Простая деревенская учительница

Простая деревенская учительница

20.08.2012 (обновлено 10.09.2012)

 

Казалось бы… Совсем недавно мы практически
ни чего не знали об учителе Марии Антоновне Сытько.
Не знали, пока в наши руки не попали документы и фотографии,
напрямую относящиеся к её жизненному пути,
пути рядового педагога сельской школы.

 

 

Почему-то в наше время принято больше писать о заслуженных работниках, как говорится, людях с большой буквы. Хотя нас в повседневной жизни окружают десятки и сотни людей, которые просто добросовестно выполняют свою работу, на каком бы посту они не находились, не за медали и звания, а просто так, из-за любви к своей профессии. Так и у меня создалось впечатление, что эта женщина целиком посвятила себя педагогике, руководствуясь ответственностью только перед собой.

 

О детстве и юности Марии Антоновны нам, к сожалению, известно очень мало. Родилась она в далёком, дореволюционном, 1913 году в д. Клешево (сейчас – на территории Маякского сельсовета). Родители занимались сельским хозяйством и до Октябрьской революции и после. Отец, Антон Илларионович Сытько, родился в 1884 году. Закончил свою трудовую деятельность члена колхоза им. Ленина 30 января 1965 года с начисленной пенсией в 20 рублей. Мать звали Евдокия Герасимовна. Была у Марии и младшая сестра Надежда, которая впоследствии стала учительницей истории Гресской СШ.

 

После достижения восьми лет поступила в Клешевскую начальную школу, а после её окончания, в 1927 году – в Грескую НСШ (неполную среднюю школу), которую окончила 1930 году.

После окончания школы в возрасте 17 лет, тогда ещё юная Маша поступила в  Слуцкое педагогическое училище НКП (Народного комиссариата просвещения) БССР.

Судя по групповой фотографии в 1933 году успешно сдали экзамены около 77 выпускников педучилища (на фото - техникума).

Вместе с нашей героиней учились и закончили педучилище (перевод фамилий на русский язык может иметь другие варианты – прим. автора):

Арціховіч (Артихович), Бенцыянава (Бенциянова), Валенрод (Валенрод), Варэнік (Варенник), Вожык (Вожик), Главацкі (Главацкий), Грішкіна (Гришкина), Грынюк (Гринюк), Давідоўскі (Давидовский), Еайко (Яйко), Жогла (Жогло), Журкоўскі (Журковский), Заброцкая (Забродская), Зубовіч (Зубович), Зяневіч (Зеневич), Зяньковіч (Зенькович), Ільлюкевіч (Ильюкевич), Каляда (Коляда), Карлінская (Карлинская), Касабуцкая (Кособуцкая), Кахановіч І. (Коханович И.), Кахановіч Ш. (Коханович Ш.), Клішевіч (Клишевич), Клыга (Клыга), Коржыч (Коржич), Корзун А. (Корзун А.), Корзун І. (Корзун И.), Коршук (Коршук)Вал., Коршун (Коршун), Крупяк (Крупяк) Ш., Крэйнберг (Крейнберг), Кулік (Кулик), Курбыка (Курбыка), Ляхавіцкі (Ляховицкий), Ляшчынская (Лещинская), Мазаляка (Мозоляко), Матусевіч (Матусевич), Мендзялевіч (Менделевич), Мурашка (Мурашко) В., Мяцельскі (Метельский), Некрашэвіч (Некрашевич), Новік (Новик), Паўлюкевіч (Павлюкевич) Е., Пілат (Пилат) В., Пісарык (Писарик), Праневіч (Проневич), Пятровіч (Петрович), Радзюкевіч (Радюкевич), Русак (Русак), Рытвінская (Ритвинская), Сагаловіч (Саголович), Семяновіч (Семенович), Счысьленак (Счислёнок), Сянюк (Синюк), Танковіч (Танкович), Трухан (Трухан), Тэкліна (Теклина), Урбан (Урбан), Файнберг (Файнберг) Р., Фельдшар (Фельдшер), Фурман (Фурман), Хадановіч (Ходонович), Ханінкес (Хонинкес), Харытончык (Харитончик), Хлябковіч (Хлебкович), Цыбулька (Цибулько), Шулякоўская (Шуляковская), Шэўкіна (Шейкина).

К сожалению около 9 человек на фото распознать не удалось: ни лиц, ни фамилий.

На этом же фото мы видим и педагогический состав училища, сложившийся на то время: Бахрах (Бахрах), Дзянiшчык (Денищик), Забусьцiнскi (Забустинский), Каленчыц (Каленчиц) – вероятно, директор, т.к. его фото находится в центре, Козак (Казак), Лiўшыц (Лущиц), Лучнiк (Лучник), Наркевiч (Наркевич), Новiк (Новик), Саковiч (Сакович), Тышчанка (Тищенко), Цыганкоў (Цыганков), Шацiла (Шатила), Шкуцько (Шкутько), Шульман (Шульман).

Получив по окончании педучилища квалификацию учителя начальной школы, Мария Антоновна получила направление в Перевозскую начальную школу Якшицкого сельсовета Березинского района Минской области, где и проработала ровно 4 года (с 15.08.1933 по 15.08.1937) в должности заведующего этим учебным заведением. Потом Мария Антоновна два года учила детей в Рочиборской семилетке, а с 1939 года до начала Великой Отечественной войны – в Шеверничской семилетней школе.

В своей автобиографии Мария Антоновна писала, что в 1937 году поступила в Минский государственный учительский институт им. А.М. Горького и окончила его в 1940 году. Однако документов об этом не сохранилось и в дальнейшем пришлось учиться в этом институте заново. Все документы об образовании и педагогическом стаже, вероятно, были утеряны во время войны. Мы располагаем только дубликатами документов и справками, выданными на основании свидетельских показаний. Поэтому даты в документах о периоде работы, конечно же, приблизительные, с точностью до месяца.

Во время Великой Отечественной войны Мария Антоновна вернулась к своим родным в Клешево. Во время оккупации занималась сельским хозяйством, как и большинство крестьян.

Напомню, что 23 июня 1944 года началась Белорусская наступательная операция  Красной армии под кодовым названием «Багратион», в ходе которой 30 июня 1944 года г. Слуцк был освобождён от немецко-фашистских захватчиков войсками 1-го Белорусского фронта.

Уже 28 июля 1944 года приказом № 21 заведующего Гресским РОНО (районным отделом народного образования) Мария Антоновна была назначена учительницей (раньше должности писали и в мужском и женском роде – прим. автора) Гресской СШ (средней школы), преподавателем белорусского языка 5–9 классов.

Вот как характеризует М.А.Сытько директор Дюдевской СШ Метельский в 1949 году.

« …Учительница хорошо знает белорусский язык и хорошо методически преподносила ученикам. Ученики хорошо усвоили материал и при экзаменах и испытаниях показали хорошие результаты. Учительница недостаточно боролась за каллиграфию письма, наспех проверяла, стараясь быстрее домой. Воспитательная работа с классом проводилась недостаточно. В общественной работе среди колхозников не участвовала».

В этой школе М.А.Сытько проработала вплоть до 1959 года.

 

Затем в связи с сокращением классов-комплектов, а попросту малым количеством учеников в Дюдевской СШ, Марии Антоновне было предложено перейти на работу в Мусичскую семилетнюю школу в качестве преподавателя белорусского языка и литературного чтения.

В те далёкие годы социалистического строительства, как впрочем, и сегодня, диплом о высшем образовании играл немаловажную роль не только в карьере учителя, но и здорово влиял на заработок. В 1950 году М.А. Сытько поступила в Минский государственный учительский институт им. А.М. Горького (сейчас – Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка) на заочное обучение. И уже в 1954 году она имела квалификацию и звание учителя белорусского и литературы средней школы с правом преподавания в первых семи классах.

Неоднократно Мария Антоновна повышала своё профессиональное мастерство на различных курсах, о чём свидетельствуют найденные  документы. Так летом 1955 года она была на месячных курсах повышения квалификации при Минском областном институте усовершенствования учителей, в 1966 году прошла обучение на очных курсах того же института.

После окончания учебного 1967–68 года Мария Антоновна была освобождена от работы в Мусичской школе «в связи переходом на пенсию по старости». Ровно в 55 лет. Больше в трудовой книжке ни одной записи нет.

 

Будучи на пенсии она больше не работала.

Многие помнят её как очень хорошего педагога, чуткого, внимательного и отзывчивого. Учиться у Марии Антоновны было интересно.

Говорят, что своей семьи Мария Антоновна так и не создала, а всю жизнь посвятила своим племянникам, детям сестры Надежды, о которой было упомянуто в начале статьи.

После ухода на пенсию Мария Антоновна тяжело заболела и умерла не по годам рано.

 

Владимир ХВОРОВ


 

 

 

Большое спасибо работникам Маякского сельисполкома, а также лично Кастюку Владимиру Николаевичу, бывшему ученику Марии Антоновны, работавшему ранее председателем Маякского сельисполкома, за предоставленную информацию.