Краткая история Маяка

Краткая история Маяка

08.01.2019

В советские времена было модно менять названия населённых пунктов, которые не соответствовали идеологическим лозунгам, картинкам зажиточной жизни. С карты Беларуси исчезали Свинки, Бычки, Поросята, Козлики, и другие безобидные животные. Не повезло и деревне Дюдево, которая сейчас находится на территории Слуцкого района. В 1973 году она переименована в деревню Маяк.

Точно сказать, когда возникло Дюдево, сейчас невозможно. Согласно краткому топонимическому словарю Беларуси профессора Вадима Жучкевича 1974 года издания, наименование населённого пункта пошло от слова «дюдя» – поросёнок. А вот по легенде первые свидетельства о деревне относятся к временам могущественных Радзивиллов. Ранее эти места покрывали густые леса, которые охраняли три лесника – Метельский, Санько и Хотько-Ведержбицкий. Однажды Метельский со своими сыновьями ловил людей, которые без разрешения вырубали лес. Слово за слово и дело дошло до драки. Отец и крикнул сыновьям: «Дуй его, дуй!» Иначе: «Дай ему, дай». С тех пор хутор лесников стал называться Дуево. По мнению специалистов, с течением времени в результате действия «декания» и «текания», присущих белорусскому языку, и получилось Дюдево.

Другие старожилы выражают совершенно невероятную версию происхождения населённого пункта. Когда-то князья Радзивиллы пригласили на охоту французскую писательницу Аврору Дюдеван именно в эти места. Охота удалась, и в знак признательности светская львица подарила каждому из лесников по ружью. Отсюда и название – Дюдево.

Но, по словам местных жителей, свиней в этих краях всегда было гораздо больше, чем собак. Они свободно гуляли по улице, валялись в грязи. В 1961 году приехал в деревню Георгий Дубинка, который впоследствии стал директором местной школы. В районном отделе образования его предупредили: не удивляйся, работать будем в Дюдево. И что бы вы думали, в первый день, когда учитель шёл в школу по занесённой снегом улице, встретил откормленного, наглого борова. Пришлось уступить дорогу. Действительно, в деревне держали много свиней. Дети пасли их на болоте. Рано утром выгоняли скотину на пастбище, а поздно вечером возвращались домой. «Интересно нам было, хорошо с этими кроткими животными. Купаются они в луже, ищут себе корм, а мы со сверстниками делим территорию на «царства», играем между собой», – вспоминают местные жители, у которых за плечами шестьдесят лет.

Во время войны кабанчики спасали не только от голода. Ими можно было откупиться от полицаев, немцев, гарнизон которых стоял в соседнем посёлке Греск. Здешние кормили и партизан, приходивших из леса. Молодые ребята заглядывали к девушкам на посиделки. Однажды кто-то донёс об этом полицаям. Народных мстителей они не застали, но расстреляли трёх мирных жителей. Когда фашисты отступали, то сжигали все на своём пути. Старшие женщины на окраине села накрыли стол с самогоном, различными свиными угощениями. Сами с иконой в руках упали на колени и отвели от всех земляков беду.

Дюдевцы всегда жили в достатке. Трудолюбивых людей кормила плодородная земля. Неслучайно в деревне было семь ветряных мельниц. Зерна хватало не только для свиней, но и для себя на муку. За это и поплатились дюдевцы во время коллективизации.

В 1923 году в деревне создали колхоз и назвали его «Красное Дюдево», первым председателем избрали Алексея Кирщеню. После войны слава о местном хозяйстве гремела на весь Советский Союз. Колхозники участвовали в Выставке достижений народного хозяйства в Москве, получали высокие государственные награды. В середине 1970-х колхоз сдал позиции, в 90-х стал убыточным. В результате закрылась свиноферма на две тысячи голов. Затем «Маяк» присоединили к СПК «Летковщина», а Дюдево в 1973-м переименовали в Маяк: неподалёку находился одноименный посёлок, возникший в советские времена. Тогда никто из жителей не высказывал недовольства. Уже позже поднимался вопрос о возвращении Дюдеву исторического названия. Но местные активисты, посовещавшись, решили этого не делать.

В бывшем Дюдеве, нынешнем Маяке, живут интересные люди, настоящие патриоты своего края. Одна из них – Нина Зеневич. Нина Александровна родилась в этой деревне. Здесь учителями работали её родители. После университета девушка приехала на малую родину, преподавала русский и белорусский языки. Затем вышла замуж за военного и уехала по месту службы мужа в Татарстан. В 1989 году семья вернулась назад, чтобы ухаживать за немощными матерью и отцом.

Множество уникальных документов и фотографий хранится в школьном музее. Среди них – предвоенное удостоверение члена общества Красного Креста и портрет первого председателя колхоза «Красное Дюдево» Алексея Кирщени.

– Меня всегда тянуло в Дюдево. Укладываю сына спать и вместо сказки рассказываю ему, что в Беларуси есть такая деревушка, где светится огонёк, там живут его дедушка и бабушка. Мы часто приезжали в деревню, и он её очень любил. Выходим из самолёта в Минске, а сын и говорит: «Хочу в Беларусь». «Так вот она, Беларусь», – объясняю ему. А он в ответ: «Хочу в Дюдево, в настоящую Беларусь!», сын и остался здесь жить, работает медиком, женился, растит троих детей, – говорит Нина Александровна.

Мать всегда присылала дочери и зятю в Казань белорусские сладости: подсушенные домашние колбасы, клинковый сыр, которыми угощали друзей, коллег, знакомых. Они всегда удивлялись, как можно приготовить такое объедение. В очередной приезд белорусская женщина дала местным жителям, как сейчас говорят, мастер-класс. Научила не только делать свиную колбасу, но и кровянку, вантробянку, или, по-дюдевски, – потрошанку. Когда Нина Зеневич приехала из Казани на родину, то держала трёх поросят.

Александр и Зинаида Метельские живут в добротном, красивом доме на «Курином проспекте».

– Здесь раньше было много домашней птицы, которая свободно гуляла по окрестностям. Видимо, поэтому и назвали так улицу в народе, – улыбаются хозяева. – Но и свиней было не меньше у людей. А поросята вырастали такие, что четыре человека едва на скамью поднимали. Зинаида Метельская знала секрет, как вырастить такого жирного борова:

– Мне сестра посоветовала подливать в пищу немного масла, а затем дозу увеличить до двух столовых ложек. И так до самого забоя. Три раза в день кормила свинок, запаривала картофель, добавляла тыквы, петрушку, зимой – сушёный укроп. Вот и росли как на дрожжах.

А сейчас в деревне не осталось ни одного символа наступающего Нового года – свели. Неподалёку находится свинокомплекс Слуцкого мясокомбината, и санитарными правилами запрещено держать свиней на личном подворье.

Камень, на котором отдыхал Бог. В этом уверены местные жители, рассказывая о валуне.

Про этот камень на окраине деревни рассказывает старое предание: когда-то на нём присел отдохнуть Избавитель.

– Когда-то давным-давно шёл Бог по Земле. Дошёл он до нашего края. На поле лежал большой камень, и Бог на него облокотился локтем, чтобы отдохнуть. На нём даже след остался. С того времени валун стали называть Святым. Люди ходили поклониться этой святыне, помолиться возле неё. И помогало, особенно детям. Когда люди болели испугом или имели проклятие, то клали на камень то, что у кого было: колосок, баранка, сыр посушенный, – рассказала Нина Александровна.

Этот камень и в самом деле необычный. Когда строили дорогу, то попытались его разбить, на стройматериалы. Но это не удалось. Отбили только одну пластину, как дощечку. Необычный он и по продолжительности своей жизни, ему уже 1000 лет. Так считают учёные. В 2004 году они приезжали в деревню. Фиксировали размеры валуна, каждой дырочки, расспрашивали у старших людей о нём.

– Жаль, что сейчас об этом святом камне мало кто знает, забыли и о существовании креста около Святого камня. Даже сам камень сместили с привычного места, – вздыхает моя собеседница. – Тимофей Санько трактором приволок его под свой дом. Говорят, что все-таки удалось его разбить на три части. Одна из них лежит в конце деревни Маяк. К ней приходят дети – поиграть, прикоснуться руками, так как она тёплая даже в зимнюю стужу. Здесь малыши набираются ума и силы.

Местные школьники, как утверждает педагог Инна Гапанович, хорошо знают историю своей малой родины, традиции и культуру предков. В школе создан крестьянский домик – своеобразный музей. Здесь собраны предметы местного быта, народных ремёсел. Много раритетных экземпляров. Например, самодельная деревянная кровать, которую выпросила для музея Нина Александровна у Софьи Санько. Женщина ушла из жизни, не осталось даже и следа от её дома, подворья. «Стану перед этой кроватью и поговорю с ней: «Если бы ты знала, Софья Петровна, что твоя кровать, которую ты немного жалела отдавать, сохранилась», – говорит Нина Александровна.

«Такие расшитые наряды надевали дюдевские девушки в старину», – сообщили нам в школьном краеведческом музее ученицы Каролина Карпеева и Ксения Дериглазова.

На сегодняшний день деревня не та, что была. Раньше в школе училось пятьсот детей в две смены, сейчас – семьдесят четыре. В населённом пункте насчитывается чуть более двухсот жителей. Есть здесь магазин, фельдшерско-акушерский пункт, дом культуры. Директор учреждения Анна Кирщеня собрала в учреждении летопись родного села. И, как утверждает, культурная жизнь здесь по-прежнему бьёт ключом. Работают творческие детский и взрослый коллективы, проводятся выставки народного творчества, различные конкурсы, праздники деревни, дожинки. Самодеятельные артисты выступают в населённых пунктах с концертами под открытым небом, не забывают заехать с концертом и к бабушкам, отмечают все праздники. Словом, местное заведение никогда не пустует и собирает полный зал. Жизнь в Дюдево продолжается.


 

Татьяна ЛОЗОВСКАЯ
В Дюдево бывала Аврора Дюдеван, или Почему деревня Маяком стала
www.zviazda.by

Фото Евгения ПЕСЕЦКОГО