Экипаж, улетевший в вечность. Продолжение поисков

Экипаж, улетевший в вечность. Продолжение поисков

25.08.2016

Все своё счастливое детство 1970-х я провела у бабушки на высоком берегу чистой, бьющей холодными ключами реки Оресы, в деревне с названием Подоресье. Мирное небо и спокойную жизнь мы воспринимали как данность, не задумываясь над ценой этой безмятежности. Но тогда же я услышала историю о том, как во время Великой Отечественной войны в этих краях упало несколько советских самолётов: один – в лесу возле Подоресья, второй – рядом с соседней деревней Залужье, а третий – около деревни Селищи. Говорили также, что кто-то из местных даже нашёл в нашем лесу документы на имя Александра Катаева. Кроме того, одного из окрестных деревенских жителей видели в гладком кожаном шлеме, и откуда-то был у него настоящий пистолет. А ещё вроде бы фамилия второго лётчика – Волков. Мне и в голову тогда не приходило, что, прожив почти половину своей жизни, я начну искать следы Александра Катаева. И мечта найти погибших лётчиков станет реальностью.

Мой первый звонок в администрацию Стародорожского района не принёс утешительных результатов: тогда там не знали, что возле Подоресья лежит наш сбитый самолёт с экипажем. В Залужской школе тоже никто не занимался поисковыми материалами: их ранее уже собрал заслуженный учитель БССР М. Санько. Как потом выяснилось, имена и Катаева, и Волкова уже были в документах у покойного учителя Санько.

…Жаркий июнь 1941 года, нашу страну подло бомбят в 4 утра самой короткой летней ночи. В Западный особый военный округ перебрасываются звенья 140-го бомбардировочного авиаполка, в основном – тихоходные СБ.

Из архивной справки:

«27 июня 1941 года. 140-й скоростной бомбардировочный полк в течение дня боевых действий по метеоусловиям не вёл. Но одно звено 1-й АЭ вылетело на разведку войск противника и принадлежность их в районе дороги Бобруйск – Слуцк (известной как Варшавское шоссе) и с задания не вернулось».

28 июня. Жители деревни Залужье становятся свидетелями гибели ещё одного нашего самолёта. Два немецких истребителя вились над неповоротливым бомбардировщиком, как пчелы. Через минуту краснозвёздный самолёт загорелся и упал под Залужьем. В тот же день погиб ещё один экипаж – возле деревни Селище.

Детали от самолётаЭти героические мальчики – настоящие «рыцари неба», у которых в помощниках были только облака…

Первым стал искать тех лётчиков сибиряк Иннокентий Андронович Тюрюмин, воинское подразделение которого в конце 1945 года прислали в Подоресье на помощь колхозу. Тогда Тюрюмин вызвал представителей местной власти из Старых Дорог. Но его поиски не увенчались успехом.

Детали от самолётаЧерез 15 лет в Залужье приехал работать учитель М. Санько. Благодаря Михаилу Андреевичу в 1967–1969 годах самолёт и имена членов экипажа 99-го БАП, упавшего за деревней Залужье, были восстановлены. Местные комсомольцы нашли и сохранили документы и фотографию одного из погибших. Тела лётчиков привезли в деревню. Сейчас там установлен памятник. Полученную информацию опубликовали в городе Калинине в газете «Калининская правда» 12 декабря 1967 года, после чего жена и сестра опознали лётчика С.В. Постникова. Так восстановили весь экипаж: командир звена – Серафим Васильевич Постников, уроженец д. Киревичи Калининской области; штурман – Пётр Филиппович Фоминых из д. Шмелевка Кировской области; стрелок-радист – Александр Михайлович Зайцев из села Вонгуды Архангельской области.

Второму экипажу, упавшему около Подоресья, не повезло: он остался безымянным на долгие 74 года. При падении от сильного удара о землю у лётчиков были повреждены ноги: нижние кости зашли в верхние, тазобедренные и суставы коленей выскочили… Кто-то из экипажа, весь обгоревший, завис на парашюте, зацепившись за огромную сосну. При каких обстоятельствах погибли лётчики, неизвестно до сих пор.

…Позже двоих погибших похоронил Василий Семёнович Казачок – где-то под берёзой. Его дочь Анна рассказывала, что лет через десять после войны приезжал к отцу хорошо одетый мужчина, вместе они ходили искать захоронение: «Но отец точного места уже не вспомнил…»

Кто нашёл и похоронил третьего лётчика, неизвестно. Война – дело страшное и безумное. Но она проверяет, имеешь ли ты право зваться человеком или нет.

Тем же летом 1941 года девочки-подростки Вера Масло и Матрёна Хмелёва нашли в лесу в кабине сбитого самолёта обгоревший планшет с надписью: «Катаев Александр, станция Орша». Они стали показывать его в деревне, вскоре пришёл полицай и забрал документы.

Дочь Веры Масло Людмила Замбржицкая вспоминает: «Мы с мамой часто говорили об этом самолёте. Классе в третьем я даже писала письма про Сашу Катаева. Мы их куда-то отправляли, правда, не в Москву. Но ответа так и не получили…»

Для поиска места падения самолёта мы привезли дочь одной из женщин, нашедших планшет, – Тамару Свириду. Помогал нам и все эти полгода бессменным шофёром безвозмездно служил минчанин Василий Зубок. Огромное количество запросов ушло в разные инстанции. И наконец, лётчик с именем Катаев Александр Васильевич 1918 г.р. нашёлся! Лейтенант, старший лётчик, пропавший без вести на Западном фронте в районе Бобруйска. Я дала объявление в зуевской газете «Нива» Кировской области. И при помощи таких же энтузиастов, учителей школы посёлка Косино, мы отыскали двоюродную сестру Александра Катаева. В первый день Валентина Алексеевна Зорина говорить не смогла. Мы беседовали с ней уже назавтра.

Личная учётная карточка А. КатаеваВ семье Василия, он работал на Косиновской бумажной фабрике, и Наталии Катаевых было два сына: Николай и Александр. И оба погибли. Когда пришла похоронка на старшего, Николая, отец постепенно смирился. А вот в гибель Саши никак поверить не мог. И все время ждал вестей. Однажды, услышав по радио сообщение, что в госпитале Одессы лежит раненый лётчик, потерявший память, тут же отправил туда Сашино фото. Но ему ответили: не он.

Про имя второго лётчика, Николая Ивановича Волкова 1914 г.р., я просто догадалась, сравнив поэкипажные списки 140-го авиаполка и запросы учителя Санько. А также вспомнив об упоминании этого имени моим братом Сашей в детстве.

Я разыскала дочь Николая Волкова, Ольгу Зайнебоширову, и внучку, Анну Коломеец, в Омске. Анна Борисовна поведала историю о романтической любви её деда Николая и бабушки Анны. Тогда, перед вылетом в Белоруссию, Николай Иванович сказал жене: «Это все страшно и надолго…» Потом Анне гадалка сказала, что её муж вернётся по осени. И каждую осень Анна ждала своего Николая с войны…

Для установления места падения самолёта я обратилась в Бобруйский поисковой отряд «Обелиск» – к его командиру Сергею Порозову и бойцам Владимиру Коту, Евгению Суханову и Кириллу Фёдорову. Все они известные в Беларуси поисковики, имеют большой опыт работы. Совместно мы определили место падения самолёта. Собранные материалы передали в управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войны для проведения раскопок по обнаружению останков погибших лётчиков.

Фото свидетелей и помощников в поисках: 1-й ряд слева направо: Екатерина Денисевич, Нина Сирачева, Анна Казачок, Лариса Карасина; 2-й ряд слева направо: сестры (дочери женщин, нашедших планшет) – Тамара Свирида, Людмила Замбржицкая, Анна Козловская и Михаил КазакТаким образом, неизвестным у нас оставался только третий самолёт.

Как вспоминала моя мама Евфимия Савельевна Карасина, его сбили на границе Слуцкого и Стародорожского районов возле деревни Селище. Один из членов экипажа тогда выжил. Его прятал местный житель.

Уроженка Селища Вера Здоровец, тоже поисковик-энтузиаст, провела своё расследование. Ей удалось разыскать родственников тех, кто прятал раненого лётчика, и даже назвать приблизительно фамилию погибшего: Водогрей либо Водогрецкий. Вера Александровна фактически подсказала состав экипажа 99-го БАП из звена, куда входил и уже известный нам экипаж Постникова, сбитый 28 июня 1941 года. Теперь мы можем назвать: старший бомбардир, лейтенант Михаил Петрович Водогрецкий, уроженец Орджоникидзевского края, пропавший без вести 28.06.1941 г. при атаке танковой колонны противника на шоссе Старые Дороги – Бобруйск. Далее – пилот, младший лейтенант Александр Иванович Невтринис, попавший в плен 28.06.1941 г., затем перевезённый в пересыльный лагерь для военнопленных в Полоцк, после – в Германию: шталаг ХIII B, где умер от туберкулёза лёгких 04.04.1943 г., похоронен 06.04.1943 г. в городе Фалькенау, могила № 349. И стрелок-радист Анатолий Иванович Мусиенко, украинец. Именно он выжил при падении самолёта. Впоследствии снова попал на фронт. С 1 февраля 1942 года – старший сержант, авиамеханик 672-го ночного легкобомбардировочного полка на Закавказском фронте (представлен к награде – медали «За боевые заслуги»). Погиб 07.08.1942 г. на самолёте У-2 в районе Майкопа.

Личная учётная карточка Н. ВолковаНо работы ещё много, и требуется большая экспедиция по поиску пропавших без вести экипажей на Брестском направлении, где в первые дни войны ценою своих жизней наши защитники пытались остановить продвижение врага.

И совершенно неожиданно военный архив в Подольске к 9 мая 2016 года прислал родственникам А. Катаева личную карточку учёта лётчиков Волкова Н.И. и Катаева А.В. А родственники тут же по компьютеру переслали эти дела мне. Я была так счастлива, что просто плакала. Саша Катаев мне уже снился…

Подольский архив также переслал справку, где назван состав всего экипажа, и официально подтвердил третье имя – стрелка-радиста Василия Яковлевича Соболева 1918 г.р., уроженца Ростовской области Мечетинского района, хутор Кугогейский. Теперь я веду поиск его родственников.

Так уж получается, что эхо войны и сегодня тревожит нашу память. И мы должны очень бережно относиться к этим маленьким крупицам правды, чтобы не дать затеряться им в круговороте новых странных веяний, ведь «война приходит туда, где её забывают…».

Поэтому поиск продолжается.

 

 

Лариса КАРАСИНА, Минск
Советская Белоруссия № 161 (25043)

 

Опубликовано ранее:

 
Экіпаж адлятае ў вечнасць…

03.08.2016

«Не бывае безыменных герояў  – бываюць героі, чые імёны былі забытыя».

Пачаўшы некалі пошукі экіпажа, які загінуў каля вёскі Падарэссе Старадарожскага раёна, я не магла нават здагадвацца, што ў гэтай гісторыі будзе працяг… Званок неабыякавага жыхара з вёскі Рабак Слуцкага раёна Міхаіла Іванавіча Сыцько, які паведаміў, што ў іх у лесе таксама ёсць помнік і месца падзення невядомага савецкага самалёта, зноў адправіў мяне ў дарогу...


Читать далее