Катехизис митрополита Филарета
21.10.2016
В архивах коллекционера Владимира Бойко есть редкое издание: «Православный Христианский Катихизис Митрополита Филарета в общедоступном изложении». Брошюра была выпущена в 1935 году в синодальной типографии в Варшаве «по благословению Блаженнешего Дионисия, Митрополита Варшавского и всея Польши».
Кто же такой Митрополит Филарет, что такое Катихизис (в современном языке пишется «катехизис». – В.Х.) и почему брошюра была напечатана в Польше по благословению митрополита Дионисия?
Святитель Филарет Московский (в миру Василий Михайлович Дроздов) – крупнейший русский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.
Он родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) в городе Коломне Московской губернии. Первоначальное воспитание Василий получил отчасти дома, отчасти в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 году Василий поступил в Коломенскую семинарию, где в то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко.
В 1800 году будущий святитель перешёл в философский класс подмосковной Троицкой семинарии. В 1801 году он написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона. В семинарии Василий особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 году начинается проповедническая деятельность будущего святителя. В это же время его назначили преподавателем поэзии. В 1808 году Василия постригают в монашество с именем Филарет и переводят в Санкт-Петербург инспектором духовной академии и профессором философских наук.
В столице митрополит Амвросий Санкт-Петербургский познакомил отца Филарета с обер-прокурором Синода и со многими влиятельными лицами Церкви и империи. С того времени ни одно крупное событие в Санкт-Петербурге не обходилось без «Слова» отца Филарета. Его проповеднический дар был по достоинству оценён. Отец Филарет проповедовал живо и искренно, раскрывая слушателям нестареющую красоту евангельского учения. Его преподавание в духовных школах также носило живой характер: сначала он сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. Таким образом, отец Филарет старался избегать в преподавании чрезмерного схоластического детализирования, дабы учащиеся могли сосредоточить своё внимание на самом важном.
8 июля 1811 года отец Филарет был возведён в сан архимандрита. В 1812 году архимандрита Филарета назначили ректором академии и профессором богословских наук.
Военные события 1812–1814 годов произвели на отца Филарета сильное впечатление. Он объяснял успехи русского народа в этой войне нравственными причинами, подчёркивая силу православной веры. На эту тему им был прочитан реферат в «Обществе любителей российской словесности». В 1813 году отец Филарет произнёс своё знаменитое слово на смерть фельдмаршала Кутузова. Затем его пригласили сказать проповедь в дворцовой церкви, но его слово «О любви к миру», в котором он обличал роскошь, не всем понравилось при дворе. Зато всем стало ясно, что в лице отца Филарета на церковное поприще вышел не наёмник и карьерист, а пастырь добрый, провозглашающий истину не взирая ни лица.
В академии у архимандрита Филарета в то время не раз случались столкновения с теми, кому чужд был дух подлинно православного евангельского служения Церкви. Неизменную поддержку отцу Филарету среди этих искушений оказывал митрополит Амвросий Санкт-Петербургский.
В 1817 году архимандрит Филарет был возведён в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, а в 1819 году назначен архиепископом Тверским и членом Святейшего Синода. Однако, в Твери он почти не жил, управляя епархией из Санкт-Петербурга. В 1820 году владыка Филарет был переведён в Ярославль, а в 1821 году – в Москву, где оставался уже до самой кончины.
С 1816 года владыка деятельно работал над переводом на русский язык книг Священного Писания. В частности, он перевёл Евангелие св. апостола Иоанна Богослова. В 1823 году Синод поручил владыке Филарету составить катехизис. В составленном катехизисе владыка все тексты перевёл на русский язык, в целях их большей доступности верующим. Но использование текстов Священного Писания в русском переводе вызвало непонимание. Поэтому при переиздании катехизиса в 1827 году все библейские тексты были приведены на церковно-славянском языке.
С 1824 года началась новая волна скрытых и незаслуженных гонений на владыку Филарета. Но через некоторое время все разрешилось в лучшую сторону. 18 декабря 1825 года в день приведения народа к присяге государю императору Николаю I, владыка Филарет вдохновенным и искренним словом успокоил подозрения некоторой части паствы в отношении себя. Это, а также речь, сказанная им при коронации императора, доставили ему благоволение государя. «Наконец с меня сняли тяжёлый крест», – сказал владыка Филарет. Но Господу было угодно возложить на владыку новый крест, на сей раз крест святительства в старой столице – белокаменной Москве.
В 1845 году вышло первое издание проповедей святителя под заглавием «Слова и речи синодального члена Филарета, митрополита Московского». Книга пользовалась большим успехом у верующих. Вскоре проповеди митрополита Филарета, были переведены на французский и немецкий языки.
Император Александр II благоволил к митрополиту Филарету и оказывал ему знаки глубокого уважения. В 1858 году по инициативе митрополита Филарета, несмотря на упорное сопротивление некоторых лиц, состоялось высочайшее распоряжение о переводе книг Священного Писания на русский язык.
Характер митрополита Филарета был весьма твёрдым, особенно, если дело касалось интересов Православной Церкви. Например, святитель ревностно противодействовал деятельности доктора Гааза, популяризатора римо-католичества в России. Пользуясь большим и заслуженным влиянием, митрополит Филарет выступал против тех «прогрессивных» стремлений общества, а иногда и правительства, которые с архипастырской точки зрения считал неполезными. И наоборот, святитель всецело поддерживал те начинания, которые считал богоугодными. Так, например, он принимал участие в составлении текста манифеста 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян.
В 1862 году митрополит Филарет, чувствуя, что силы его слабеют, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своём посту. 19 ноября 1867 года он мирно скончался. Проводить архиерея собралась почти вся Москва. Тело митрополита схоронили в Троице-Сергиевой обители, в храме Святого Духа. Долгая жизнь и высокий сан московского святителя, при глубоком уме и твёрдой воле, не могли не оказать сильного благотворного влияния на русское общество.
До настоящего времени катехизис святителя Филарета остаётся для русского народа одним из основных пособий по изучению основ православной веры.
В широком понимании Катехизис – это официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов. Катехизис содержит ответы на наиболее типичные богословские вопросы и начальное богословское образование перед крещением.
«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной церкви» подготовленный архиепископом Филаретом (Дроздовым) впервые был издан в 1823 году. Сегодня каждый может его найти в свободном доступе в сети Интернет и изучить. Впоследствии катехизис перерабатывался автором, обер-прокурором Синода и другими членами Синода и многократно переиздавался, в том числе и на иностранных языках.
В Введении катехизиса записано:
«1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС?
Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души.
2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «КАТЕХИЗИС»?
Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времён этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину…».
Варшавское издание Катехизиса 1935 года – переработанное и изменённое, отличается от первоначального варианта. В Предисловии к изданию сказано по этому поводу следующее.
«Почти во всех средних учебных заведениях Православный Катехизис проходится по пособию Митрополита Филарета, считающемуся символической книгой Православной Церкви. По полноте и точности, сжатости и краткости изложения Катехизис Митрополита Филарета является классическим учебным руководством.
Однако, этот Катехизис, предназначенный между прочим и для «употребления всех православных христиан», не удовлетворяет некоторым педагогическим требованиям, касающимся главным образом изложения.
Имея в виду ограниченность отводимого в наших учебных заведениях изучению православного Закона Божия времени, при составлении данного учебника мы сократили некоторые несущественные части вышеупомянутого руководства, дополнили другие, отказавшись от традиционной вопросо-ответной формы, и преследовали главным образом при необходимой полноте содержания краткость, ясность и удобопонятность изложения».
Учебник в виде брошюры на 64 страницы состоит из следующих разделов и подразделов.
ВВЕДЕНИЕ
Предварительные понятия
Об Откровении Божественном
О Священном Предании и Свящ. Писании
О Священном Писании в частности
О ВЕРЕ
О Символе веры вообще и его происхождении
О членах Символа веры
О Крещении
О Миропомазании
О Причащении
О Покаянии
О Священстве
О Браке
О Елеосвящении
О НАДЕЖДЕ
Понятие христианской надежды, её основание и средства
О молитве
О молитве Господней
О учении блаженства
О ЛЮБВИ
О союзе между верою и любовью
О Законе Божием и Заповедях
О разделении заповедей на две скрижали
Заключение
Почему учебник издавался в Польше? Вспомним то нелёгкое время. Вскоре после падения монархии в России в марте 1917 года, был созван готовящийся ещё с начала 1900-х годов Всероссийский Поместный Собор, который открылся 15 августа (ст. ст.) 1917 года в Москве. Крупнейшим его решением было восстановление 28 октября того же года, спустя несколько дней после захвата власти большевиками в Петрограде, патриаршества. На патриарший престол был избран Тихон (Беллавин), митрополит Московский.
Первые несколько месяцев после Октябрьской революции 1917 года большевики активно не вторгались и не препятствовали деятельности Православной церкви, не считая Декрета о земле, конфисковавшего церковные земли. Продолжалось бюджетное финансирование церковных учреждений.
Декретом СНК Российской Республики, официально опубликованном 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» церковь была отделена от государства и от государственной школы, лишена прав юридического лица и собственности, а религия объявлялась частным делом граждан. Декрет узаконивал принимавшиеся большевиками с декабря 1917 года распоряжения и акты, упразднявшие функции православной церкви как государственного учреждения, пользующегося государственным покровительством.
В 1918 году на территории, контролируемой большевиками, прекратилось финансирование духовенства и религиозного образования из казны. Церковь пережила ряд инспирированных властями расколов и период гонений. После смерти Патриарха Тихона в 1925 году власти не позволили проведение собора для избрания его преемника. Патриаршим местоблюстителем стал митрополит Пётр (Полянский), вскоре арестованный и замученный.
Митрополиту Петру наследовал митрополит Сергий (Страгородский). В период с декабря 1925 по 27 декабря 1936 года он именовался заместителем патриаршего местоблюстителя. В 1927 году митрополит Сергий издал Послание, известное как «Декларация», в котором признал Советский Союз гражданской родиной, призвал членов Церкви к гражданской лояльности советской власти, а также потребовал от заграничного духовенства полной политической лояльности к советскому правительству. Послание и последовавшие за ним увольнения некоторых несогласных епископов на покой привело к протестам и отказу подчинения ему со стороны ряда групп внутри Патриаршей Церкви и к образованию иных «староцерковных» организаций, не признавших законность церковной власти заместителя местоблюстителя, а также к «прекращению сношений» с Патриархией большинства русских епископов в эмиграции.
По некоторым сведениям, в первые пять лет после большевистской революции было казнено 28 епископов и 1200 священников.
Основной мишенью антирелигиозной партийно-государственной кампании 1920-х и 1930-х годов была Патриаршая церковь, имевшая наибольшее число последователей. Почти весь её епископат, значительная часть священников и активных мирян были расстреляны или сосланы в концлагеря. Богословские школы и иные формы религиозного обучения, кроме частного, были запрещены. Основным инструментом проведения партийной политики в отношении Патриархии было 6-е отделение ОГПУ, которое проводило политику разъединения и подчинения органам ОГПУ епископата и иных лиц духовенства и мирян.
Несмотря на запретительные меры со стороны польского правительства, сводящиеся порой к прямым репрессиям, Православной Церкви в Польше удалось создать жизнеспособную систему религиозного образования православных, включая все слои населения. Религиозное образование в семье и детских дошкольных учреждениях, религиозное образование в народных школах, гимназиях и училищах – было наиболее масштабной, массовой частью этой системы, охватывающей все православное общество межвоенной Польши. Средние специальные духовные учебные заведения Православной Церкви в Польше и Варшавский университет с его Отделением православной теологии – стали высшим уровнем системы. При этом на всех уровнях особая роль была отведена собственной православной учебной литературе, которая во многом не потеряла своего значения и по сей день не только для православной Польши, но и всего православного мира, о чём, в частности, свидетельствуют факты переиздания её произведений 1920–1930-х годов в последние годы. Равной этой учебной литературе в ту пору не существовало в восточнославянском православном зарубежье, не говоря уже об СССР. Межвоенная Польша снабжала православными учебными книгами практически весь православный мир, отдельные их экземпляры чудом оказывались и на востоке. Православные учебники, напечатанные в 1920-е-1930-е гг. в Варшавской Синодальной типографии «По благословению Блаженнейшего Дионисия, Митрополита Варшавского и всея Польши», и по сей день часто используют не только в Польше, но и в России, а особенно в Белоруссии и на Украине, а также в среде православной эмиграции.
Здесь уместно немного рассказать и о Митрополите Варшавском Дионисии (в миру Константин Николаевич Валединский). Родом он был из российского города Мурома, родился в семье потомственных священнослужителей. Получил духовное образование, был пострижен в монашество с наречением имени Дионисий.
После Октябрьской революции ему была поручена организация новообразованной Полесской епархии с кафедрой в городе Пинске. Затем служил викарным архиереем Волынской епархии.
В 1919 году по Версальскому трактату было образовано суверенное Польское государство. В период войны 1914–1918 годов православное население привисленского и северо-западного краёв в подавляющем большинстве вместе с духовенством было эвакуировано вглубь России. На местах оставались не более 10 священников и иеромонахов. Из епископов оставались лишь двое: Виленский архиепископ Тихон (Беллавин) с резиденцией в г. Дисне, на севере Виленской губернии и епископ Кременецкий Дионисий (Валединский). В 1918 году началась реэвакуация. Вскоре Кременецкая епархия отошла к Польше и епископ Дионисий оказался в юрисдикции назначенного Патриархом Тихоном архиепископа Варшавского Георгия (Ярошевского), возведённого вслед за тем Патриархом в сан митрополита.
В 1922 году состоялся польский церковный Собор с участием епископов отошедших к Польше православных епархий. Вопреки воле Патриарха Тихона, Собор принял конкордат (соглашение) с правительством Польши, а епископ Дионисий (Валединский) был назначен правящим архиереем Волынской епархии с возведением в сан архиепископа Волынского и Кременецкого.
После трагической кончины митрополита Варшавского Георгия (Ярошевского), архиепископ Дионисий (Валединский) 27 февраля 1923 года был избран митрополитом Варшавским и Волынским и всея Православныя Церкви в Польше, а также священноархимандритом Свято-Успенской Почаевской лавры. Избрание митрополита Дионисия (Валединского) Первоиерархом Польской Православной Церкви было представлено на утверждение Константинопольского Патриарха.
Потом были арест гестапо, учреждение Украинской автокефальной православной церкви. После окончания Второй мировой войны польские коммунистические власти последовательно стремились к смещению митрополита с занимаемой должности и добились своего.
Скончался 15 марта 1960 года в Варшаве и похоронен на Вольском православном кладбище.
Владимир ХВОРОВ