Зачем священник Варваринской церкви ездил на Гомельщину
18.12.2018
В 2013 году в Гомельской епархии была образована Церковно-историческая комиссия, которая объединяет в своих рядах волонтёров и энтузиастов, людей разных специальностей, увлечённых историей и краеведением. Они занимаются сбором, систематизацией, обработкой сведений и материальных свидетельств, публикацией работ, касающихся истории Гомельской епархии и Церкви на её территории. Член этой комиссии Сергей Цыкунов поделился с нами интересной фотографией и кое-что рассказал об истории снимка прошлого века. На фото изображён первый настоятель слуцкой Варваринской церкви Сергей Алексеевич Шахнович. Известно, что родом он из д. Браново Слуцкого уезда, родился в 1901 году. Во время оккупации Слуцка два года сидел в слуцкой тюрьме. В Варваринской церкви служил с 21 августа 1944 по 1948 год. Фото сделано на фоне западного входа в храм, возле памятника священнику Островской церкви (сейчас – Свято-Михайловский кафедральный собор по ул. Социалистической) Василию Викентьевичу Мацкевичу. Памятник сохранился до сегодняшнего времени, а вот церковь сгорела в 1953 году. На обороте фотографии – надпись карандашом: «На молитвенную память матушке Анастасии от священника Шахновича Сергия. Слуцк. 27 VII 1948 г.»
Хотя матушка Анастасия умерла относительно недавно, в 1951 году, известно о ней очень мало. Жила в д. Иваки Добрушского района Гомельской области. Сейчас это агрогородок, центр сельсовета. Он находится в 27 км на юг от районного центра Добруша и в 40 км от Гомеля. До пострига её звали Матрёной Житниковой, а после пострига в монахини стала Анастасией. О её жизни в стенах монастырей сведений нет.
По рассказам очевидцев матушка была лежачей больной и приняла постриг у себя дома. Его совершил иеромонах Анастасий Чистяков, священник Даниловичской церкви Ветковского района, который её часто посещал. Был осужден в 1933 году на 10 лет, возвратился в Ветку сразу после освобождения от немецкой оккупации и приступил к служению.
Как пишет заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ, доктор экономических наук, игумен Филипп (Симонов), «…Существование монаха вне монастырских стен – не всегда исключительное явление. В советское время позакрывали монастыри, а дух монашеский оставался, и находились архиереи, которые шли навстречу этому духу и совершали тайные постриги. Многие выдающиеся люди монашествовали в миру, и только после их смерти, во время похорон, открывалось, что они были в мантии или в великой схиме».
Матушку Анастасию также ещё называли Матроной, она была известна как предсказательница и провидица. Называли её и страдалицей – видимо отбывала срок за преступление, возможно была репрессирована. Умерла в 1951 году.
Обращает на себя внимание тот факт, что дата на фото совпадает с годом окончания службы о. Сергия в Варваринской церкви. После проверки архивных дел стало известно, что священник Шахнович в церквях, некогда находившихся на нынешней территории Гомельской епархии, не служил. Вероятно, он приезжал к Анастасии в Иваки с частным визитом. Что его связывало с матушкой Анастасией, где он продолжил служить Церкви? Эти и другие загадки истории пытаются разгадать гомельские краеведы.
Несомненно, что эта фотография будет интересна как слуцким краеведам, так и духовенству Слуцко-Солигорской епархии. Возможно, кто-то из случчан поможет разгадать старые тайны слуцкого священника.
Владимир ХВОРОВ