Псалтырь
23.09.2013
В наши руки попала псалтырь, выпущенная в 1893 году в Санкт-Петербурге Синодальной типографией по благословению Святейшего Правительствующего Синода. Он был первым постоянно действующим синодом в Русской Церкви, учреждённым Петром I как государственный орган церковного управления.
Книга, судя по неразборчивой надписи в конце, некогда принадлежала ученику Минской (ц.) Слуцкого уезда Лушниковской волости д. Бокшицы Николаю Капариха.
Название Псалтирь или Псалтырь происходит от греческого слова «ψαλτήριον», по названию струнного щипкового музыкального инструмента псалтерия. Еще говорят, что название образовано от «псало», что значит «бренчать на струнах, играть». Это библейская божественная универсальная книга Ветхого Завета на все случаи жизни, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. Большинство из божественных гимнов, записаны царем Давидом: три Соломона, двенадцать Асофа и его потомков, одиннадцать сынов Кореевых, по одному Моисея, Емана и Ефама, семьдесят три Давида. В большинстве языков книга называется просто «псалмы».
Книга поражает силой, чистотой и изумительной красотой текстов. Но читать Псалтырь следует не только из-за этого. Считается, что текст псалмов, произнесенный вслух, привлекает ангелов и изгоняет злых духов. В старину Псалтырь была обязательной образовательной книгой, ее читали и учились по ней все взрослые и дети. На Руси Псалтирь обычно была последней, «высшей» книгой для обучения грамоте после букваря и Часослова не только среди священнослужителей, но и для лиц светских. Было престижным знать наизусть псалмы. В ней так много разнообразных размышлений, рассуждений и утешений, что популярности Псалтыри никто никогда не удивлялся. Псалмы не раз перелагались знаменитыми поэтами восемнадцатого и девятнадцатого века.
Содержание книги отражает события Нового Завета и связано с жизнью великого и мудрого царя Давида. Во времена вышеупомянутого правителя было введено музыкальное сопровождение псалмов. И сегодня ни одно богослужение не обходится без протяжного чтения Псалтыри.
В четвертом веке книга для удобства была разделена на двадцать частей, кафизм, что в переводе означает «то, что читается сидя».
Важно знать, как читать Псалтырь. Ведь это не светская книга, и чтобы открыть ее для себя, нужно следовать определенным правилам.
Сначала было принято читать Псалтырь только по субботам и по праздникам. Теперь это можно делать в любой день недели.
Существует обычай чтения Псалтыри по соглашению. Группа верующих отдельно друг от друга прочитывает ее целиком. Каждый берет какую-либо одну кафизму и пропевает ее келейно, упоминая тех, кто молится по соглашению.
В Интернете можно встретить такие советы чтения Псалтыри:
Псалтырь читайте сидя, вслух и вполголоса, при зажженной лампадке. Слова произносите монотонно. Если первоначально смысл прочитанного текста для вас оказался неясен, не огорчайтесь. Самое главное, что Псалтырь хорошо понимают бесы. По мере духовного взросления к вам придет истинное понимание текстов.
Перед чтением кафизмы прочитайте предначинательные молитвы, затем переходите к псалмам.
Произносите имена по каждой «Славе». На первых двух употребляются имена за здравие, после второй – за упокой. После прочтения третьей «Славы» читайте тропари и молитвы из очередной кафизмы.
Молитву «Господи, помилуй» прочтите сорок раз. При этом можете пользоваться четками. Между двадцатой и двадцать первой молитвой произнесите свою личную молитву о близких людях.
Владимир ХВОРОВ