Немного о брёвнах, церквях и судьбах

Немного о брёвнах, церквях и судьбах

13.11.2015

В былые времена говорили: «Лесная сторона не только волка, а и мужика досыта накормит». А так как Случчина находится в лесистой местности, то и роль леса в наших краях была всегда неоценима. Это был источник не только пищи и тепла, но и основной строительный материал в нашем регионе. Мастерство строительства сооружений из древесины передавалось из поколения в поколение, а секреты накапливались веками.

Кое-какие тонкости в заготовке строительного леса и элементы плотницкого мастерства дожили и до наших дней. И хотя они всё реже и реже используются в практике, не теряют своей значимости.

Отношение к дереву всегда было особенным, поэтому в дело шли далеко не все, пусть и хорошего качества, деревья. К запрещённым для строительства дома относили «священные» деревья. Это, прежде всего те, что выросли на месте разрушенной церкви, часовни или на могиле, очень старые и необыкновенно высокие деревья. У многих народов было распространено поверье, что старые деревья принимают души умерших.

Хорошие хозяева перед тем, как рубить деревья, подпитывали их, подливая под корень много лет подряд серный раствор. Такие деревья в срубе впоследствии никакая тля не брала. Сегодня чрезмерной подсочкой, сбором смолы с дерева, проводимой вместо одного по нескольку лет кряду, да ещё с впрыскиваением кислоты в раны дерева, древесина убивается ещё в лесу. Весь лес, который мы сейчас имеем для строительства, мужики называют «опреснино», он почти как губка сразу набирает влагу и тонет в воде. Спелый же, окрепший лес считается со 101 года, его называют «остойным». Годовые кольца его на срезе тонкие, как бумага, в отличие от толстых и рыхлых у опреснино.

Качество древесины, долговечность строения или изделия из неё зависят и от того, в какое время года срублено дерево. По традиции лес начинали заготавливать от зимнего Николы, с 19 декабря. В некоторых местах считали, и не случайно, лучшим временем для заготовки один месяц – с декабря по январь, да по первому морозцу, когда лишняя влага из ствола выходит на волю. Знали, что приступать к работе лучше на зорьке – лес спит. По народным приметам строевой лес рубили на новолунье: срубленный на ущербе диска луны лес сгнивает. Лишь при острой необходимости его заготавливали после прихода весенних месяцев – марта и апреля.

Здания, построенные из заготовленного таким образом леса, служили веками. Ярким примером этому может служить Слуцкий Свято-Михайловский соборный храм.

/var/upload/image/Popov/Les/13_11_2015_001(1).jpgЕсли кратко, то история храма такова. На старом городском кладбище в районе современной городской площади на ул. Копыльской находилась церковь святого царя Константина и царицы Елены. В перечислении слуцких храмов она упоминается с XVI века. В 1797 году островская Свято-Михайловская церковь, упоминаемая в переписях с 1392 года, по ветхости была снесена, а Цареконстантиновская была перенесена в предместье Остров на место снесённой. В 1798 году бывшая островская Цареконстантиновская церковь была переименована в Свято-Михайловскую. Удивляет долговечность брёвен – это, как минимум, 500 лет заготовленный когда-то лес служит людям.

Для строительства деревянных храмов раньше приглашали артели опытных мастеров, во главе которых стояли старосты.

Основным материалом для строительства, в преимущественном большинстве, были бревна (осляди или слаги), длиною от 8 до 18 м и диаметром около полуметра и более. Из брёвен тесали брусья (бревно, отёсанное на четыре канта). Для устройства полов применялись бревна, расколотые на две части (пластины). Из брёвен с помощью клиньев (расколотых в длину) получали доски (тёс). Для устройства кровельного покрытия использовали изготовленный из осинового тёса лемех (гонт).

При строительстве традиционно использовали два способа крепления брёвен: «в обло» – при помощи вырубания в концах брёвен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») – этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами.

Крыши храмов и шатры покрывались тёсом, а главы лемехомКрыши храмов и шатры покрывались тёсом, а главы лемехом. Подгонялись они с большой точностью и только в верхней части крепились к основе особыми деревянными «костылями». Во всем храме от основания до креста металлические детали не применялись. Связанно это, в первую очередь, не с отсутствием металлических деталей, а с умением мастеров обходиться без них.

Для строительства храмов широко использовались те породы древесины, которые в изобилии произрастали на данной территории. На севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге – из дуба и граба. Для изготовления лемеха применяли осину. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребрённой кровли.

Важной особенностью древнего зодчества являлся тот факт, что в немногочисленном плотницком инструменте отсутствовали продольные и поперечные пилы, которые, казалось бы, были столь необходимыми. Вплоть до петровской эпохи плотники не знали слова «строить»; они не строили свои избы, хоромы, церкви и города, а «рубили», потому плотников иногда именовали «рубленниками».

Ещё одним примером долгожительства старой постройки можно считать былую Омговичскую православную церковь. Официально она упоминается с 1870 года, как «церковь и омговичский православный приход Рождества Пресвятой Богородицы». К приходу относились деревни Гольчицы, Кальчицы, Нива, село Омговичи и застенок Старево. Сам приход относился к Минской епархии Бобруйского уезда – 3 благочиния. Церковь была деревянная, однокупольная, покрытая гонтом. При церкви в 1870 году была организована церковно-приходская школа, которую посещали ученики деревень в округе Весея – Горка. Школа была четырёхклассной. Работали в ней один-два учителя. Количество учеников достигало 30–40 человек. Такой школа была до Октябрьской революции 1917 года.

При Омговичской церкви в 1870 году была организована церковно-приходская школаПоследним настоятелем церкви был Николай Фёдорович Струковский. Он родился в 1887 году в д. Старонивцы Мозырьского района. Белорус, имел образование среднее. Священник был арестован 14 марта 1933 г. по статье 72/76 – антисоветская агитация, член контрреволюционной организации. Осуждён на 5 лет исправительно-трудовых лагерей, которые отбывал в Белбалтлаге. Дальнейшая судьба отца Николая неизвестна, хотя и был он реабилитирован 2 апреля 1965 года Судебной коллегией по уголовным делам ВС БССР.

Судьба же церкви известна благодаря воспоминаниям жителей д. Омговичи. Церковное имущество долгое время хранилось в закрытом храме. Но в конце 1930-х годов по распоряжению местных властей было вынесено во двор храма и сожжено. Интересно то, что место сожжения святынь можно обнаружить и в наши дни. По признанию местных жителей «там даже трава не растёт».

Это крыло Омговичской школы сделано из брёвен от разобраной церкви. Фото В.БойкоПосле «очищения» храма местная власть решила организовать в достаточно просторном и добротном помещении клуб, но для того, чтобы придать зданию «презентабельный» вид, необходимо было избавиться от купола. Он, лишённый креста, имел внушительный вид. Чтобы его снести, нужна была бригада плотников. Поскольку местные, видимо, отказались «богохульствовать», были приглашены шесть «отчаянных» парней из деревни Ячево. Почему из Ячево? Для многих из случчан известно, что былое название д. Ячево – Плебанцы, т.е. земля эта некогда принадлежала плебану – местному ксёндзу. Видимо по этой причине некоторые из ячевцев могли не считать большим грехом участие в разрушении православного храма. Кроме того, по воспоминаниям «островских» старожилов в Ячево селили осуждённых на «вольное поселение» с конца 20-х годов прошлого столетия. Жители этой местности и сейчас считаются людьми хваткими, лихими и отчаянными. Но прежде – немного о кресте, венчавшем купол церкви.

Люди в Омговичах помнят, что незадолго до описываемых событий в районе их деревни прошла сильная буря. Много бед она натворила в деревне: повалила деревья, посрывала крыши. Из двенадцати огромных лип, окружавших церковь, повалила две или три, а металлический «зроблены нiбы з золата (русс. – сделанный словно из золота)» двухметровый церковный крест сорвала с купола, отнесла метров на пятьдесят от храма и глубоко вогнала в землю. Не погнула, не помяла, а как будто сняла и воткнула рядом. Крест не без усилий достали и отвезли куда-то в Слуцк. Видимо местная власть нашла применение ценному металлу. Дальнейшая его судьба неизвестна.

На этом месте в д. Омговичи стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Фото В.БойкоБригада приезжих плотников свою работу начала с того, что через люк на церковных хорах взобралась на крышу и обвязала купол верёвкой. Конец верёвки долго спускали на землю, он постоянно цеплялся за края покрывавшей купол жести и никак не хотел падать на землю. В результате его пришлось стягивать с крыши длинным крюком. Затем приезжие подпилили шесть толстых балок, поддерживавших купол. После этого вся бригада дружно взялась за конец верёвки и попыталась стянуть купол на землю. Но тут неожиданно порвалась верёвка, да так неудачно, что нужно было снова взбираться на купол, но он уже был подпилен. Рисковать своим здоровьем не хотел ни один из плотников.

На этом месте в д. Омговичи было церковное кладбище. Фото В.БойкоУдалось уговорить слазить на крышу и заново перевязать новую верёвку местного немого. Но не просто так, а за деньги. Уговор был такой: 30 рублей, одна красная бумажка, до подъёма и 30 рублей после спуска. «Немец», как его прозывали местные, слазил, верёвку перевязал, но ячевцы давать вторую половину оплаты поначалу отказались. Однако уговор был при свидетелях, если бы не заплатили вторую 30-ку немому, неизвестно чем бы закончился снос купола в тот раз. Возможно, уехали бы побитые гости домой без денег и с потерями, поэтому деньги всё же заплатили.

Стянуть купол и во второй раз не удалось. Пришлось снова лезть подпиливать балки и только после этого сорвали его на землю. Дыру в крыше заделали, и появился в Омговичах свой клуб. Только мало он послужил местной молодёжи, началась война.

Что в бывшем храме было в период оккупации неизвестно, только деревню немцы сожгли. В Омговичах сохранилось после пожара шесть домов и бывшая церковь. Ещё не закончилась Вторая мировая, а местные крестьяне начали пахать землю, правда, на коровах. В бывшем храме сделали хранилище. Былые церковные бревна служили колхозу ещё больше десяти лет.

А что потом? А потом здание разобрали и срубили из него хозяйственные постройки для Омговичской школы. Так и служит былая церковь до сих пор. А бревна, насытившиеся когда-то смолой, впитавшие запах ладана и зерна отдают до сих пор своё тепло детям.


 

 

Андрей ПОПОВ

P.S. Благодарю жителя д. Омговичи Михаила Иосифовича Козловского за то, что он донёс до наших дней свои детские воспоминания. Судьба свела меня с этим человеком мимолётно.