Слуцк. Путешествие во времени
30.12.2012
В 2011 году вышел в свет фотоальбом «Слуцк. Путешествие во времени». Составитель альбома – Н.Г.Серик, директор ГУ «Слуцкий краеведческий музей», фотографии подготовил В.Ф.Сутягин. В создании книги принимали участие: В.А.Ажевский, И.А.Бойко, С.И.Жуковская, Т.В.Зайкевич, Т.А.Матвеева, Т.В.Прудник, И.А.Титковский, А.В.Шкурская.
Выпуск издания осуществлен по заказу ГУ «Слуцкий краеведческий музей» и при финансовой поддержке ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» (директор Н. П. Прудник).
В издании использованы исторические фотографии и открытки из архивов ГУ «Слуцкий краеведческий музей», ГУ «Копыльский краеведческий музей», Национального исторического музея Республики Беларусь, ООО «Центр по регенерации историко-культурных ландшафтов и территорий», Белорусского телеграфного агентства (БелТА), Белорусского государственного архива кинофотодокументов, Российского этнографического музея (Санкт-Петербург), Библиотеки Вильнюсского университета, Института искусства Польской академии наук, Козловичского народного хора, а также из личного архива П.Волынцевича, М. Каламайской-Саед, О.Кукуни, Т.Зайкевич, А.Попова, И.Титковского, А.Серебрянникова, А.Полещука.
Издательство – РИУ «Літаратура і Мастацтва».
Город Слуцк имеет очень богатую и неповторимую историю, уходящую в глубину веков. Об этом свидетельствуют не только многочисленные исторические документы, но и уникальные памятники архитектуры и культуры. Некоторые из них не сохранились до наших дней. Но благодаря фотографии, зарождение которой в Слуцке относится к концу XIX века, мы можем сегодня увидеть многие славные слуцкие достопримечательности.
Каждый миг нашей жизни уникален. Но часто человек был вынужден хранить картинки прошлого только в таком ненадежном «архиве», как память. Пройдут столетия, прежде чем люди смогут «остановить мгновенье». И сегодня уже трудно представить, что фотографии когда-то не было...
Изобретение и развитие фотографии – совместный вклад и труд художников, ученых и инженеров. В истории ее развития тесно переплелись и искусство, и техника, и наука.
Термин «фотография» происходит от греческих слов: фото («свет») и графо («пишу»). Таким образом, фотография в переводе на русский язык дословно означает «светопись». В современном широком смысле фотография – это регистрация изображения на специальном материале (бумаге, пленке, пластине).
Открытие фотографии тесно связано с тремя именами: французов Ньепса и Дагера и англичанина Тальбота. Первое закрепленное изображение было сделано в 1822 году Жозефом Нисефором Ньепсом, однако оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «Вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.
Однако датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 г., когда французский физик Д.Ф.Араго (1786–1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером (1787–1851) первого практически приемлемого способа фотографии, названного изобретателем «дагеротипией».
Примерно в то же самое время англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот изобрел другой способ получения фотографического изображения, который назвал «калотипией». В качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную хлористым серебром. Тальбот получил первый в мире негатив. Ни Ньепс, ни Дагер, ни Тальбот не пользовались термином «фотография», который был узаконен и получил право на существование только в 1878 г. в «Словаре Французской академии». Большинство историков фотографии считают, что термин «фотография» был впервые применен англичанином Дж. Гершелем 14 марта 1839 г. Однако известна и другая версия, отдающая приоритет берлинскому астроному Иоганну фон Мадлеру (25 февраля 1839 г.).
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагеротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки.
Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагеротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагеротипное заведение художника Денвера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.
История белорусской творческой фотографии связана с именем А.Прушинского, известного портретиста и автора краеведческих фотографий. В 1863 г. в Минске вышел сдвоенный номер художественно-литературного журнала «Фотографическая иллюстрация», где в краеведческой статье приводились сведения об А.Прушинском и наиболее ранний из известных снимков Минска.
В начале 1860-х годов в Минске также существовала фотомастерская, которая принадлежала Якову Брафману. В 1895 г. открыл фотоателье Моисей Наппельбаум. Наиболее известным автором является этнограф, фольклорист, мастер краеведческой фотографии и пейзажа Ян Булгак.
На 1 октября 1880 года в Минске было 4 светлописных кабинета, в 1890-х годах это количество возросло вдвое, а уже в 1898 году было 11 фотомастерских. Фотографические учреждения в городах открывали преимущественно мещане, небольшую часть владельцев фотоателье составляли дворяне.
Определенный вклад в развитие этнографических фотографий внес белорусский этнограф и фольклорист А.К.Сержпутовский. Родился Александр Казимирович Сержпутовский 21 июня 1864 в селе Белевичи Чаплицкой волости Слуцкого уезда Минской губернии в семье безземельного белорусского крестьянина, служившего лесным сторожем. После окончания Несвижской учительской семинарии некоторое время работал учителем на Мозырщине и Случчине, затем в минском отделении Крестьянского поземельного банка и Минском почтово-телеграфном ведомстве. В 1904 окончил Петербургский археологический институт. С 1906 по 1930 – служащий этнографического отдела Русского музея в Петербурге. В 1906 г. по заданию музея он приехал в Слуцкий уезд, где, собирая образцы устного народного творчества и предметы материальной культуры, фотографировал крестьян, памятники архитектуры и др. (фото 114–116).
Известно, что в конце XIX – начале XX веков в Слуцке с 28 июня 1901 по март 1902 года работал фотографический кабинет Г.Миранского, который затем был передан хозяином бывшему минскому компаньону Абраму Левинману; в 1899–1900 гг. в нашем городе занимался фотографическим делом Нейфах Нисон.
По данным Надежды Савченко, заведующей отделом письменных и изобразительных источников Национального исторического музея Республики Беларусь, в Слуцке в конце XIX – начале XX вв. имели фотографические кабинеты Мария Адамова Боретти, дворянка; Шмуйла Каплун, мещанин; Невах Яковлев Козлин, запасной аптечный фельдшер; Гирш Файвелев Лефель, слуцкий мещанин; Амвросий Иванов Масайтис, крестьянин; Моисей Онефратер, мещанин; Осипенко, учитель рисования Слуцкой гимназии; Юдель Ракова, мещанка; Бася Гдалева Резирер, несвижская мещанка; Арон Мордухов Рубин, мещанин; Шмерка Нахимов Стол; Итка Столь, вдова мещанина; Завель Гиршев Шерман, пинский мещанин; Шолом Гиршев Этман, пинский мещанин.
Фонды государственного учреждения «Слуцкий краеведческий музей» насчитывают около 40 000 предметов хранения, свыше 5 000 единиц из которых составляет коллекция фотодокументов. Примечательно, что вторым предметом, поступившим в фонды в 1953 году, была фотография времен Великой Отечественной войны. И это не удивительно, ведь именно тогда, в послевоенное время, особо свежи были воспоминания тех трагических событий, и комплектование в основном велось военной тематики. Музей имеет большое собрание фотографий различных периодов, но особый интерес вызывают снимки, сделанные местными фотографами в прошлом столетии. Для открыток и фотографий начала XX века характерны изображения центральных улиц, площадей, учебных заведений и культовых сооружений. К сожалению, в настоящее время почти не сохранилось памятников старины, поскольку войны и пожары разрушили многие строения. И только благодаря слуцким фотографам мы имеем возможность взглянуть на родной город глазами их современников.
В начале XX века в Слуцке хорошо известно было имя Сомира Юхнина. В 1896 году в возрасте 26 лет он приехал из Витебска в наш город, где и открыл фотосалон. Значительным событием в его творчестве стал выпуск серии фотооткрыток, посвященных Слуцку. Успешным было участие фотографа в выставке 1907 года в бельгийском городе Антверпен, где снимки Юхнина были отмечены золотой медалью. В 1908 году его работы получили похвальный отклик на Слуцкой сельскохозяйственной выставке. В 1927 году Сомир Юхнин был арестован органами ОГПУ и выслан во Владимир. Про дальнейшую судьбу слуцкого фотографа ничего не известно (фото 121).
Почтовые карточки С.Юхнина выполнены с огромной теплотой к родному городу и его жителям. Перебирая в руках музейные снимки, вглядываясь в пожелтевшее фото, невольно возникает желание совершить путешествие во времени и прогуляться по старым улицам Слуцка...
Слуцк со своими деревянными церквями – это настоящий музей...
Л. Снитко, исследователь, руководитель Минского церковно-археологического музея, 1909 год
В русско-византийском стиле в 1885–1889 годах на Соборной горке вместо старого деревянного Успенско-Николаевского собора был возведен каменный Николаевский. В плане он имел форму креста, построен был из красного кирпича, а зеленоватые купола храма были видны почти из любой точки города. В 1934 году Николаевского собора не стало (фото 1).
Одним из главных центров духовной и культурной жизни региона являлся Слуцкий Троицкий монастырь (фото 4). Сам монастырский комплекс был построен из дерева уже и не раз менял свой вид. При монастыре существовала школа переписчиков церковных книг, имелась богатая библиотека, иконописная мастерская.
Главной святыней монастыря был Троицкий собор, построенный, по преданиям, в 1505 году Анастасией Олелько, слуцкой княгиней в память об успешной обороне города от перекопских татар. За свою историю существования многократно подвергался разрушениям, в XVIII веке Троицкий собор был отстроен. В то время у него были две трехъярусные башни, а в плане он имел форму креста. На левой башне размещались часы с курантами, правая была колокольней. В 1867 г. было построено каменное здание с теплой церковью Благовещенья, позже – надбрамная каменная церковь Иоанна Богослова.
С 1793 года по 1840 при монастыре действовала Минская православная духовная семинария. После переезда семинарии в Минск в Слуцке осталось мужское духовное училище. В 30-х годах XX в. Троицкий монастырь был закрыт, а в 50-х годах Троицкий собор и другие строения уничтожены. В здании духовного училища после войны размещалось педагогическое училище, а с 1965 г. и по настоящее время – медицинский колледж (фото 39–40).
Говоря о Слуцком Троицком монастыре, нельзя не упомянуть о ценностях, хранившихся там.
В 1582 году князь Юрий Олелькович передал в дар Свято-Троицкому монастырю собственноручно переписанную книгу – Евангелие (фото 8). Работа князя в качестве переписчика – исключительное явление в истории Беларуси, поскольку нет других примеров, чтобы книгу переписал человек не духовного звания, а представитель известного магнатского рода. Вместе с Евангелием были переданы пасторский посох, вылитый из чистого серебра, и серебряная позолоченная чаша (потир) с украшениями (фото 7). Хорошие снимки в 1904 г. сделал польский художник и исследователь Юзеф Смолинский. По описаниям и рисункам известно, что посох был отлит из чистого серебра, длина его была 157,5 см. Был он разборный, складывался из четырех частей. Места соединения выделялись сфероподобными декоративными формами. Завершался посох красивой ручкой: посередине – стилизованный цветок, а боковые ответвления закручивались вверх в виде декоративных веточек с головами фантастических существ. На фотоснимке начала XX века, который хранится в Национальном историческом музее Республики Беларусь, можно видеть настоятеля слуцкого монастыря на фоне резных царских ворот придела в честь святого мученика Гавриила Слуцкого (Белостокского) с посохом князя Юрия Олельковича в руке (фото 6). Евангелие, посох и чаша находились в монастыре до 20-х годов XX века. Затем их перевезли в Минск, и в годы Великой Отечественной войны они были утеряны. Лишь только Слуцкое Евангелие в 2003 году снова заняло свое почетное место среди православных святынь белорусского народа.
С мая 1755 года в соборном храме Слуцкого Свято-Троицкого монастыря хранились мощи святого Гавриила. О мученике Гаврииле известно, что родился он 22 марта 1684 года в деревне Зверки Гродненского уезда, в семье православных родителей – Петра и Анастасии Гавдель. Однажды мать Гавриила понесла обед мужу, который работал в поле. В это время у них выкрали мальчика. Ребенок был тайно вывезен в Белосток и принесен в жертву сектантами. Тело замученного Гавриила было найдено на окраине леса – звери его не тронули. Похоронили ребенка в Зверьках. Эти события относят к 1690 году. Чувствуя чудодейственную силу, что исходила от могилы мученика, умерших детей стали хоронить рядом с ней. Через 30 лет во время очередных похорон был случайно открыт гроб с телом Гавриила – оно оказалось нетленным. Весть об этом мгновенно разнеслась по округе, и святые мощи были перенесены в церковный склеп. Через 16 лет церковь сгорела, но нетленные останки Гавриила «милость Божия в огне сохранила».
Слуцкий архимандрит Михаил Козачинский написал стихотворную повесть о мученике Гаврииле. Сейчас святые мощи мученика находятся в кафедральном Свято-Николаевском соборе города Белостока.
По преданию, младенец Гавриил является молитвенным заступником больных и несчастных детей.
В экспозиции краеведческого музея экспонируется икона «Святой мученик Гавриил Слуцкий» (фото 13).
Несомненный интерес вызывает икона, которая размещается в одной из церквей Солигорского района. Существует мнение, что ранее она находилась в Троицком монастыре, а изображены на ней святые Петр и Павел, держащие на руках Слуцкий Троицкий собор (фото 14).
Церковь Рождества Христова являлась одним из самых древних храмов Слуцка. Первоначальное нахождение церкви не известно. До середины XVII в. она находилась в слуцком предместье Остров. В 1655 г. во время подготовки Слуцка к обороне от русского войска было принято решение строения предместья снести. Делалось это для того, чтобы пространство перед оборонительными валами было свободным. В 1762 г. было завершено возведение здания новой Рождественской церкви. До 1845 года церковь была самостоятельной, затем ее приписали к Воскресенской церкви. В 1941 году, в начале войны, церковь сгорела (фото 18–20).
Точно не известно время основания Стефановской церкви. В документах упоминания о ней встречаются со второй половины XVII в. – в то время она стояла в предместье Тройчаны. После 1840 года церковь была перенесена дальше от города на Тройчанское кладбище. Была закрыта в 1932 году и позже разобрана (фото 24).
Время появления Юрьевской (Георгиевской) церкви не известо. В 1587 году князем Яном Симеоном Олелько была возведена новая Юрьевская церковь ближе к Старо-Бобруйской дороге. В 1829 г. вместо предыдущего здания церкви было построено новое. В 1856 г. с Москвы был выписан иконостас: трехъярусный, с 38 иконами, написанными в стиле «новой живописи». В 20-х гг. XX века церковь была сожжена (фото 21–23).
Во время пожара в 1962 года сгорела Варваринская церковь, которая размещалась на городском кладбище. Возводилась она в 1794–1799 гг. (фото 26).
Современная Михайловская церковь – один из самых значимых памятников архитектуры Слуцка. Построена она была на улице Копыльской и первоначально носила имя святых Константина и Елены. Во второй половине XVIII в. ее перенесли в предместье и поставили рядом со старой Михайловской церковью. Когда здания последней не стало, в 1798 году Константиновской присваивают имя Архангела Михаила. В XIX в. к церкви была пристроена новая колокольня. Теперешнее строение церкви возведено в традициях народного деревянного зодчества с элементами стиля барокко (фото 25).
Несмотря на то, что Слуцк был центром православия, в городе существовали храмы и других конфессий.
Бернардинский монастырь в Слуцке был основан в 1639 году. Деревянные монастырские здания возводились в 1671 г., а в 1734 г. произошла их реконструкция. В 1793 г. рядом с деревянными сооружениями возводились и каменные. В то время кирпичный костел Святого Антония с чертами барокко имел довольно скромный внешний вид: прямоугольный в плане объем, три алтаря, орган. В 1832 году монастырь был закрыт, храм освящен под православный. А в 1833–1845 гг. он использовался как полковая церковь. Когда войска покинули город, а деревянного фарного костела не стало, бывший бернардинский вернули католикам. Храм перестал существовать после Великой Отечественной войны. После революции некоторое время в монастырском помещении размещался военкомат, позже госпиталь. В настоящее время здесь находится склад ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» (фото 186-187).
Появление фарного костела народная молва относит к 1419 году. Размещался он в старом городе на торговой площади напротив замка. Действовал костел до 1852 года. К этому времени здание состарилось, и его закрыли, а позже разобрали. С костельного материала на его месте была построена часовня, которую в народе стали называть Фарной (фото 27).
Первые упоминания о евреях в Слуцке восходят к 1583 г. В начале XVII в. в Слуцке образовалась еврейская община. К XVIII веку она была одной из крупнейших и наиболее влиятельных в Беларуси.
Духовная жизнь общины слуцких евреев держалась вокруг синагоги. В конце XIX в. в Слуцке их было три (фото 30–31).
Кальвинистский храм был основан Янушем Раздивиллом в 1617 г. В 1851 году по проекту архитектора К.Хрщановича было возведено каменное здание собора вместо деревянного. Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен, а его колокольня разобрана в послевоенное время (фото 28).
На открытках Сомира Юхнина встречаются изображения гимназии, которая была заложена Янушем Радзивиллом в мае 1617 года и открыта в 1624 году. Размещалась она в деревянном здании рядом с кальвинистским собором. Кальвинистская гимназия просуществовала с некоторыми изменениями названия, организации и управления до Октябрьской революции. В 1902 году в гимназии обучалось 250 человек. Изучались следующие предметы: русский, латинский, греческий, немецкий, французский языки, русская словесность, логика, Закон Божий, математика и космография, геометрия и тригонометрия, история и география, музыка, пение, рисование и чистописание. Еврейские дети изучали Закон еврейской веры. Теперешнее здание гимназии было построено в 1852–1854 гг. из кирпича архитектором Каролем Подчашинским, в настоящее время в нем размещается гимназия № 1 (фото 32–35).
Гимназия гордится многими своими известными выпускниками: издателем и просветителем И.Капиевичем, специалистом в области астрофотометрии, член-корреспондентом Петербургской академии наук, директором обсерватории Московского университета В.Церасским, писателями А.Плугом, А.Обуховичем, Я.Дыло, конструктором в области ракетостроения С.Косбергом и многими другими.
В одном из залов гимназии выступал Якуб Колас. В 1923 году в Слуцке проходили курсы повышения квалификации для учителей, и Колас читал лекции по методике преподавания белорусского языка. Для слушателей курсов поэт впервые прочитал свою поэму «Новая зямля» (фото 113).
В начале XX века в Слуцке на перекрестке улиц Зимней и Фарской (район Молодежного центра) была открыта женская гимназия. Классы размещались в двух стоявших рядом корпусах – деревянном и каменном. В каменном корпусе со временем появился второй этаж (фото 36–38).
Действовала гимназия до 1918 года. После установления советской власти в строении бывшей женской гимназии разместилась городская общеобразовательная еврейская школа.
С 1910 года в Слуцке начало действовать частное коммерческое училище. Его основателями были местные помещики Кириаков (владел имением в деревне Ивань), Залесский (владелец имения Рачковичи), Эдвард Войнилович (почетный судья Слуцкого уезда, известный политический деятель).
Занятия в 1912 году были перенесены в новое кирпичное здание, построенное с чертами стиля «модерн» и ставшее украшением города. Сооружение было сожжено отступающими поляками в 1920 году. Восстановлено в 1924 году и изменило облик в лучшую сторону (в варианте первоначального проекта). Затем здесь располагались комитет профсоюзов, Дом культуры и школа, с 1927 года – педагогический техникум, реорганизованный позже в педагогическое училище. Здание было взорвано в 1944 году отступающими фашистами. При восстановлении изменились характер верхней части и покрытие. В настоящее время в здании размещаются цеха консервного завода (фото 43–44). Из стен коммерческого, а позже и педагогического училища вышло немало известных людей. В их числе – вышеупомянутый Семен Косберг (фото 117–118), Алена Василевич, белорусская писательница, и другие.
В начале XX века в городе была построена гостиница «Бристоль». В народе ее называли еще «Дом Бронштейна» – по фамилии хозяина. Располагалась она недалеко от торговой площади на улице, которая в советские времена была известна как Коммунистический переулок (фото 45).
В конце XIX – начале XX вв. наибольшей популярностью среди фотографов пользовались портреты. Они выполнялись одиночные, парные либо групповые. Нельзя не отметить умение фотомастеров того времени работать со светом, находить удачные позы, показывать в кадре различные аксессуары, которые помогают понять характер человека и его увлечения. На фотографиях XX века представлены портреты мещан, гимназистов, крестьян, фрагменты городской и крестьянской жизни (фото 53–64; фото 90–95).
Несомненный интерес вызывает сделанный в Варшаве снимок шляхтича в слуцком поясе (фото 74).
Слуцкие пояса это гордость белорусского декоративно-прикладного искусства. Когда в середине XVIII века в моду вошли турецкие пояса, украшенные разного рода узорами, золотыми и серебряными нитями, владелец Слуцка князь Иероним Флориан Радзивилл решил открыть в городе мануфактуру по выпуску подобных поясов. В 1756 г. для нее уже были построены два больших здания. Через четыре года после смерти Иеронима его брат Михаил Казимир перевел небольшую мануфактуру по выработке поясов из Несвижа в Слуцк. В это время на ней работали приехавший из Стамбула известный мастер – турецкий армянин Ян Маджарский, 2 подмастерья и 9 учеников.
Ткался пояс из шелковых, серебряных и золотых нитей. Длина готовых изделий была от 300 до 408 см, ширина – 27–28,5 см. Сходя с ткацкого станка, пояс переходил на специальный каток, после чего становился как бы вылитым из единого куска металла. На концах пояса значились автографы: «Меня сделал Слуцк», «В Слуцке», «Во граде Слуцке». В год фабрикой выпускалось всего двести таких поясов. Стоили они немало и, как правило, становились принадлежностью только очень богатых гардеробов.
Сын Яна Маджарского – Леон – провел дальнейшее усовершенствование мануфактуры, увеличил количество станков и привлек больше работников. Именно при нем стали изготовлять четырехлицевые пояса, т. е. с четырьмя видами цвета и рисунков. Когда пояса одевали, их складывали вдоль вдвое. Один и тот же пояс мог одновременно быть и праздничным, и будничным, и свадебным, и траурным.
Прошло время. Вышли из моды кафтаны, с которыми носились пояса. Фабрика стала выпускать узорчатые и золотые ткани. И стало уже забываться неповторимое мастерство, да заинтересовались слуцкими поясами искусствоведы. И начался научный сбор этих шедевров народного творчества.
Богатая коллекция слуцких поясов имелась в Несвиже. Переданная накануне войны в Белорусскую картинную галерею, в годы Великой Отечественной войны она была утрачена. В настоящее время слуцкие пояса имеются в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, Львова и Минска (фото 75–79).
В 1908 году в городе Слуцке было организовано акционерное товарищество автобусного движения. Приобретались машины за рубежом и использовались для междугородних пассажирских перевозок. Первые автобусные маршруты связали Слуцк с Барановичами и Старыми Дорогами. В самом же городе находились центральная станция и автобусный гараж. Фотокамера Сомира Юхнина запечатлела для потомков интересный момент: салоны автобусов заполнены людьми, а на огороженных сеткой крышах-платформах расположились любопытные мальчишки-гимназисты. У самых колес выстроились жители Слуцка постарше (фото 51).
Два раза в неделю в центре города на рыночной площади проходила ярмарка. Один из лучших снимков С.Юхнина сделан на Слуцком рынке. Фотоаппарат мастера запечатлел представителей мещанского сословия и крестьян, которые стоят около нищих странников и двух музыкантов, играющих на старинных белорусских музыкальных инструментах – лирах (фото 48–49).
20-ми годами XX столетия датируются хранящиеся в Слуцком краеведческом музее фото Берманта: «Слуцк, БССР. Управление таможни» (фото 122), «Делегация Слуцкого района на 2-м окружном съезде советов. 1927 г.», «5-й районный съезд Советов Слутчины. 1929 г.» и другие. Что характерно для этого фотографа – свой отличительный знак «Фотография Берманта. Слуцк» он ставил в правом нижнем углу на лицевой стороне фото, а его работы отличались сравнительно большими размерами и были размещены на паспарту. Некоторые местные мастера ставили штампы со своими именами на заднем обороте фотографии. Так, в Слуцком краеведческом музее хранятся портретные фотографии с отметками «Фотография г. Слуцк. И.Гутцайт» и «Фотография Ш.Д.Деречина. Слуцк, Виленская ул., № 26».
Перемены в жизни страны, города отражались и в черно-белых отпечатках, и даже в названиях фотоателье. В музее хранятся фотопортреты, выпущенные в 1940 г. слуцкой фотоартелью «Красная Слутчина», и снимки 1934–1941 годов, сделанные фотоартелью «Чырвоная светапiсь». По воспоминаниям старожилов Слуцка, фотоартель «Чырвоная светапiсь» размещалась на месте современного Дома быта. Когда началась Великая Отечественная война, «...здание разбомбили и снимки валялись везде на улице. Выпускники не успели их забрать, и только случайно некоторые фото сохранились...». К довоенному периоду относятся и снимки с подписью «фото Конончика».
Как известно, фашисты вошли в Слуцк на шестой день войны. В фондах музея имеется ксерокопия немецкого журнала «Der Bundeswer» (16.07.1941). Из репортажа немецкого военного журналиста: «День за днем, после успешно проведенного смелого обходного маневра, сжимается железное кольцо немецких наступающих войск вокруг упорно обороняющихся и отчаянно пытающихся вырваться из окружения издерганных частей Красной Армии. Это касается и Слуцка, в который наши войска вошли после полудня. Город вовсю полыхал. Из немногих уцелевших домов по нашим солдатам велся обстрел...». Рядом со статьей размещены и фотографии, сделанные немецким репортером на улицах нашего города (фото 133–134).
Захватив Слуцк, гитлеровцы установили в городе, как и на всей оккупированной территории, свой «новый порядок». Фашистские палачи уничтожали жителей города и района. Случчане поднялись на борьбу против оккупантов: создавались подпольные группы, разворачивалось партизанское движение.
Сейчас сложно сказать, кем были сделаны военные снимки, хранящиеся в фондах нашего музея, – фоторепортерами или бойцами в минуты затишья. Понятно одно – происходившее на войне могли снять только участники событий, и снимали ее такой, какой видели (фото 136–138).
Три долгих страшных года длилась немецкая оккупация. 30 июня 1944 года советские войска вошли в Слуцк (фото 140). Объектив фронтового фотокорреспондента, фотожурналиста Василия Аркашева, который во время войны работал в газетах «Красноармейская правда» и «Уничтожим врага», запечатлел, как лица случчан сияли улыбками и как радостно блестели их глаза оттого, что боль и горе войны уже позади (фото 135; фото 139).
После освобождения Слуцка от немецко-фашистских захватчиков город представлял собой мрачную картину разрушения: было разрушено почти 80 процентов общественных, административных и жилых зданий (фото 141–143). В конце 1945 года весь жилой фонд составлял 18 кирпичных и 779 деревянных домов... Жители Случчины вернулись к мирному созидательному труду.
В это время открывалось большое количество фотоателье. Именно тогда фотографию отнесли к бытовым услугам, таким, как химчистка и прачечная. И на снимках уже не ставилось имя фотографа.
Восстановление и развитие промышленности, транспорта, жилого фонда, особенно в первые годы, проходило в сложных условиях. В 1946 году было восстановлено 10 промышленных предприятий, 8 артелей, 2 мастерские. В 1947 г. возобновил выпуск продукции литейно-механический завод, был введен в строй действующий реконструированный мельничный завод. В этом же году были восстановлены и заселены 4 первых жилых дома.
В 1964 году жилой фонд увеличился по сравнению с 1945 в 18 раз, а в 1968 – больше, чем в 20 раз. Город стал неузнаваем. Улица Ленина стала застраиваться четырех- и пятиэтажными домами, многоэтажные дома с удобствами стали строиться и в других районах города (фото 148, 150, 152).
К концу 1965 года были построены и сданы в эксплуатацию пищевой комбинат, автобаза, бетонорастворный завод, расширены мукомольный комбинат, хлебозавод, мебельная фабрика, птицекомбинат, маслосырзавод, построены новые цеха городского пищевого комбината, фабрики индивидуального пошива, комбината бытового обслуживания (фото 145).
21 декабря 1965 года дал первую продукцию Слуцкий сахарорафинадный комбинат. Его высокая репутация создавалась трудом нескольких поколений. Все эти годы рабочие, инженерно-технические работники, служащие добросовестно и целенаправленно развивали производство, наращивали мощности, создавали условия для эффективного и качественного труда. В настоящее время Открытое акционерное общество «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» – признанный лидер на республиканском рынке «сладкой продукции». Большую заботу руководство комбината проявляет о социально-бытовых условиях работников. Сахарорафинадным комбинатом построен Дом культуры молодежи, где каждый может найти себе занятие по душе: десятки кружков художественной самодеятельности, различные спортивные секции, боулинговый клуб и богатая библиотека – все это к услугам не только сотрудников комбината, но и жителей города. Созданная в 1998 году футбольная команда «Слуцксахар» вышла на профессиональный уровень и в настоящее время играет в первой лиге под названием «Слуцк». Финансирование команды продолжает осуществлять ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат». Как часть своей корпоративной деятельности комбинат рассматривает поддержку и культурных проектов. Совместно со Слуцким краеведческим музеем в 2010 году был выпущен альбом «Слуцкая палитра», где показана часть музейной коллекции «Живопись. Графика». С уверенностью можно сказать, что коллектив комбината в настоящее время дружно живет, трудится, отдыхает и с оптимизмом смотрит в будущее (фото 149, 151; фото 200-203).
В 1966 году, к 850-летию города, Слуцкому краеведческую музею (основанному в 1952 году) было передано здание бывшего Дома Дворянского собрания. К сожалению, про дореволюционное прошлое этого исторического здания сведений почти не осталось. Известно, что оно возводилось как загородный дворянский особняк. Время строения называют разное: 1789 или 1798 год. Первым владельцем особняка был отставной военный, немец по национальности, родом из Франконии. Известны только его инициалы «пан В. 3.». Затем дом перешел в городскую собственность и стал Домом Дворянского собрания. После Великой Октябрьской революции здесь проводились митинги, после которых объявлялась запись в партию большевиков. Некоторое время в здании в разное время размещались рабочий клуб, редакция районной газеты, клуб ПМК (фото 204-205)
Передача бывшего Дома Дворянского собрания краеведческому музею позволила обновить экспозицию, улучшить условия хранения музейных предметов. За эти годы музей расширился: были открыты филиалы «Музей этнографии» и «Галерея искусств».
Сегодня коллектив музея делает все возможное, чтобы сохранить свое предназначение – укрепление связи между человеком и историей его края.
Самое дорогое, что одно поколение передает другому – это память. Память об утраченных святынях, память о тех, кем мы гордимся, кого любим и кого помним. В их честь в городе установлены памятники и мемориалы.
24 сентября 2000 года на улице М. Богдановича установлена бронзовая скульптура Софии Слуцкой (скульптор М. Иньков, архитекор Н. Лукьянчик) (фото 196–197).
Заслуга Софьи Олелькович в том, что она поддерживала православные церкви и монастыри, делала все возможное, чтобы главный город ее отцовского наследия – Слуцк – сохранил православие. Княгиня Софья сумела переубедить своего мужа Януша Радзивилла в необходимости ходатайства перед королем Речи Посполитой о придании Слуцку особого статуса. Супруг исполнил просьбу Софьи и получил королевскую грамоту, которая официально утверждала за Слуцком его православный статус. Случчане оставались православными верующими, не переходя в другую религию: ни в униатство, ни в католичество. Софья Слуцкая кроме юридической защиты православия всегда заботилась о материальном обеспечении монастырей и церквей, щедро жертвовала на храмы Божьи.
Княгиня Софья умерла в марте 1612 года и была похоронена в церкви Свято-Троицкого монастыря. За активную деятельность на ниве православия княгиня Софья была возведена в Собор белорусских святых как преподобная София Слуцкая, она особенно почитается Белорусской Церковью. Ее нетленные мощи находятся в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске.
С конца прошлого века на Случчине началось вестись храмовое строительство.
В 1993 г. под церковь Св. Косьмы и Дамиана передались здания на территории бывшего военного городка по ул. М. Богдановича (фото 184–185). В 1996 г. на этой же улице была построена часовня Святой Варвары (архитектор А. Веричев), костел Святого Антония и монастырский комплекс (архитектор И.Долматович) (фото 174). В конце 2005 начале 2006 года было закончено строительство святыни Святого Александра Невского в первом военном городке города Слуцка (фото 176).
В память о страшных и героических днях Великой Отечественной войны 9 мая 1975 года по ул. 14-ти Партизан был открыт мемориальный комплекс (скульптор К.Сороко, архитектор В.Кузьменко), который увековечил память погибших партизан, подпольщиков, военнопленных и мирных жителей. Со временем мемориальный комплекс стал основным местом проведения мероприятий, посвященных истории Великой Отечественной войны (фото 178-179).
22 сентября 2005 года установлен памятник «Освободителям Слуцка», (скульпторы А.Крохалев, В.Требун, архитектор И.Лесникова), представляющий собой бронзовую скульптуру воина на гранитном постаменте, рядом с которым перечислены формирования, участвовавшие в освобождении Слуцка от немецко-фашистских захватчиков (фото 190).
23 апреля 2007 года был установлен новый бюст (фото 192) маршалу Советского Союза, четырежды Герою Советского Союза, выдающемуся полководцу Георгию Константиновичу Жукову (скульптор А.Артимович). Старый бюст работы скульптора А.Бочкарева был перенесен с ул. Жукова на территорию 307-й отдельной железнодорожной бригады.
Георгий Константинович Жуков своей судьбой связан со Случчиной. В 1933–1937 гг. XX в. он проходил военную службу в Слуцке, командовал кавалерийской дивизией. В нашем городе жила и семья Г. Жукова, старшая дочь – Эра училась в СШ № 1, младшая – Элла – родилась в Слуцке. По улице Толстого сохранился дом, где проживала семья Жуковых (фото 193).
16 сентября 2007 года на ул. Копыльской открыт мемориальный знак в память об уничтоженном в феврале 1943 года фашистами гетто. Часть жителей гетто была расстреляна, остальных сожгли живьем – всего погибло более 3 тысяч жителей нашего города. Автор проекта – лауреат Ленинской премии СССР, один из создателей мемориального комплекса «Хатынь» Л.Левин. За мемориальный знак, установленный в нашем городе, Леонид Левин на XIII Республиканском смотре-конкурсе лучших архитектурных произведений 2005–2007 гг. в номинации «Ландшафтная архитектура и уличный дизайн» был удостоен 1-й премии (медаль и диплом).
Сохранить частичку истории на фотоснимках для будущих поколений Слуцкому краеведческому музею за годы его существования помогли и помогают многие местные фотографы. Благодаря их умелой работе с фотокамерой, мы имеем возможность проследить, как год за годом город менял свой облик, как строились новые улицы и возводились дома, как жители Случчины трудились и отмечали праздники. За несколько последних десятилетий музейная коллекция фотодокументов пополнилась благодаря работе многих фотографов: Николя Трофимовича, Ивана Конькова, Леонида Асса, Анатолия Жогло, Леонида Полещука, Игоря Мурашко, Михаила Астаповича, Татьяны Кудряшовой, Федора Корзуна, Ларисы Солодкиной, Дмитрия Протащика, Анатолия Коледы и многих-многих других.
Увы, на старые черно-белые снимки время накладывает свой безжалостный отпечаток: они выцветают, портятся и теряют вид, и огромную помощь в компьютерной обработке снимков для создания альбома оказал нам минский фотограф Владимир Сутягин. Он же осуществлял поиск раритетных фотографий и делал кадры современного города Слуцка.
Фотоальбом, который Вы держите у себя в руках, посвящен истории Слуцка. По ходу просмотра материалов альбома Вы вспомните немало мест нашего города, которые сильно изменились, дожив до сегодняшнего дня, узнаете много нового об истории родного города. Данный альбом – совместная работа двух коллективов, в которую более десяти человек вложили частичку своей души и теплоты. Отрадно, что в лице коллектива сахарорафинадного комбината мы нашли единомышленников, которые активно поддерживают нашу деятельность, внося новые предложения и идеи. Так, например, во время просмотра музейной коллекции фотодокументов у руководства комбината и зародилась мысль выпустить к 895-летию города эту книгу. Сотрудники краеведческого музея с энтузиазмом поддержали эту идею. И так, благодаря тесному сотрудничеству, история родной Случчины, история нашей с Вами жизни – фотоальбом «Слуцк. Путешествие во времени» – увидел свет.
При подготовке материала использованы фотографии с сайта slutsk-gorod.by