Вексиллология
30.11.2016
В сферу геральдических памятников с недавнего времени, помимо гербовых изображений и их геральдических описаний, стали включать знамёна: флаги, штандарты и т.д. Но этот довольно специфический источник оказался практически не освоен. Знамёна и флаги хранятся в музеях, большая часть которых ещё не выработала единых принципов их описания и классификации, не составила каталогов знамённых коллекций. Изучение знамённого материала редко простирается дальше выработки терминологии и приёмов описания, реставрации и консервации тканей.
В отличие от других геральдических источников знамёна и флаги недолговечны. Они изготавливаются, как правило, из ткани. До того, как попасть в музей, знамёна и флаги, долгие годы, иногда десятилетия и столетия, активно использовались, подвергаясь температурным, атмосферным и другим воздействиям, которые не способствовали их сбережению. Они не столь многотиражны как монеты и ордена. Очень часто знамя существует в единственном экземпляре, а проектные рисунки настолько редки, что встречаются гораздо реже самих знамён. Наконец, их материальная ценность обычно не высока, что также не помогает сохранности.
Однако знамёна и флаги относятся к числу наиболее выразительных музейных памятников. Будучи ярким атрибутом государственного устройства, военного быта и гражданской жизни народа знамёна и флаги являются важным историческим источником. Знамя и (или) флаг считаются государственными символами. Их описание устанавливается законом, а цвета и эмблемы имеют определённые значения. В военном быту знамя издавна понимается как символ воинской чести, знак сбора и соединения солдат. Большинство военных знамён являются современниками событий военной истории даже непосредственными участниками. В гражданской жизни знамёна и флаги тесно связаны с деятельностью видных исторических лиц. Девизы, эмблемы, надписи и даты на знамёнах делают их выдающимися памятниками определённой национально-государственной идеологии или политической доктрины. Особенно велико значение знамён в периоды глубоких социальных потрясений, войн и революций. Они становятся важнейшим средством нравственного, национального, религиозного и политического воздействия. Знамённая символика чрезвычайно динамична. Знамя иногда напоминает политический плакат, отражающий не только идеологическую стратегию, но и идеологическую тактику.
Осознание знамён и флагов как особого комплекса памятников, сделало фактом создание новой вспомогательной исторической дисциплины – ВЕКСИЛЛОЛОГИИ (от лат. vexillum – знамя). Она изучает все виды флагов, знамён, стягов, штандартов, хоругвей, бунчуков и вымпелов, их формы, структурные компоненты, геральдические или особые символические знаки, композиции цветов на знамёнах и флагах. Вексиллология интерпретирует и устанавливает их происхождение, социальные и целевые функции, историческую роль, эволюцию и миграцию знамённой символики и цветов.
Флагом, стягом, знаменем называют, нередко, один и тот же предмет. Но важно знать и о различии, как понятий, так и предметов, условно называемых флагами и знамёнами.
ЗНАМЯ. Это общее и наиболее широкое именование всякого флагоподобного предмета. Знаменем (знамением) в славянских языках называли «любой знак, значок, печать, примету, признак». В интересующем нас значении это слово встречается только с XVI века. Знаменем называлось и воинское подразделение, и воинская регалия. Первый русский трактат XVII века так и назывался «Писание о зачинании знак, знамён или прапоров». В новое время это слово употребляется в значении «полкового знамени». В конкретном смысле слова знамя – постоянная принадлежность, символ какой-либо организации или лица.
Знамя состоит из полотнища, древка, навершия, лент, кистей, скоб и подтока. Полотнище – это кусок ткани различной формы и расцветки, прикреплённый к древку. Обычно преобладает прямоугольная форма при разном соотношении длины и ширины. Встречаются полотнища квадратной, треугольной прямоугольной с откосом и других форм. Полотнище – основная часть знамени. Его размер, форма, цвет, изображения и надписи несут в себе главную информацию. Знамя может быть односторонним или двусторонним в зависимости от размещения эмблем или надписей. Лицевой стороной принято считать ту, которая развёрнута вправо от древка по отношению к зрителю. На этой стороне располагаются самые престижные изображения надписи. Элементами полотнища являются: кайма, фламы, крест, углы и крыж. Кайма есть полоса по краям поля полотнища, отличная от него по цвету. Фламы – это диагональные полосы в углах полотнища, также отличные от него по цвету. Крест, как правило, располагается в центре знамени. Углы – пространство поля между концами креста, совпадающие с углами полотнища. Крыж – верхняя левая часть поля (у древка), в которой часто помещаются надписи и эмблемы. Атрибутом знамени является бахрома – плетёное украшение, которым обшиваются края полотнища. Изображения и надписи наносятся на знамя различными способами: вышивкой, аппликацией, красками.
Древко, к которому крепится полотнище, изготавливается из дерева или металла. Навершие является украшением древка, укреплённым на нём с помощью втулки. Чаще всего оно оформлено в виде копья, креста или какого-нибудь символического знака, например, хризмона, серпа и молота, двуглавого орла. К навершию прикрепляются шнуры с кистями и ленты. Ленты могут быть орденскими, если подразделение или организация награждена орденом, и декоративными. В последнем случае на ленте пишется название организации. Нижний металлический конец древка называется подтоком.
ФЛАГ. Это слово занимает первое место в международной вексиллологической терминологии. Оно заимствовано из голландского языка, где означало корабельное знамя. В таком качестве употреблялось до XIX века. Флагом называют прикреплённое к древку или шнуру полотнище различной формы со строго определённым соотношением сторон. Каковы особенности флагов и знамён присущие только им и отличающие их друг от друга?
1. Знамя шьётся из двух отдельных полотнищ, каждое из которых имеет свой внешний вид и называется лицевой и тыльной сторонами знамени. Обычно для знамени идёт тяжёлая материя, не применяемая для флагов, – бархат, диагональ, атлас, парча. Флаг, напротив, изготавливается из очень лёгкой материи.
2. Знамя имеет серебряную или золотую бахрому, чего никогда не бывает у флага.
3. На знамени помещаются надписи и изображения, даже портреты, которые не принято наносить на флаг. Надписи могут быть девизами или лозунгами, а также названием организации, владеющей знаменем.
4. Цвет знамени может не совпадать с цветом флага, а лишь приближаться к нему. Например, цвет знамён многих организаций советского периода отечественной истории часто был не красным, а алым, вишнёвым, бордовым, пурпурным, то есть на тон-два, гуще красного и иного оттенка.
5. Знамя обычно хранится в чехле и развёртывается (является народу) лишь в особо торжественных случаях. Знамя не может быть вывешенным как флаг. Оно носится особо выделенными для этой цели людьми – знаменосцами и ассистентами и сопровождается трубачом и барабанщиком. При этом знаменосец и его ассистенты должны быть обязательно вооружены холодным или огнестрельным оружием. Это правило выполняется в воинских подразделениях.
6. Знамя считается официальным юридическим «лицом» организации, которому надлежит носить все знаки отличия (ордена, медали, орденские ленты). В случае награждения организации или воинского подразделения не знаками отличия, а золотым оружием, серебряными трубами, денежной или лауреатской премией, то всё это может сообщаться на знамени в виде вышиваемых на нём изображений указанных предметов или заменяющих их эмблем – лавровых венков, пальмовых ветвей и т.д. или особых надписей: «краснознамённый», «премированный», «отмеченный» и др.
7. Утрата знамени (потеря, хищение, сдача в бою, гибель в огне или во время стихийного бедствия) является равным гибели организации или воинского подразделения, владеющего знаменем. Утрата знамени во всех странах влечёт за собой самое серьёзное наказание непосредственных виновников утраты и всех членов организации – полное расформирование воинских частей, сдача в штрафные батальоны рядовых и разжалование в рядовые офицеров.
СТЯГ. Как название воинского знамени часто употребляется в русских летописях и художественно-литературных произведениях. Первоначальное значение слова «стяг» – шест, длинная палка, жердь. В.И. Даль писал, что «стяг мог получить это значение (знамени) от стяганья, сбора вокруг себя воинов». Поэтому слово употребляется и в значении «знамя», и в значении «отряд», «воинское подразделение».
ХОРУГВЬ. Выносная икона. Основная особенность заключается в способе крепления полотнища. Его верхняя часть закрепляется на горизонтальной перекладине размещённой крестообразно относительно вертикального древка. В нижней части, как правило, имеются различные фигурные вырезы. В значении «знамя» это слово известно практически всем славянским народам. В Польше это ещё и наименование отряда или шире – семейного клана. В славянских переводах Библии хоругвью называются племена и колена. У хоругви наиболее выражена его священная сторона реликвии, ритуального или культового знамени. Это было сразу полотнище с изображениями. Церковное знамя (хоругвь) символизирует победу. Известно использование церковных хоругвей как боевых знамён. Во Франции хоругвь церкви Сен-Дени стала знаменем французских королевских войск. Вплоть до битвы при Азенкуре специальный знаменосец носил хоругвь при себе и лишь перед битвой разворачивал и поднимал на копьё. Эту хоругвь называли орифламмой (буквально – золотое знамя).
ШТАНДАРТ. Отличается от знамени формой древка и меньшим размером полотнища, которое чаще всего имеет квадратную форму. Слово «штандарт» заимствовано из немецкого языка в начале XVIII века. В русской традиции использовалось для обозначения знамени кавалерийской части и императорского флага. Известны личные штандарты главы государства, начальников военно-учебных подразделений, президентов гильдий и корпораций, глав некоторых административно территориальных образований Российской Федерации, как символ власти и превосходства.
ПРАПОР. В значении «знамя» известен всем славянским народам. В слове «прапор» заложена самая ранняя форма знамени – перо или пучок перьев на шесте. Как название боевого знамени этот термин активно использовался в XVI–XVIII веках.
БУНЧУК. Воинская регалия в виде древка с шаром или остриём на верхнем конце, украшенная кистями, конскими или турьими хвостами. В XVI–XVIII веках бунчук являлся гетманской регалией на Украине. В Современных духовых оркестрах используется как украшение или шумовой инструмент, если снабжён колокольчиками.
Перечисленные наименования далеко не исчерпывают понятия «знамени», а лишь указывают сферы и время его использования, определяют эволюцию знамённых типов.
Согласно классификации, предложенной П.К. Корнаковым, знамёна группируются по следующим признакам:
1. Формально-технологическому (знамя, штандарт, транспарант, хоругвь, флаг, плакат, вымпел и т.д.).
2. Событийному (демонстраций, восстаний, определённых дат, войн и революций).
3. Принадлежности.
Последний признак предполагает деление знамён на такие группы как: личные, фамильные, родовые, профессиональные, корпоративные (ремесленные, цехов, гильдий, политических, экономических, культурных и спортивных организаций), конфессиональные (духовные, церковные, братств), военные (армейские, флотские), этнические, национальные, межнациональные, интернациональные, общегосударственные, городов, земель и т.д.
То или иное значение, смысл знамени складывается из трёх основных компонентов: цвета, изображения и текста, которые несут все элементы знамени – полотнище, древко, навершие, ленты и прочие знамённые принадлежности.
Основное в знамёнах и флагах – это цвет или цвета. В том случае, если цветных полос несколько важно учитывать их расположение друг к другу, направление от древка – вертикальное или горизонтальное, а иногда и диагональное. Важна и площадь, которую занимает каждый цвет на полотнище флага. Изменение его цвета может быть связано с изменением государственного устройства, политической или религиозной ориентации, сменой национально-государственной идеологии. Но это не всегда обязательное правило, ибо цвет флага традиционно связывается с национальным, а не политическим отличием. Итак, цвет является самым постоянным элементом полотнища флага. Различные эмблемы на флагах, чаще всего гербы или гербовые эмблемы, уточняют их характер. Эмблемы довольно подвижный элемент. Наконец самым мобильным является девиз, лозунги и информационные тексты, помещённые на знамёнах. Все эти структурные компоненты имеют и специальные наименования, которыми пользуются при описании знамён в музейной практике.
При изучении знамён и флагов как исторического источника важно применение комплексной методики: анализ текстовой части, изобразительных знаков (символов и эмблем), обстоятельств и истории их создания, эволюции и использования. Весьма полезно привлекать источники разных видов: указы и законы, гравюры и картины, фотографии и кинодокументы и т.д. Комплексный подход позволяет вывести вексиллологическую проблематику из-под опеки смежных дисциплин и, не порывая с ними ставить и решать собственные задачи.
Владимир ЛАВРЕНОВ
www.heraldik.ru
На заставке - знамя из коллекции Владимира Бойко