные структуры в растворах сложных органических соединений / А. С. Рубанов
1991, Дифракционно-фазовый метод измерения коэффициента температуропроводности жидкостей / В.И.Ивакин, А.И.Кицак, А.Е.Коренченко, А.С.Рубанов
1987, Обращение волнового фронта лазерного излучения в нелинейных средах: Сб. докл. / Науч. совет АН СССР по проблеме «Когерент. и нелинейн. оптика», Науч. совет АН СССР по проблеме «Голография», Ин-т физики АН БССР; Под ред. А.С.Рубанова

Основные научные работы Владимира Сергеевича Рубанова (доктор физико-математических наук; 1938—1990):
1963, На пути в космос: [для среднего и старшего возраста] / В. Рубанов, Ю. Ходыко
1974, Способы создания поляризационно-частотной невзаимности в кольцевых ОКГ / В. С. Рубанов, Л. Н. Орлов; Институт физики Академии Белорусской ССР


Источник: unicat.nlb.by

 


Воспоминания Жуковой Алевтины Петровны


Рубанов Сергей Фёдорович… С его именем связано очень многое в городе Слуцке.
Когда произносишь слово «Рубанов», сразу мысленно встаёт перед нами человек с большой буквы. Это имя с уважением произносят люди, убелённые сединой и молодёжь. Встретившись с ним хоть раз, остается в памяти человек исключительный по своим человеческим и деловым качествам, необыкновенного такта.

Я знала Сергея Фёдоровича по совместной работе с 8 марта 1954 года до последних минут его жизни.

Как сейчас помню, когда я пришла первый раз в школу, чтобы узнать, нет ли места для работы, из библиотеки вышел с пачкой газет стройный, аккуратно одетый, средних лет интеллигентный мужчина и спросил, к кому и по какому вопросу я пришла. Он пригласил меня к себе в кабинет, предложил сесть и внимательно выслушал. Затем предложил место старшей пионервожатой в школе, так как других вакантных мест не было.

В первый мой рабочий день, 8 марта, в этой школе, Сергей Фёдорович представил меня коллективу, а затем ознакомил с положением дел в школе, рассказал, как планировать свою работу, на что больше обратить внимание, как осуществлять связь с классными руководителями, познакомил с секретарём комсомольской организации и председателем Совета дружины школы.

И потекло время… С сентября того же года я уже учитель математики и физики.

Сергей Фёдорович очень умело направлял работу учителей. Он хорошо знал, кто и где учится заочно и как повышает своё педагогическое мастерство. Тактично спрашивал о результатах сессии, или над какими вопросами теории или практики работает учитель. Учителя всегда охотно рассказывали и показывали результаты своей работы: тетради с решением задач повышенной трудности, конспекты и многое другое.

Сергей Фёдорович руководил семинаром в сети партийной учёбы и требовал не только вести конспекты по каждому занятию, но и свободного владения изучаемым материалом и его применения в учебно-воспитательной работе.

При посещении уроков Сергей Фёдорович находил положительное в работе каждого учителя и помогал развивать это положительное. Тактично указывал, что ещё недостаточно хорошо получается у учителя и как устранить отмеченные недостатки.

Он приглашал к себе на уроки, где можно было поучиться педагогическому мастерству, или брал несколько учителей и вёл с собой на урок к учителю соответствующего предмета, у которого лучше отработаны отдельные вопросы методики преподавания предмета.

Сергей Фёдорович был человеком высокой культуры, высокообразованным. Он в совершенстве знал свой предмет и знал программный материал по любому предмету, и поэтому оказывал большую помощь любому учителю школы.

Такая работа помогала растить педагогические кадры. В школе под руководством Сергея Фёдоровича был создан дружный, работоспособный коллектив.

Сергей Фёдорович много работал над повышением своего педагогического мастерства. Он был постоянным читателем государственной библиотеки имени В. И. Ленина в Москве, посещал НИИ педагогики в Москве и Минске, был участником совещаний по народному образованию, участвовал в союзных, республиканских, областных и городских педагогических чтениях.

С.Ф. Рубанов был лично знаком с В.А. Сухомлинским (Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968)), не раз бывал в Павлышской школе (пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) и все новое передавал своему коллективу.

В 1962 году (на самом деле – в 1969-ом, вероятно отсюда идёт ошибочное указание на 1962 год в некоторых источниках, - прим. автора) он защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Рационализация процесса обучения стереометрии в средней школе».

Он сочетал сложный труд директора с преподаванием математики и научной педагогической деятельностью. Умел вдохновить на постоянное самообразование и творческий труд весь педагогический коллектив школы и помог подготовиться и сдать кандидатский минимум двум учителям школы.

Преподаватели школы постоянно углубляли знания по педагогике, психологии, философии, совершенствовали педагогическое мастерство.

Сергей Фёдорович развивал стремление к постоянному самосовершенствованию не только у учителей, но и у учащихся школы. Так, бывший секретарь комсомольской организации школы Андрей Назаров после окончании школы не прошёл по конкурсу в БПИ. Пошёл на работу к шефам,  на Слуцкий АРЗ, где стал ударником коммунистического труда, успешно сдал вступительные экзамены в БПИ. В дальнейшем учился на повышенную стипендию, окончил институт, стал инженером, был призван в ряды Советской Армии, затем закончил академию и стал генералом.

Таких примеров можно привести много. Достаточно сказать, что из стен школы, за время "директорства" Сергея Фёдоровича, вышло 5 докторов наук.

Он умел находить и раскрывать в каждом ученике его склонности и задатки, помогал преодолевать трудности.

Каждым своим прожитым днём Сергей Фёдорович доказывал, что новое в педагогической работе не лежит на поверхности. Оно достигается трудом, глубокими знаниями, чувством ответственности за порученное дело.

 

Сергей Фёдорович – человек обширных знаний, смелого ума, больших организаторских способностей, необычайной работоспособности. Этому же он учил нас, работников школы.

Постоянный поиск всем учительским коллективом путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, общая культура взаимоотношений в школе создали атмосферу творческого труда не только в педагогическом, но и в ученическом коллективе.

У нас всё было подчинено единой задаче – научить учащихся трудиться, самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать коммунистические отношения к труду.

С 1973 года школа углублено работала над проблемой, формирования марксистско-ленинского мировоззрения учащихся в учебно-воспитательном процессе. Некоторые положительные итоги этой работы изложены в статьях Сергея Фёдоровича и других учителей школы, напечатанных в журналах «Партийная жизнь», «Коммунист Белоруссии», «Народное образование», «Народная асвета». Одна из статей С.Ф. Рубанова была перепечатана в болгарском журнале «Проблемы коммунистического воспитания».

С.Ф. Рубанов в составе делегации представителей народного образования был в Польше, Болгарии, ГДР, Англии. Он изучал состояние образования и преподавание математики, а затем выступал с сообщениями перед учителями школы и излагал свои мысли в статьях, напечатанных в журнале «Математика в школе».

Много сил отдавал Сергей Фёдорович методической работе по линии городского отдела народного образования.

О Сергее Фёдоровиче можно рассказывать очень много и всего словами не выскажешь. Он был Человеком с большой буквы, чутким, отзывчивым, внимательным. Он учил нас горячо любить Родину, всегда ставить общественные интересы выше личных, был примером настоящего коммуниста и патриота.

 

 

 

КОПИЯ

ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

на члена ВКП(б) слушателя курсов подготовки и переподготовки комсостава Ленфронта

старшего лейтенанта
РУБАНОВА Сергея Фёдоровича



Рубанов С.Ф. рождения 1914 года, белорус, служащий, образование высшее, член КПСС с апреля 1942 года, партбилет № 495107.

За время пребывания на курсах в качестве слушателя тов. Рубанов показал себя высококвалифицированным, идеологически выдержанным, морально устойчивым коммунистом.

По военно-политической подготовке был отличником учёбы и по собственной инициативе помогал слабоуспевающим учащимися в учёбе, чем способствовал повышению успеваемости подразделения в целом.

Тов. Рубанов С.Ф. принимал активное участие в партийно-массовой работе, был парторгом роты слушателей и как партийный работник проявил хорошие организаторские способности и наличие опыта партийной работы. Был примером боевой и политической подготовки.

Тов. Рубанов С.Ф. сумел в короткий срок добиться заметного повышения успеваемости всей роты слушателей в учебе, и подразделение поддерживало на протяжении всего курса обучения высокий уровень воинской дисциплины.

Тов. Рубанов как отличник боевой и политической подготовки и примерный парторг роты заслуженно пользуется авторитетом среди личного состава роты, слушателей комсостава курсов.

Тов. Рубанов предан партии Ленина-Сталина и своей социалистической Родине.


Начальник курсов                         подпись                         Сироткин

Печать   

27 октября 1944 года

 

 

 

 

Основные педагогические заповеди учителя средней школы № 10 им. С.Ф. Рубанова (с сайта rubanovschool.narod.ru):

1. Люби детей! Защити их любовью и правдой!

 

2. Не навреди!

 

3. Ищи в детях хорошее!

 

4. Научи детей думать и любить!

 

5. Всё без принуждения.

 

6. Ни дня без новизны.

 

7. Учитель – друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.

 

8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.

 

9. Учитель – автор своей программы, системы, метода.

 

10. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

 

 

 

 

 

Фтографии из архива средней школе № 10 г. Слуцка (стенд, посвященный С.Ф.Рубанову, второй этаж школы)

 



 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир ХВОРОВ