Неваляшки
28.04.2017
Вероятно, подавляющее большинство населения территории бывшего СССР, да и не только, знают, как выглядит детская игрушка – Неваляшка. В русском фольклоре её ещё называют иначе – «Ванька-встанька».
Принцип поведения или движения игрушки основан на том, что внутри какого-то пустотелого или предмета с малой плотностью присутствует груз, в результате стремления к положению равновесия игрушка постоянно занимает строго определённое положение. Всё зависит от конструкции – кукла, например, головой вверх. Форма Неваляшки удобна и безопасна для малышей. У них благодаря Неваляшке развивается воображение, цветовое восприятие, координация движений. Зачастую внутри Неваляшки находится источник звука, что несомненно способствует развитию слуха и ориентации младенца.
История упорно встающего мальчика Ваньки уходит в глубокую древность. Удивительно, что в «послужном списке» этой не сложной по конструкции игрушки причудливо сплелись наука, сказка, чистая механика и загадочность многовековой легенды.
Историки предполагают, что Неваляшка берет своё начало из Японии, но ещё раньше – из Китая. В начале VI века монах-отшельник по имени Бодхидхарма пришёл в Китай из Индии и основал новую буддийскую секту – всемирно известный монастырь Шаолинь. В этом монастыре, по преданию, в течение девяти лет он предавался медитации, созерцая стену. Так были заложены основы буддийской школы дзэн, которая потом стала очень популярна в Японии с середины XII века. Японцы оценили поступок монаха и стали воспринимать его как некое божественное существо без ног и рук, так как согласно легенде, из-за неподвижной медитации у патриарха атрофировались конечности. Так в Японии появились первые Дарумы и именно поэтому куклу делали без рук и без ног. Ну, а Дарума – это японское сокращённое произношение имени Бодхидхармы.
С течением времени облик куклы менялся, и 200 лет назад сложился окончательно. Современная кукла Дарума выглядит и ведёт себя почти как наша кукла-Неваляшка. Но в отличие от неё, вместо детского личика Дарума имеет густые брови и бороду мудрого отца всех дзэн-буддистов. По традиции Даруму окрашивают в красный цвет – под одеяния священника, но встречаются куклы и жёлтого, и зелёного цвета. Как правило, куклу делают из дерева или папье-маше, но бывают и более дорогие – из дерева или слоновой кости.
Сейчас эта кукла очень популярна в Японии. Связано это с традицией, которая пришла в Японию также из Китая около XVIII века. Согласно этой традиции Дарума используется в ежегодном новогоднем ритуале загадывания желаний, в котором участвуют тысячи японцев.
Дарума стал символом стойкости и выносливости. Сложилась даже поговорка: «Семь раз упасть и восемь раз подняться, как Дарума». Считается, что эта игрушка приносит удачу людям, упорным в достижении своей цели. На Новый год принято дарить друзьям Даруму с пожеланиями стойкости. Чем взрослее человек, тем крупнее игрушка. А самое интересное, что у неё вместо глаз пустые глазницы. Одарённый сам рисует око, загадывая при этом желание. Если желание сбывается, то владелец Дарумы «награждает» её вторым глазом, а если нет – Дарума так и остаётся одноглазым до следующего Нового года, после чего игрушку сжигают во время специальной церемонии.
Найти информацию о том, как попала Неваляшка на территорию нынешней Беларуси и была ли она ранее на землях Великого княжества Литовского не удалось. А вот на территории Российской империи первых Неваляшек увидели всего лишь двести лет назад. Примерно, как раз в те времена, когда Великое княжество Литовское перестало существовать как государство. Напомним, что ВКЛ окончательно прекратило своё существование после третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году. К 1815 году вся территория бывшего княжества вошла в состав Российской империи.
Считается, что Неваляшку привезли к нам путешественники из восточных стран. Она, сделанная русскими мастерами, сразу же стала любимой детской игрушкой. Народные умельцы делали её из дерева, а цветовая гамма была достаточно широкой.
Первые русские деревянные Неваляшки появились на ярмарках в начале XIX века. Тогда их называли «кувырканами». Кувырканы изображались в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также скоморохов или клоунов, а также девочек на шаре. Например, клоун-жонглёр был очень популярным в то время. Родители вместе с детьми придумывали клоуну-скомороху свои песни и шутки. И тогда скоморох выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи. Поэтому на ярмарках особенной популярностью среди покупателей пользовался деревянный скоморох. Этого Неваляшку выполняли в технике ручной росписи. Деревянный «ванька-встанька» – клоун-скоморох – расписывался яркими красками в традиционном русском стиле искусства росписи по дереву.
В Поволжье, в Нижегородской губернии выделялось несколько центров производства деревянной игрушки и, соответственно, несколько стилей: городецкий, федосеевский, семёновский и т. д. Развитию игрушечного промысла способствовали не только богатые лесные угодья, но и водно-транспортная система губернии, связывающая её с Востоком и с Европой через Нижегородскую ярмарку. Старейшим центром, как тогда называли, «выделки игрушек», был Балахнинский уезд. Игрушки там мастерили ложкари и посудники чаще всего из небольших дощечек, баклушек, лучинок, отщепов.
Основным материалом для Неваляшки были осина, сосна и липа, а инструментами для их изготовления – топор и нож. Игрушка делалась простыми приёмами, без лишних деталей и подробностей и несла в себе главную суть предмета. Поэтому стилистические особенности игрушек из разных поволжских деревень проявлялись не столько в образах, сколько в конструкции и манере росписи. Их расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась из поколения в поколение.
Около ста двадцати лет назад эта история получила совершенно неожиданное развитие.
Одна из фигурок Дарума попала в Абрамцево, в мастерские Саввы Мамонтова, где шёл в те годы активный поиск новых форм прикладного искусства. Художник Малютин и токарь Звёздочкин изготовили «по мотивам» куклы Дарума круглую куколку, изображающую девушку Матрёну в русском сарафане с петухом на руках. С 1890 года началось массовое производство этих красавиц. Сначала они тоже были Неваляшками. Довольно скоро такие куклы стали делать разъёмными, составными.
В 1900 году куклы прибыли на Всемирную ярмарку в Париже и произвели сильное впечатление на экспертов и публику. Восприняли их как типично русские игрушки – в этом качестве они и приобрели всемирную известность. Вначале матрёшки ещё сильно напоминали своего «предшественника» – они были приземистыми, плотными, голова практически сливалась с туловищем. Постепенно они приобрели стройность, особенно после того, как производство их сконцентрировалось в районе города Семёнова, старом центре токарного мастерства и хохломской росписи. Вот эти стройные матрёшки и разошлись по миру, завоёвывая страну за страной, сначала в Европе и Америке, а затем и в Азии. Круглый исполнитель желаний – Дарума – вернулся на родину гораздо более долгой дорогой, чем можно было предположить.
В советское время массовую Неваляшку разработал Научно-исследовательский институт игрушки в Сергиевом Посаде (тогда ещё Загорске) в 1958 году, благодаря которому «Ванька-встанька» стал первой игрушкой у нескольких поколений советских людей.
Игрушки «Неваляшки» традиционно выпускаются на Федеральном казённом предприятии «Тамбовский пороховой завод» уже более 50 лет, в ассортименте насчитывается более 30 видов игрушек. Потребителями Неваляшек являются более 150 предприятий как розничной, так и оптовой торговли, в том числе города Нью-Йорк (США), Алма-Ата (Казахстан), Минск (Беларусь), Дуйзбург (Германия). Две тысячи штук в день, до полумиллиона за год, на том же оборудовании, что и 50 лет назад. Завод находится в городе Котовске Тамбовской области – на родине знаменитой игрушки. Там же установлен и памятник кукле-Неваляшке. Купить Неваляшку в самом Котовске можно только в одном месте. В фирменном магазине, собственно, Тамбовского порохового завода.
Кстати! Преподаватель Ульяновского университета краевед С. Петров обнаружил, что у знаменитого сказочного ушастого героя Чебурашки был дедушка – волжский бурлак. В старину чебуркой, чебурахом и чебурашкой на Волге назывался непотопляемый деревянный шар на конце бурлацкой бечевы, или поплавок невода. Из этого круглого и полого предмета бурлаки делали игрушки для детей. Деревянные фигурки с помещённым внутрь грузилом, изображавшие баб и мужиков, как две капли воды, походили на известных всем Неваляшек.
Позднее это слово попало в словарь Даля: «Чебурашка, ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь её, сама встаёт на ноги». Неваляшка и есть настоящий предок Чебурашки.
Ванька-встанька
Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно весёлых скворчат из гнезда.
Один только мальчик – по имени Ванька,
По прозвищу Встанька – не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки – несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет – приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате –
Во сне одеяло отбросит он прочь,
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребёнок всю ночь.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
– Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова!
Самуил Маршак
1968 г.
Владимир ХВОРОВ по материалам Интернет-ресурсов