Сталин в творчестве художников
17.10.2014
«Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет её!» – сказано будто бы В.М. Молотову и А.Е. Голованову в 1943 г. И.В. Сталиным. Куда как более чем пророческие слова. Одни говорят, что Сталин – русский националист, другие – коммунист, третьи – мразь и негодяй…
Тем не менее, И.В. Сталин занял полагающееся ему место в общественном сознании как один из наиболее значительных исторических деятелей в нашей истории, плоды деятельности которого не только остаются ориентиром для многих, кто желает развития и прогресса, но и до сих пор во многом окружают нас, являясь незримым наследием сталинской эпохи.
Существует такое понятие Сталиниана – совокупность произведений музыкального, изобразительного и других искусств, а также кинематографии, прозы и поэзии, посвящённых советскому государственному и партийному деятелю Иосифу Сталину (1878–1953) или связанных с ним. Образ Сталина достаточно широко использовался в искусстве во время культа личности, который имел место в СССР.
В архивах коллекционера Владимира Бойко оказалось несколько черно-белых репродукций картин, посвященных И.В. Сталину, скорее всего выпущенных в специальном наборе. К сожалению, ни даты выпуска, ни сведеней об издательстве нет. Мы попытались отыскать во всемирной сети Интернет соответствующие цветные аналоги этих картин. Оказалось, что многие изображения в цвете отсутсвуют, а некоторых из картин поисковые машины найти не смогли вовсе.
Вот что попало к нам в руки и что удалось выяснить.
Наибольшее количество кртин принадлежит кисти Константина Ивановича Финогенова (1902–1989) – советского живописца и рисовальщика, заслуженного деятеля искусств РСФСР (1951). Он – лауреат Сталинской премии второй степени, член ВКП(б) с 1947 года.
Сталинской премии К.И. Финогенов был удостоен в 1949 году за серию рисунков «И.В. Сталин в годы Великой Отечественной войны». Вероятно, что все попавшие к нам картины как раз из этой серии.
И.В. Сталин на оборонительных рубежах.
И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и К.К. Рокоссовский на оборонительных рубежах под Москвой.
И.В. Сталин в блиндаже. Изображений в Интернете не найдено, кроме копии страницы из журнала «Техника – молодёжи» 1949–12.
И.В. Сталин, В.М. Молотов, К.Е. Ворошилов, А.С. Щербаков, А.М. Василевский и К.К. Рокоссовский за разработкой плана окружения армии Паулюса в Сталинграде.
Следующую картину написал Фёдор Саввич Шурпин (1904–1972) – советский живописец, Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии второй степени (1949) за картину «Утро нашей Родины» (1946–1948). Именно репродукция этой картины и представлена.
Ещё один портрет И.В. Сталина, написанный в 1945 г., принадлежит кисти Дмитрия Аркадьевич Налбандяна (1906–1993) – известного советского художника, портретиста. Он – лауреат двух Сталинских (1946, 1951) и Ленинской премии (1982), народный художник СССР (1969), Герой Социалистического Труда (1976), член ВКП(б) с 1948 года.
Из воспоминаний Д. Шостаковича о Сталине и этой картине
Сталин очень придирчиво относился к своим изображениям. Есть замечательная восточная притча: некий хан велел привести к себе художника, чтоб сделал его портрет. Казалось бы, простое дело. Но загвоздка в том, что хан-то был хромой. И на один глаз – кривой. Художник таким его и изобразил. И немедленно был казнен. Хан: «Не надо мне понимаешь, клеветников». Привели второго художника. Он решил, что будет умным. И изобразил хана: «Орлиные очи и обе ножки одинаковые». Второго художника тоже немедленно казнили. Хан: «Не надо мне, понимаешь, лакировщиков». Самым мудрым, как и полагается в притче, оказался третий художник. Он изобразил хана на охоте. На картине хан стрелял по оленю из лука. Кривой глаз был прищурен. Хромая нога была поставлена на камень. Этот художник получил премию.
Я подозреваю, что притча была сочинена не на востоке, а поближе. Хан этот списан прямо со Сталина. Сталин расстрелял несколько художников. Их сначала вызывали в Кремль, чтобы увековечили вождя и учителя. И, как видно, не угодили они вождю. Сталин хотел быть высоким. Ручки чтоб одинаковые. Всех перехитрил художник Налбандян. На его портрете Сталин, сложив руки где-то в районе живота, идет прямо на зрителя. Ракурс взят снизу. При таком ракурсе даже лилипут покажется великаном. Налбандян последовал совету Маяковского: художник должен смотреть на модель, как утка на балкон. Вот с этой позиции утки Налбандян и написал портрет Сталина. Сталин остался очень доволен. Репродукции портрета висели во всех учреждениях. Даже в парикмахерских и в банях. А Налбандян на деньги, полученные за портрет, построил роскошную дачу под Москвой, огромную, с куполами. Ее один мой ученик остроумно назвал Спасом на Усах.
Следующий портрет написал Ираклий Моисеевич Тоидзе (1902–1985), грузинский советский живописец и график, народный художник Грузинской ССР (1980), заслуженный деятель искусств РСФСР (1951), лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1948, 1949, 1951).
Этого ростового портрета И.В. Сталина в Интернете не найдено.
Картина«И.В. Сталин на крейсере “Молотов”» весьма известна. Её написал Виктор Григорьевич Пузырьков (1918–1999) – советский и украинский живописец, народный художник СССР (1979), член КПСС с 1954 года. Он – лауреат двух Сталинских премий третьей степени (1948, 1950). Именно за эту картину получена Cталинская премия 1950 года.
Следующий портрет написал Борис Николаевич Карпов (1896–1968). Известно о нём совсем мало: Советский художник. Родился в Кременчуге. Выполнял живописные и графические произведения – портреты политических и военных деятелей СССР, Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда, знаменитых артистов и ученых; тематические картины.
Этот портрет И.В. Сталина написал Александр Михайлович Герасимов (1881–1963) – советский живописец, первый президент АХ СССР, народный художник СССР (1943), член ВКП(б) с 1950 года. Он – лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).
Этого ростового портрета И.В. Сталина на фоне Спасской башни Кремля в Интернете не найдено.
Следующую картину «В.И. Ленин и И.В. Сталин» написал Пётр Васильевич Васильев (1899–1975) – русский советский художник и график, народный художник РСФСР (1970), лауреат Сталинской премии первой степени (1947). Он создал ряд рисунков и картин, посвящённых В.И. Ленину и И.В. Сталину, автор почтовых марок.
И, наконец, последняя из представленных картин «Партизаны на приёме у товарища И.В. Сталина» написана Фёдором Александровичем Модоровым (1890–1967) – художником, педагогом, Народныйым художником РСФСР (1966), членом-корреспондентом АХ СССР (1953), ректором МГХИ им. В.И. Сурикова (1948–1962), профессором, членом ВКП(б) с 1946 года.
В заключении картина А. Казанцева «И.В. Сталин с матерью». Казанцев Анатолий Алексеевич (1908–1984) – российский советский живописец, график, монументалист и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР, член Ленинградского Союза художников.
Репродукция была размещена на цветной вкладке какого-то журнала. Весьма интересна подборка цитат из произведений М. Горкого, посвященных Матери. Видимо, это был мартовский номер, посвященный Международному женскому дню.
Восславим женщину – Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, – вот что насыщает нас любовью к жизни!
Прославим в мире женщину – Мать, единую силу, пред которой покорно склоняется Смерть!
Мать – творит, она – охраняет, и говорить при ней о разрушении – значит говорить против нее…
Мать – всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям…
…матери ненавидят оружие нападения, признавая только то, которым защищается жизнь.
Согласитесь: слова поистине золотые!
Владимир ХВОРОВ