Пасхальное послание епископа Слуцкого и Солигорского Антония
06.04.2018
Пасхальное послание епископа Слуцкого и Солигорского Антония пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Слуцко-Солигорской епархии Белорусской Православной Церкви
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
В светлый праздничный день Воскресения Господа нашего Иисуса Христа приветствую всех вас словами пасхального ликования:
Христос воскресе!
Без малого две тысячи лет тому назад жены-мироносицы, придя на рассвете ко гробу Господню, услышали от ангелов благую весть: Что вы ищете живого между мёртвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24: 5–6). Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! (Мф. 28: 9). Радость, которая в тот миг зажглась в сердцах учениц Христовых, никуда не ушла из этого мира. Сегодня она переполняет наши сердца, ибо, по слову святителя Иоанна Златоуста, воскрес Христос – и жизнь жительствует!
Спаситель пролил на Голгофе Свою Честную Животворящую Кровь за всё человечество, за каждого из нас, без малейшего исключения. Преподобный Паисий Святогорец говорил, что не случайно руки Христа распростёрты уже столько веков: они распростёрты, чтобы обнять весь мир. Именно поэтому Воскресение Христово стало бесценным даром всему миру, залогом и прообразом всеобщего воскресения. Каждый христианин, который возлагает на себя свой личный крест и идёт за Господом до конца, становится наследником Небесного Царства и соучастником Пасхальной славы. «Вчера я распинался со Христом, ныне прославляюсь с Ним; вчера умирал с Ним, ныне оживаю; вчера погребался с Ним, ныне воскресаю!» – восклицает святитель Григорий Богослов. Вдумаемся: всем нам обещано воскресение и вечная жизнь в Отчих обителях!
В эти светозарные пасхальные дни Церковь возвещает о победе Христа над смертью, о том, что смерть уничтожена, что её больше нет! Казалось бы, это не соответствует нашему повседневному опыту: ведь земная жизнь по-прежнему имеет предел, люди продолжают умирать. Разъясняя это мнимое противоречие, святитель Николай Сербский проповедует: «Для нас, умирающих во Христе, смерть является уже не мрачною бездной, а рождением в новую жизнь <…>. Гроб для нас уже не вечная тьма, а лишь врата, у которых ожидают нас светлые ангелы Божии. <…> Такою <…> была победа Христова».
Вот почему христианин – это человек, который не боится смерти! Когда-то археологов поразила надпись в катакомбах Рима над могилой девушки-христианки. Эта надпись гласила: «Она жива!» В этих словах – вся суть нашего упования: у Господа нет мёртвых, у Него все живы!
Дорогие отцы, братья и сестры! Радость Пасхи не только может, но и должна сопутствовать нам на протяжении всего нашего земного бытия. Это произойдёт тогда, когда мы будем видеть в окружающих нас людях наших ближних, носителей Образа Божия. Для любящего сердца ближний – это всегда источник радости. Подлинная любовь ничего не требует для себя, она только отдаёт, дарит и жертвует, – а «дающий приемлет Божественную радость», как говорил преподобный Афонский старец Паисий.
Желаю вам, дорогие, чтобы каждый день вашей жизни был согрет теплом добрых дел. Не будем смущаться ограниченностью наших сил: на самом деле каждый из нас может очень и очень много. Одно лишь слово поддержки, вовремя сказанное человеку, зачастую может отвести его от края пропасти, вдохнуть надежду и желание жить.
Пламя свечи не станет меньше, если от неё загорится другая свеча, а радость о Воскресшем Спасителе лишь увеличится в душе того, кто поделится ею с ближними. Будем дарить друг другу пасхальную радость, чтобы мир вокруг нас уверовал в эти древние и вечно новые слова:
Христос воскресе!
Воистину воскресе Христос!
С благословением и любовью о Христе Воскресшем
епископ Слуцкий и Солигорский
Пасха Христова 2018 года
Слуцк – Солигорск
Светлое Христово Воскресенье
Дата: 8 апреля (в 2018 году, по новому стилю)
Дата вычисляется по лунно-солнечному календарю в промежутке между 4 апреля и 8 мая.
От даты празднования Пасхи зависят даты всех связанных с нею праздников и постов.
Статус: великий праздник
Событие:
Воскресение Христа – центральное событие всей Священной истории. О нем повествуют все четыре евангелиста (Мф 18:6, Мк 16:6, Лк 24:6, Ин 20:6).
Христос был распят и умер на Кресте за грехи всех людей – живших когда-либо от сотворения мира и тех, кто когда-либо будет жить. Праведные Иосиф Аримафейский и Никодим – тайные ученики Христа – сняли с Креста Его тело, положили в высеченный в скале гроб и, закрыв вход в пещеру камнем, ушли, т. к. уже начиналась суббота, праздник иудейской пасхи. Рано утром на следующий день после субботы женщины – ученицы Спасителя – пришли к пещере, чтобы по традиции помазать тело Иисуса специальными погребальными благовониями – миром. Они увидели, что тяжёлый камень, закрывавший вход в пещеру, отодвинут в сторону, а во гробе никого нет: они нашли там только пустые погребальные пелены и платок, закрывавший лицо Христа. На выходе из пещеры мироносиц встретил ангел, возвестивший им, что Христос воскрес!
Икона праздника:
На иконе Воскресения Христос выводит из бездны ада первых людей – Адама и Еву, а вместе с ними и всех ветхозаветных праведников.
В руке Спаситель держит Крест – как знамя победы, отворившее двери ада для всех, кто захочет последовать за Ним.
Смерть пришла в мир через грехопадение первых людей. Адам и Ева нарушили заповедь, данную Творцом, и были изгнаны из рая. Непослушание прародителей обрекло на смерть всех их потомков.
Но люди не остались без надежды на возвращение. Бог обещал им, что смерть будет побеждена. С тех пор все праведники жили ожиданием пришествия в мир Спасителя.
Пасха (древнеевр. «Прохождение мимо») – праздник, учреждённый в память избавления иудейских первенцев от смерти в день бегства народа избранного из плена египетского. В тот день иудеи закололи и съели ягнёнка, а его кровью помазали косяки дверей своих домов. Ангел Господень, убивающий всех первенцев земли египетской, прошёл мимо их жилищ, не причинив им никакого вреда.
Пасхальный агнец – символ Христа. Как иудеи, избавленные от смерти кровью невинного ягнёнка, бежали из плодородной, но убивающей их народ страны, так и христиане получают избавление от смерти Кровью Спасителя.
Христос победил смерть Своею смертью и Воскресением. До пришествия Спасителя двери рая были закрыты: все люди – и грешники, и праведники – после смерти попадали в преисподнюю. Но когда безгрешный Бог принял на себя смерть и спустился во ад, ад не смог его удержать. Христос вывел оттуда всех праведников и раз и навсегда открыл двери для всех, кто захочет последовать за Ним.
Мы празднуем Пасху каждую неделю: каждый 7-й день недели посвящён Воскресению Христа из мёртвых.
Пасха – самый первый христианский праздник. В Деяниях апостолов мы читаем о том, что христиане собирались вместе (по-гречески – «в Церковь») в первый день после субботы (то есть – в воскресенье) для благодарения и преломления хлеба – совершения Евхаристии.
Евхаристия – таинство Церкви. Каждый, кто исповедует Христа Богом, может приобщиться к воскресшему Спасителю, буквально стать Его частью. Это происходит в таинстве Причастия, через вкушение Его Тела и Крови. Христос победил смерть, но присоединиться к Его победе – добровольный выбор каждого человека.
Богослужение Пасхи – самое торжественное. Почти все молитвы поются, а сам праздник заканчивается только через неделю, в день, посвящённый уверению апостола Фомы.
В пасхальную ночь Евангелие читают на разных языках, ведь Воскресение Христа касается всех людей, где бы и когда бы они ни жили.
Ночной пасхальный крестный ход – древняя византийская традиция. В то время крещение новых христиан совершалось два раза в год: в Великую Субботу – перед пасхальной литургией и в сочельник праздника Рождества (точнее, Богоявления: Крещение и Рождество праздновались в один день). Подготовка к крещению (оглашение) проходила в течение всего Великого поста. Само таинство совершалось в специальном крестильном храме. Из него новокрещёные торжественно, с зажжёнными свечами в руках шли в белых крестильных рубашках в собор святой Софии.
Празднование Пасхи продолжается 40 дней до момента Вознесения Христа на небо. Всё это время в Церкви звучит торжественный пасхальный канон – творение преподобного Иоанна Дамаскина, а многие молитвы заменяются на пение тропаря праздника: «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуют друг друга христиане в течение всего времени празднования Пасхи. Традиция христосования основывается на событиях, описанных в Евангелии, когда жены-мироносицы пришли к апостолам с известием о воскресении Христа.
Традиция красить яйца на Пасху основана на Церковной Предании: святая Мария Магдалина пришла с проповедью о воскресении Христа к императору Тиберию, а чтобы не входить к нему с пустыми руками, принесла в подарок куриное яйцо. Император сказал ей, что легче этому яйцу стать из белого красным, чем поверить таким небылицам. И яйцо в его руках сделалось красным.
Пресс-служба Слуцкой епархии