500 лет православному приходу в Заблудове
06.01.2015
Настольная медаль, повещённая этому знаменательному событию, была выпущена в 2007 году. Один из её экземпляров хранится в обширной коллекции настольных медалей Владимира Бойко. История её весьма интересна и хоть и косвенно, но связана со Слуцком. На одной стороне медали изображена церковь с надписью на польском языке «500 лет православному приходу в Заблудове», а также даты 1507–2007, на другой изображён мученик Гавриил…
Заблудов или Заблудув, (польск. Zabłudów; белор. Заблудаў) – это небольшой городок в Польше, который входит в Подляское воеводство Белостокского повята. В древности он относился к Гродненскому повету Великого княжества Литовского.
Первое упоминание о существовании церкви в Заблудове датируется 1507 годом. В 2007 году праздновалось 500-летие православного прихода, который носит имя Успения Пресвятой Девы Марии. Основателем первой церкви выступила семья Ходкевичей. Более пяти веков назад, воевода киевский Иван Ходкевич получил в дар от короля Блудовскую пущу. Ходкевичи издавна были православными. Известный польский летописец Матей Стрыйковский писал о неукротимом упорстве этих господ, исполнявших «русинский закон».
Менее чем через полвека, в 1553 году, Григорию, внуку Ивана, удалось получить у короля Сигизмунда II Августа привилей на Магдебургское право городу Заблудову. По информации польского православного журналиста Михаила Болтрука, он же, Григорий, заложил в 1567 году в Заблудове монастырь Успения Богородицы, а так же основал костёл Святых Петра и Павла. В обоих созданных храмах создал школы и выделил им наделы земли. При православной церкви он основал больницу «для бедных ордена греческого и римского». Монастырь также имел свой приход. В XVII веке в монастыре было двенадцать монахов. По мнению историков, существование православного монастыря было встречено с большим неодобрением католических священников, а затем и униатов.
На сайте «Православная энциклопедия» размещена информация историков Ю.А. Лабынцева и Л.Л. Щавинской о том, что монастырь Успения Пресвятой Богородицы основала молдавская княжна Мария, жена князя Януша Радзивилла. Однако нужно заметить, что Януш Радзивилл женился на Марии, дочери молдавского господаря Василия Лупу лишь в 1645 году – на 78 лет позже даты, указанной М. Балтруком.
Заблудовский монастырь во время унии стал одним из немногих православных центров в тех местах. Здесь православные находили поддержку монахов и тогда, когда город стал в 1614 году центром Реформации. Заблудов в то время стал ареной столкновения трёх христианских конфессий: православия, католицизма и кальвинизма. А город был населён евреями.
Существующая Православная Церковь в Заблудове до XIX века была в окружении униатских приходов, а общей атмосфере религиозной терпимости город обязан следующим владельцам – могущественному роду Радзивиллов в его кальвинистской линии.
Тем не менее, давайте вернёмся к XVI веку. Григорий Ходкевич не остановился на строительстве церквей, монастыря, больницы и школ. Он решил создать в своей Заблудовской резиденции центр книгопечатания. Надо сказать, что типография не возникла на пустом месте. Рядом был Супрасль (польск. Supraśl – город в Польше, в Белостокском повете Подляского воеводства) – крупнейший в западном крае мозговой центр православия. Покровителями и меценатами Супрасльского монастыря были также Ходкевичи.
Тексты предисловий к книгам, изданным в Заблудове, указывают, что инициатор создания типографии думал категориями общеправославных интересов страны. Заблудовская типография, следовательно, служила поднятию интеллектуального уровня и значения православной общины.
Чтобы наладить печать в Заблудове Г. Ходкевич в 1566 году, привёз из Москвы пионеров искусства печати: Ивана Фёдорова Москвитина и Петра Тимофеева Мстиславца. Оба печатника участвовали в издании в Москве «Апостола» (1564) и «Часовника» или Часослова (1565).
8 июля 1568 года в Заблудовской типографии приступили к печати первой книги, Учительного евангелия. 17 марта 1569 года работа была закончена. На первой титульной странице было написано: «Книга зовомая Евангелие учительное», выпущенная «при пановании светлейшего властителя Жигимонта Августа… в очизном имении Г.А. Ходкевича… в месте зовомом Заблудов, на собственные средства его милости».
Книга открывается обстоятельным предисловием Г.А. Ходкевича. Автор пишет о содержании и значении этой «душеполезной» книги.
В полиграфическом и редакционном отношении заблудовское Евангелие учительное не многим отличается от московских изданий. Книга отпечатана в лист, печать двухцветная, текст набран шрифтом московского Апостола и орнамент, в основном, тоже московский. Новым элементом является заглавный лист, которого не знала русская рукописная и московская старопечатная книга. Заглавие Евангелия учительного скорее напоминает аннотацию, чем титул и содержит все основные сведения. За титульным листом и гравюрой, а также предисловием на обороте 5-го листа помещено оглавление «Сказание яже суть в книзе той». В книге немногим более 400 листов. Первые четыре листа имеют фолиацию римскими цифрами.
Несмотря на то, что книга имеет большой формат и объем, её художественное убранство довольно скромное. Оно состоит из единственной цельностраничной гравюры, выполненной в технике ксилографии и изображающей щит с гербом рода Ходкевичей в окружении акантовой листвы, помещённый в архитектурную рамку. В нижней части обрамления под гербом киноварью отпечатаны имя, отчество и фамилия мецената, а также его титул. Кроме этой гравюры, книгу украшают три заставки, отпечатанные с двух досок московского происхождения, шесть концовок и два узорных инициала – один из которых напечатан с московской доски, а другой изготовлен в Заблудове для буквы «В» в стиле балканской плетёнки. Особенно нарядна первая страница текста Евангелия, украшенная большой стильной заставкой, строкой вязи и инициальной буквицей.
Московские печатники вложили в это первое на новом месте издание весь свой опыт и знания, не жалея ни времени, ни сил. Книга была издана большим тиражом, сразу же после издания продавалась на рынках в Великом княжестве Литовском, часть её тиража распространялась в Московском государстве.
Выпущенное в Заблудове Евангелие учительное было очень популярно. Его многочисленные рукописи быстро распространились в славянских землях в XVI веке.
Типография в Заблудове первой выпустила в печать и труды святителя Кирилла Туровского, одного из величайших европейских писателей древности, который «старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов. Сохранилось около 70 его произведений. Он – один из первых просветителей на территории Беларуси.
Типография в Заблудове существовала совсем не долго: с 3 июля 1568 до 23 марта 1570 года. Издательство, как утверждают учёные из Москвы Юрий Лабынцев и Лариса Щавинская в книге «В городе под названием Заблудов» – оказало глубокое влияние на всю практику печати в белорусских землях.
Влияние графических и декоративных орнаментов печати «архетипов» Фёдорова и Мстиславца можно увидеть даже в XVIII веке, и не только в изданиях на кириллице, но и в ряде книг, напечатанных латинскими символами. В Заблудове родился новый тип книги. Этот тип белорусской книги сохранился в более или менее изменённом виде и в начале следующего века.
На сегодняшний день в мире известно около 50 экземпляров заблудовского Евангелия учительного 1569 года. Более восьмисот страниц собрания большого формата находится в библиотеке Варшавского университета. Страницы можно найти в Вильнюсе, Киеве, Львове и Харькове, Минске и Вятке, больших городах в России. Но нет этого Евангелия в Заблудове.
Сегодня ничего не напоминает в городе о старине. Из самых древних зданий в городе – только на самом деле построенные в первой половине девятнадцатого века. Зданию костёла и православной церкви немногим больше ста лет…
К сожалению, не сохранилось в Заблудове памятников XVI века. Много зданий снесено, в разное время разграблено и вывезено множество произведений искусства, книг… Чем-то старинный Заблудов напоминает в этом плане Слуцк: город древний, а посмотреть на древности нельзя – осталось их очень мало.
Сегодня Православный Заблудов чаще всего связывают с почитанием младенца Гавриила, названного Заблудовским, мучеником православной веры. Святой Гавриил известен на всей территории Беларуси и других стран в качестве покровителя православной молодёжи и детей.
Он родился 22 марта 1684 года в селе Зверки около Заблудова в семье Петра и Анастасии Говдель. Гавриил был крещён в церкви Заблудовского монастыря Успения Девы Марии. 20 апреля 1690 года он был похищен, подвергнут мучениям и убит. Родители Гавриила отыскали тело и погребли его в Заблудовском монастыре. Через 30 лет в 1720 году, во время очередного погребения был случайно задет гроб Гавриила и обнаружено, что тело не разлагается. Останки были помещены в склеп церкви в Зверках. В 1746 году церковь сгорела, однако тело святого не было поглощено огнём. После этого, мощи мученика были перенесены в Заблудовский монастырь. Мощи неоднократно меняли место своего пребывания, хранения. Были в Слуцке, Белостоке, Супрасле, Минске и Гродно… В конце концов, 22 сентября 1992 года мощи святого Гавриила торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где они в настоящее время являются объектом паломничества.
Заблудовский монастырь просуществовал до 1821 года, пока не был уничтожен пожаром, произошедшим в городе. В 1824 году монастырь в Заблудове был официально закрыт российскими властями православной церкви.
Настоящая действующая церковь в Заблудове была построена уже в период 1847–1855 годов на месте ранее стоявшего деревянного православного храма.
В 1996 году было начато строительство церкви и в Зверках. В 2003 году туда приехали сёстры из монастыря в Дойлидах. Сейчас к приходу в Заблудове относятся 24 деревни.
Приход насчитывает около тысячи человек. Большинство прихожан живёт в Заблудове – около 300. При этом сам городок Заблудов имеет всего-то около трёх тысяч жителей.
В церкви есть хор, который в 2007 году на Международном фестивале православной музыки Days Hajnowskie для сельских приходских хоров занял второе место, первое не присуждалось.
Владимир ХВОРОВ