Художника Георгия Скрипниченко вспоминают в Слуцке.

Художника Георгия Скрипниченко вспоминают в Слуцке.

20.11.2020

 

Его называли «белорусским Дали», а он ухмылялся и хватался за усы – закрученные, как у сюрреалиста. Художника Георгия Скрипниченко вспоминают в Слуцке. К 80-летию одной из ключевых фигур национального авангарда – большая ретроспектива. Работы, которые мало кто видел вживую. 

 

Бунтарь против обыденности, стиляга в брюках-дудочках – портрет Скрипниченко не в раме, слутчаки «рисуют» по памяти. И себя, любимого, гений не забывал. Самое раннее «селфи» из прошлого – 1965 год. Свыше ста работ – наследие вдовы «парадоксов друга». 

 

Ирина Дубовская, заведующая Галереей искусств им. В. С. Садина: «Переговоры о персональной выставке Георгия Скрипниченко с Екатериной Михайловной велись несколько лет. Это и пейзажные произведения, которые ранее, к сожалению, были недоступны широкой публике. Безусловно, в фондах Слуцкого краеведческого музея есть несколько живописных полотен, которые в своё время Георгий Сергеевич нам подарил. Он очень любил город Слуцк, малую родину, хотя и родился в Николаеве. Семья переехала сюда в 1947 году».

 

Картина из детства, послевоенного – Скрипниченко в бараке жил. Отец неплохо владел карандашом. И с учителем повезло. Репутация воспитанника студии при Доме пионеров – «дерзкий». С чего начинал художник поколения семидесятых– в витринах. 

 

Игорь Титковский, художник: «Мяне ўразіла, яшчэ займаючыся ў студыі, калі Уладзімір Сцяпанавіч паказаў работы Скрыпнічэнкі – гэта літаграфіі, зробленыя ў сюррэалістычным стылі. Калі гаварыць пра Уладзіміра Сцяпанавіча Садзіна, яго студыю, то, магчыма, гэта такі своеасаблівы феномен, які яшчэ патрабуе даследвання».

 

Скрипниченко окончил Минское худучилище, высшее арт-образование так и не получил: экспрессивный по характеру, новатор не за холстом, а на холсте. Генератор ребусов. Он писал – нам разгадывать. Экспозицию разделили на три зоны.      

 

Он был звездой арт-рынка, хотя крайне неохотно расставался со своими творениями, бесконечно переделывал. Считал, что в них чего-то не хватает – какой-то штрих всё мог бы изменить. Временной разрыв в подписях к картинам – в 10–20 лет.

 

Пять лет без Скрипниченко. Художники не умирают, они уходят, чтобы вернуться в своих произведениях. Заветная мечта – персональная выставка на «родине таланта» – уже реальная история. Земляк похож на Дали только внешне – зрительная память слутчаков.  

       

 

 

Корреспонденты: Лександр Матяс

Операторы: Александр Зонов