«Свет», которому почти 110 лет

«Свет», которому почти 110 лет

19.12.2016

Эта небольшая брошюрка за 5 копеек нашлась у коллекционера Владимира Владимировича Бойко. Выпускало такие книжечки, несущие свет просвещения в общество, Виленское православное Свято-Духовское братство.

Что в то время значили эти 5 копеек? Считайте сами. Санкт-Петербургская газета «Товарищ» от 13 (26) января 1907 г. предлагала отдельные номера у газетчиков по 5 копеек.

Плата за лекцию по геометрии составляла 10 копеек, пчеловодству – 5 копеек, алгебре – 10 копеек, механике – 10 копеек, практические курсы немецкого языка -10 копеек.

Плата за совет в лечебнице составляла от 50 до 60 копеек.

Во времена последнего российского царя Николая II корова стоила 8–10 рублей, а дневной заработок рабочего в среднем составлял 2 рубля. Цены на отдельные продукты были такими: 1 кг хлеба – 5 коп., 1 кг мяса – 30 коп., 100 г шоколада – 15 коп., 100 г осетрины – 8 коп., 1 ведро помидоров – 8 коп., на 1 коп. можно было купить полный карман семечек. И даже в начале Первой мировой войны, в 1915 году, цены на базаре были вполне сносными: рождественский гусь – 85 коп., утка – 40 коп., курица – 30, говядина и баранина – примерно 25 коп. за кг.

Хлебная биржа предлагала рожь – 1, 03 -1,06 рубля за пуд с мешком; овёс отборный – 96 – 98 копеек; овёс обыкновенный – 95–97 копеек, все за пуд с кулём; пшено оренбургское – 1,30 -1,50 рубля за пуд.

Мясная биржа определяла цены на рогатый скот: черкасский от 95 до 178 рублей за голову, русский от 35 до 108 рублей. Оптовики продавали черкасское мясо от 5,50 до 6, 50 рублей и русское от 3 до 5,50 рублей за пуд. За замороженное телячье мясо замосковное давали от 3, 70 до 4, 20 рубля за пуд.


Предлагаемая для ознакомления брошюрка начинается с извлечения из басни И. А. Крылова:

В глуши расцветший Василек
Вдруг захирел, завял почти до половины…
Но солнышко взошло, природу осветило,
По царству Флорину рассыпало лучи,
И бедный Василек, завянувший в ночи,
Небесным взором оживило.


Далее растолковывается в общедоступной форме польза солнечного света для всего живого на земле и в особенности, для человека.

Особенно интересны расчёты норм освещения жилых помещений, изложенные в конце брошюры. Кстати, забегая наперёд отметим, что расчёт с тех давних пор не поменялся: площадь оконного остекления и сейчас не должна быть менее 1/8 площади жилого помещения и 1/10 – производственного.

Вот текст 1907 года.

«Существуютъ правила, какъ устроить самыя окна, какой величины и формы, чтобы они какъ разъ давали столько свѣта, сколько нужно и зря не холодили бы зимой комнату.

Ученые дали для этого такой разсчетъ. Если передъ окнами нѣтъ предметовъ, заслоняющихъ свѣтъ, то достаточно, если оконная поверхность (не считая переплетовъ оконныхъ рамъ) относится къ площади пола, какъ одинъ къ восьми, то есть въ восемь разъ меньше, чѣмъ площадь пола.

Пояснимъ это примѣромъ.

Комната или хата шесть аршинъ на шесть, то есть полъ ея имѣетъ площать 36 кв. аршинъ. Сколько квадратныхъ аршинъ нужно на окна (безъ косяковъ!)? 36 дѣлимъ на 8, получается 4 ½ кв. арш. Ну прибавьте къ этому, примѣрно 1 ½ кв. арш. на оконный переплетъ. – Значитъ въ хатѣ размѣромъ 6X6 арш., вы должны, чтобы было свѣтло, подъ окна занять 6 кв. арш.

Теперь, основываясь на этомъ, представимъ простой и приблизительный разсчетъ, сколько оконъ и какой величины, нужно устроить въ помѣщеніи 6X6 арш. Можно устроить два окна. Тогда ихъ величина (безъ косяковъ) должна быть, приблизительно, такая: 1 арш. 6 вершк. ширины 2 арш. 3 вершка высоты.

Если же дѣлать три окна, то ширина оконъ, примѣрно, будетъ 1 арш. 1 верш, высота – 1 арш. 14 вершковъ.

Возьмемъ другой примѣръ. Хата 9X9 арш., то есть площадь пола 81 квадр. арш. (Значитъ, по предыдущему разсчету, на свободную поверхность оконъ приходится 10 1/8 кв. арш. Прибавимъ на оконные переплеты до 12 кв. арш. 

Значитъ поверхность оконъ съ переплетами, но безъ косяковъ, будетъ равняться 12 кв. арш.

Тутъ, приблизительно, мы можемъ устроить четыре окна – шириной – 1 арш. 6 вершк., высотой – 2 арш. 3 вершка.

Надо еще сказать, что если употреблять стекла большей величины, то можно соотвѣтственно нѣсколько уменьшать размѣры оконъ, такъ какъ тогда оконный переплетъ будетъ меньше.

Это, разумѣется, будетъ стоить нѣсколько дороже.

При одинаковой величинѣ и числѣ оконъ комната будетъ освѣщена тѣмъ лучше, чѣмъ выше окна, чѣмъ меньше разстояніе, или, такъ называемая «перемычка» между потолкомъ и верхнимъ косякомъ.
Полъ, столы, постели и пр. предметы, находящіеся въ комнатѣ, освѣщаются лучше тѣмъ свѣтомъ, который падаетъ на нихъ черезъ верхнія части окна, нежели тѣмъ, который проходитъ чрезъ нижнія части.

Это происходитъ отъ того, что лучъ, проникающій въ комнату черезъ нижнія части окна, падаетъ на полъ, столы, скамьи, подъ очень косымъ угломъ, поэтому освѣщаетъ большое пространство, но слабо; лучъ, проникающій черезъ верхнюю часть окна, падаетъ болѣе отвѣсно, поэтому онъ освѣщаетъ меньшее пространство, но сильно».


В конце брошюры делаются выводы.

«Итакъ: солнечный свѣтъ есть живительная сила для растительнаго царства, которое доставляетъ намъ и пищу, и строительный матеріалъ, и топливо.

Онъ способствуетъ росту и здоровью животнаго міра.

Онъ освобождаетъ окружающую насъ природу отъ губительныхъ началъ: очищаетъ воду, убиваетъ смертоносныхъ микробовъ.

Онъ даетъ нашему организму силы бороться съ болѣзнями.

Онъ насъ бодритъ и веселитъ.

Онъ даетъ намъ возможность трудиться и снискивать все нужное для жизни.

Онъ, наконецъ, помогаетъ намъ пріобрѣтать другой свѣтъ, духовный, свѣтъ ученья.

А потому нужно дорожить солнечнымъ свѣтомъ и устраивать свои жилища такъ, чтобы ни одинъ уголъ не былъ лишенъ свѣта, его оздоровительной силы и теплоты».



Будет уместно здесь немного рассказать и об издателях серии брошюр «Общедоступные очерки по гигиене».

Церковь в честь Сошествия Св. Духа на апостоловВиленское православное Свято-Духовское братство учреждено для защиты Православия на территории Литовского великого княжества в условиях активной экспансии протестантизма и посттридентского католицизма.

Создание Виленского братства, первоначально именовавшегося Свято-Троицким, было связано с передачей в мае 1584 г. королевской грамотой виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря, находившегося под управлением Киевского митрополита Онисифора (Девочки), под опеку православных членов виленской городской рады (совета). В 1587 году митрополит Онисифор благословил «братство церковное иметь» при церкви Святой Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при нем школу; братчикам принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В уставе («Чине») Виленского братства его главными целями помимо поддержки православных храмов были записаны содержание училища и типографии, воспитание юношества в Православии, издание необходимых Церкви книг. В июне 1588 г. Вильно посетил Константинопольский Патриарх Иеремия II, в юрисдикции которого состояла Западнорусская митрополия. Патриарх одобрил и скрепил собственной печатью «Чин» братства, в выданной Патриархом грамоте братчикам предписывалось иметь типографию и школу с изучением греческого, латинского и русского языков. В 1589 г. польский король Сигизмунд III Ваза утвердил корпорацию братчиков и предоставил ей право самоуправления, в 1592 г. освободил от уплаты городских повинностей и налогов.

В 1885 г. по предложению Литовского архиепископа Александра (Добрынина) совет братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета. Совет организовал 2 учительские двухгодичные школы в Вильне и Гродненской губернии для подготовки преподавателей церковноприходских школ. В 1883 г. с Виленским братством объединилось Общество ревнителей Православия. В конце 1894 г. был утверждён новый устав братства, согласно которому председателем совета и попечителем братства являлся правящий архиерей Литовской и Виленской епархии (ранее совет возглавляли епископы Ковенские, викарии Литовской епархии). С января 1895 г. братство возглавил архиепископ Литовский Иероним (Экземплярский), 18 марта 1895 г. братство взял под своё покровительство император Николай II Александрович. В это время число братчиков превышало 500 чел. В 1895 г. при братстве была создана комиссия нравственно-религиозных чтений. 20 января того же года открылась братская типография, которая к 1909 г. выпустила более 100 наименований книг. В 1907–1916 гг. 2 раза в месяц выходил «Вестник виленского Свято-Духовского братства», освещавший вопросы религиозно-нравственной и церковно-общественной жизни Северо-Западного края. В качестве приложений к «Вестнику» выпускались «Поучения на православные праздники», «Литовские ЕВ», «Листки для народа».

Братство проявляло особую заботу о строительстве новых и восстановлении разрушенных православных храмов. По его инициативе в Вильне в конце XIX – начале XX в. были построены 4 храма: во имя архангела Михаила и во имя князя Александра Невского, в честь иконы Божией Матери «Знамение», Константино-Михайловский. В 1909 г. при братстве начал работу церковно-строительный комитет, занимавшийся сбором средств на строительство храмов в епархии.

В августе 1909 г. по инициативе виленских братчиков в Вильне прошёл съезд представителей западнорусских православных братств, на который прибыли более 300 делегатов (архиереи, духовенство, государственные и общественные деятели из Литвы, Украины, Белоруссии и Польши). На съезде председательствовал архиепископ Литовский и Виленский Никандр (Молчанов). Главной целью съезда было объединение усилий для совместной деятельности – миссионерской, просветительской, хозяйственной.

24–25 сентября 1914 г. по пути на фронт Вильну посетил почётный председатель Виленского братства император Николай II. В Свято-Духовом храме императору была вручена высшая награда братства, знак 1-й степени – Золотая звезда. В августе 1915 г. в связи с приближением фронта бо́льшая часть православного духовенства и мирян, в т. ч. самая активная часть виленских братчиков, уехала в Россию, и после оккупации западных территории Российской империи немецкими войсками деятельность Виленского братства прекратилась. Последним попечителем и председателем совета братства был архиепископ Литовский, будущий Патриарх Московский святитель Тихон.

 

 

Владимир ХВОРОВ