У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

Электростанция на улице Комсомольской

28.06.2016

Считается, что ещё в VII веке до н. э. электричество привлекло внимание греческого философа Фалеса. Он обнаружил, что потёртый о шерсть янтарь приобретает свойства притягивать лёгкие предметы.

Посмотрите на свои платежи по расходам, и вы увидите, что сегодня львиная доля ваших средств уходит на оплату услуг, связанных с потреблением электроэнергии.

Сегодня использование электричества обеспечивает довольно удобный способ передачи энергии, и в силу этого оно было адаптировано для существенного и по сей день растущего спектра практических приложений. Одним из первых общедоступных способов применения электричества было освещение. Условия для этого оказались созданы после изобретения лампы накаливания в 1870-х годах. Создателем лампы накаливания является русский электротехник А.Н. Лодыгин.

В целом, начиная с XIX века, электричество плотно входит в жизнь современной цивилизации. Электричество используют не только для освещения, но и для передачи информации. Это телеграф, телефон, радио и телевидение. Электроэнергия используется для приведения механизмов в движение с помощью электродвигателя, что активно используется на транспорте и в бытовой технике.

Как же пришло электричество на Случчину? В своей статье «Памятник эпохи индустриализации» Игорь Титковский описывает это так.

Одним из главных действующих объектов в Слуцке в преддверии зимних холодов и наступления отопительного периода становится котельная. Оригинальный корпус городской котельной №1 по улице Комсомольской – высокое красное здание – известно почти всем. Постоянные жители города помнят его как здание слуцкой электростанции.

В 1930-е годы здание электростанции стало важнейшей архитектурной доминантой в застройке Слуцка.

Не затрагивая вопросы функционирования этого важнейшего объекта коммунального хозяйства, обратим внимание на историческое здание как на интересный объект промышленной архитектуры нашего города, который в полной мере образно отражает характер той эпохи, когда он был возведён.

Первая динамо-машина, которая вырабатывала электрический ток, в Слуцке появилась в 1916 году. Она обеспечивала энергией частный кинематограф. А в 1920-е годы в здании городской бани был установлен дизель с генератором переменного тока, который уже работал на потребность города. Однако мощность его была небольшой.

Здание кальвинского собора, где располагалась электростанцияВ 1925 году для электростанции начали приспосабливать здание закрытого кальвинского сбора. Это электростанция вступила в эксплуатацию в ноябре 1926 года. Она была в три раза мощнее установленной в бане, здесь работали дизели с генераторами мощностью 150 и 75 кВт.

В середине 1930-х годов на правой стороне улицы Комсомольской, напротив бывшего кальвинского сбора, начали возводить специальный корпус электростанции, который был сдан в эксплуатацию в 1936 году. Здесь работали два котла с турбинами по 500 кВт. Для них твёрдое топливо доставлялось по проложенной узкоколейной железной дороге.

С этого времени город уже полностью был электрифицирован, электричество получили предместье и окрестные деревни.

Новое здание электростанции стало более значительной архитектурной доминантой в застройке улицы Комсомольской, бывшей Широкой. Ему, расположенному в исторической части города, напротив знаменитых гимназии и кальвинского сбора, несомненно, помимо чисто функционального, уделялось и важное значение с точки зрения идеологии. Это здание должно было образно утверждать наступление новой эпохи, поэтому соответствующее внимание уделялось эстетическим качествам его облика. Как и в других постройках, появившихся в нашей стране на рубеже перехода от архитектуры функционализма к так называемому советскому классицизму, здесь заметны признаки обоих архитектурных направлений.

Выложенный из красного кирпича мощный кубовидный трёхэтажный объем имеет значительный склон крыши со стороны тыльного фасада. По бокам к нему примыкают, завершающиеся выше главного объёма, прямоугольные в плане башнеобразные объёмы, в которых располагаются лестничные марши. Главный фасад здания электростанции с их помощью получил чёткую симметричную двух башенную композицию. Подобный архитектурный приём, кстати, в то время был довольно распространённым. Достаточно вспомнить аналогичный по решению, с двух башенным завершением, фасад Дома Красной Армии в Минске (ныне Центральный Дом офицеров), который направлен в сторону реки Свислочь. Торжественные двух башенные решения получали соединения улиц с главными площадями, например, Привокзальная площадь в Минске, площадь Ленина в Витебске.

Стены главного и боковых фасадов здания прорезают вертикальные и горизонтальные оконные проёмы. Вместе с прямоугольной формы нишами и вертикальными выступами-лопатками они придают виду здания лаконичный и одновременно чёткий ритмический строй.

Выработка электроэнергии здесь продолжалась и во время Великой Отечественной войны. Однако в начале декабря 1942 году городскими подпольщиками была проведена диверсия по выводу электростанции из строя.

Вскоре после освобождения города от оккупантов, 3 сентября 1944 года электростанция вновь начала вырабатывать ток. В ноябре 1945 году была сдана её 2-я очередь. Мощность предприятия теперь превышала довоенную в полтора раза.

С начала 1960-х годов в Слуцке начала развиваться сеть центрального отопления. Одновременно городские электросети присоединялись к создаваемой общегосударственной сети энергоснабжения. Было организовано новое предприятие – ПЭС. Появилась возможность пользоваться электричеством, вырабатываемым на крупных электростанциях в других регионах. В связи с этим деятельность слуцкой электростанции изменилось. Её превратили в городскую котельную и теперь вместо электроэнергии она обеспечивает теплом жилые здания, учреждения и предприятия. В связи с необходимостью увеличения мощности, рядом со старым были возведены новые промышленные корпуса.

Однако время шло и снова возникла необходимость в выработке своей электроэнергии. Поэтому в апреле 2001 года в городской котельной № 1 был установлен и введён в эксплуатацию турбогенератор «Кубань», мощностью 750 кВт, изготовленный на Калужском турбинном заводе. Таким образом, в какой-то мере история слуцкой электростанции продолжается и сегодня. А историческое здание бывшей слуцкой электростанции, которое по праву заслуживает звания памятника эпохи индустриализации в нашем городе, несомненно требует нашего уважения и почёта.


Не менее интересные факты из истории Слуцкой электростанции нашла в архиве Людмила Пацкевич, заведующий отделом использования и публикации документов зонального государственного архива.

К сожалению, документами по довоенной работе предприятия архив не располагает. Предлагаемая информация подготовлена по документам за 1944–1952 годы, находящимся на хранении в госархиве.

Сожжённые немецкими оккупантами дизельная электростанция и школа № 1, 1944 г.По архивным данным, электростанция в городе Слуцке была построена в 1936 году по улице Комсомольской, 18.

Она возобновила свою работу сразу после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

Приказом по Народному Комиссариату коммунального хозяйства БССР от 10 августа 1944 года на должность директора Слуцкой электростанции с 4 июля 1944 года был назначен Пётр Александрович Бочаров, на должность главного инженера – Устин Тимофеевич Крутелёв, а на должность главного бухгалтера – Зинаида Васильевна Бакан.

В титульном списке капитальных работ на 1944 год значатся следующие: восстановление химводоочистки, котлов, здания станции, насосной станции, узкоколейки, сетей, монтаж турбины и генератора, восстановление склада для топлива, приобретение инвентаря, автотранспорта, гужтранспорта, подготовка кадров и другие.

На конец октября 1944 года на станции работали 137 человек, в том числе: директор, главный инженер, техник-чертёжник, табельщик, десятник по строительству, начальник отдела снабжения, заведующий складом, главный бухгалтер, кассир-счетовод, секретарь, курьер-уборщица, четверо строительных рабочих, трое дежурных техников, 5 охранников.

В машинно-котельном цехе числились 26 производственных рабочих, 22 рабочих по подаче торфа, три уборщицы. В электроцехе помимо начальника цеха работали 8 производственных рабочих.

Топливно-транспортный цех был представлен начальником отдела (агент по снабжению), механиком депо, дорожным мастером, машинистом паровоза, тремя помощниками машиниста, двумя путевыми бригадирами, 8 путевыми рабочими, слесарем по ремонту, заведующим складом топлива, 10 рабочими по выгрузке торфа.

В химическом цехе работали начальник цеха и 4 лаборанта, в механических мастерских – 1 заведующий и 11 производственных рабочих. На предприятии также значились: начальник электросети, 3 контролёра, 3 электромонтёра, счетовод.

За 1944 год предприятием было выработано 445846 кВт/часов электроэнергии. В том числе населению отпущено 19199 кВт, на собственные нужды затрачено 227139 кВт, потери и утечка составили 20529 кВт.

На конец 1944 года стоимость 1 кВт/часа для бюджетных организаций, воинских частей, хозяйственных организаций и частных объектов составляла 1,20 руб., для промышленных предприятий – 1,50 руб., для культурных организаций – 2,50 руб., объектов торговли – 2,00 руб.

В целях упорядочения электроснабжения города и борьбы с расточительством электроэнергии в городе были установлены следующие лимиты потребления: для учреждений, квартир, столовых, магазинов, зрительных залов – 3 Ватта на кв. м площади, для учебных заведений, детских садов и медицинских учреждений – 4 Ватта на кв. м, для кухонь, складов, лестничных клеток, коридоров и других вспомогательных помещений – 0,5 Ватта, для парикмахерских – 25 Ватт на одно рабочее место. Было запрещено пользоваться электронагревательными приборами (утюгами, чайниками, плитками), а также пользоваться электроосвещением с 3 час. 30 мин. до 18 часов.

Восстановительные работы шли трудно, не хватало и рабочей силы, и материалов. По приказу Совнаркома БССР в мае 1945 года на восстановление городской электростанции были мобилизованы 30 человек из числа трудоспособного неработающего населения города.

Всего по Беларуси в 1945 году насчитывалось 19 электростанций, в том числе Гомельская, Бобруйская, Слуцкая, Мозырская, Полоцкая, Новогрудская, Слонимская, Лидская, Барановичская, Пинская, Молодечненская, Комаровская, Кобринская, Дзержинская. Слуцкая была третьей по мощности.

Торф для Слуцкой электростанции шёл с торфозавода «Радичево», в частности, в 1945 году было выделено 14 тысяч тонн. В целях максимального увеличения выработки торфа и производительности труда на торфопредприятии предполагалось электрифицировать торфозавод в 1946 году.

В связи с отсутствием транспорта для работников электростанции, выезжающих на ликвидацию аварий на электросети, за предприятием был закреплён восстановленный из трофейных запчастей двухцилиндровый мотоцикл «БМВ» с коляской. Также были приобретены мотор-генератор, электромотор, автомашина, 19 лошадей получены от воинской части.

Средняя заработная плата рабочих составляла 900 руб., ИТР – 1985 руб., служащих – 1080, младшего обслуживающего персонала – 415 руб., охраны – 600 руб., учеников – 300 руб.

В июне 1945 года на должность директора электростанции был назначен Владимир Ефимович Егоров.

К середине января 1946 года электростанция в основном была восстановлена. Работы производились коллективом станции совместно с монтажниками Белэнергомонтажа и Белэнергопроектстроя. 10 ноября 1945 года турбогенератор мощностью 1250 кВт дал ток предприятиям и бытовому сектору города. Появилась возможность электрификации сельского хозяйства близлежащих районов. За счёт снижения стоимости по восстановлению Слуцкой ГЭС руководящему составу и рабочим была выплачена премия.

Тогда же директор электростанции В.Е. Егоров был отозван в распоряжение Главэнерго при СНК БССР. Новым директором был назначен Яков Макарович Юрочкин.

В работе станции имелись и недостатки. На собственные нужды электростанция допустила перерасход на 25 % против планового показателя. Имел место пережёг топлива на 17 %.

В целях улучшения работы Слуцкой ГЭС, а также обеспечения бесперебойной подвозки торфа узкоколейный путь, соединяющий торфозавод «Радичево» с электростанцией, было решено к 1 июня 1946 года передать со всем подвижным и тяговым составом Министерству топливной промышленности. Перед Главэнергоуправлением при Совете Министров БССР была поставлена задача отремонтировать все передаваемые торфозаводу «Радичево» вагоны и паровоз, а также произвести капитальный ремонт всего магистрального пути, построить железнодорожный мост.

Приказом по Главэнергоуправлению от 30 марта 1946 года директором электростанции был назначен Иван Васильевич Титов.

К середине 1946 года перед электростанцией стояли задачи восстановления главного корпуса, низковольтной сети города, оборудования трансформаторных киосков, строительства столовой, конторы и жилья для рабочих.

В октябре 1946 года, после окончания бухгалтерских курсов Гродненского филиала Белорусского учебного комбината, на должность старшего бухгалтера была назначена Александра Климченя (отчество не указано).

С сентября 1948 года Слуцкой электростанции по решению горисполкома было разрешено использовать три комнаты городской гостиницы под контору. Ввиду того, что в гостинице не хватало койко-мест, с электростанции взималась плата как за занимаемые койко-места.

В 1949 году принимается первый послевоенный коллективный договор.

В городе отсутствовала организация, которая занималась бы обслуживанием населения в части проведения электроремонтных работ. Все эти работы проводились частными лицами, с низким качеством, без соблюдения технических правил и с взиманием высокой платы. Учитывая сложившиеся обстоятельства, горисполком принял решение о создании бригады электромонтёров на хозрасчётных началах при ремконторе Слуцкого городского коммунального хозяйства в составе 4 человек: 3 монтёра и бригадир.

К 1949 году существующая низковольтная электросеть, проходящая по ряду улиц города, пришла в негодность. Особенно это касалось улиц Колхозной, Ленинской, Покровского, Пролетарской. Отсутствовали линии по новым улицам Железнодорожная, 2-я Зелёная и других. Не всегда прокладка электросети согласовывалась с Горкомхозом, в результате имело место прохождение линий в неустановленных местах. Перед электростанцией стояла задача проведения капитального ремонта существующей сети, проведения новых линий низковольтной сети на вновь отстроенных улицах Старобинская, Толстого, 1-й переулок Толстого.

Ввиду того, что электростанция располагалась в зоне жилой постройки, предприятию было предложено в весенний период 1949 года высадить деревья и кусты для создания 100-метровой защитной полосы со стороны жилого квартала.

Постановлением Бобруйского облисполкома от 25 июля 1949 года в число электрифицируемых Слуцкой ГЭС колхозов вошли колхозы им. Кагановича Чижевичского сельсовета, «Чырвоны араты» Митявичского сельсовета, «Коминтерн» Листопадовичского сельсовета бывшего Старобинского района.

План выработки электроэнергии был выполнен предприятием досрочно к 9 декабря 1949 года. План 4-х лет послевоенной Сталинской пятилетки выполнен 6 ноября 1949 года. Электростанция добилась экономии электроэнергии на собственные нужды, были снижены потери в сетях и трансформаторах. На 16 % повысилась производительность труда. За прошедшее время на предприятии выросли работники-стахановцы, значительно перевыполнявшие ежедневный план: слесарь Алексей Петрович Антохин, токарь Каминский, подвозчица торфа Раиса Петухова. Вместе с успехами отмечалось и большое количество аварийных ситуаций – 17 аварий и 18 случаев брака за год, что вызывало остановку работы станции на длительное время, более 80 часов за год.

С 1944 по 1949 год установлено 2 турбогенератора мощностью по 500 кВт, три котла производительностью 5 т пара в час каждый и дизель с генератором мощностью 200 кВт, при том, что мощность электростанции до войны была 1200 кВт. Были восстановлены: цех водоподготовки, узкоколейная железная дорога протяжённостью 18 км, два паровоза, подвижной состав, склад топлива, здание электростанции, насосная, высоковольтная и низковольтная сети города, подъёмник, жилой дом. До 1949 года были введены в эксплуатацию турбогенератор 1250 кВт, линии электропередач Слуцк – Греск, Слуцк – Старобин, частично низковольтная сеть в Старобине, понижающие подстанции в Греске и Старобине. Приобретён жилой дом, 6 автомашин. Начата установка турбогенератора мощностью 1600 кВт, строительство жилого дома на 310 кв. м, линии электропередач Новосёлки – Красная Слобода.

К концу 1949 года был построен 13-квартирный дом. На этот момент все работники станции были обеспечены квартирами. Индивидуальным застройщикам были выделены ссуды на строительство, лица, не имеющие огородов, наделялись участками.

В июне 1950 года были проведены работы по электрификации бригады № 1 колхоза «1-е Мая», что позволило механизировать часть работ и создать более комфортные условия для работы и проживания колхозников.

Приказом начальника Главэнерго Слуцкой электростанции было предписано в 1950 году приступить к реконструкции котельного хозяйства и обеспечить ввод в действие одного котла в 1950 году и двух котлов в 1951 году с переводом их на сжигание фрезерного торфа.

Слуцкая электростанция в числе других была названа лучшим предприятием города по выполнению производственного плана 1951 года – 105,8 %.

За счёт экономии топлива во втором полугодии 1952 года было выработано 223 тысячи кВт/час электроэнергии, только за 2-й квартал 1952 года сэкономлено 490 т торфа, за счёт чего было выработано 173 тысячи кВт/час электроэнергии. Её хватило бы для всей промышленности города на 18 дней работы. Кроме того, во втором полугодии 1952 года электростанция сэкономила 5500 кВт/час электроэнергии на собственных нуждах.

За первый квартал 1952 года поступило 24 рационализаторских предложения, 8 из них были внедрены в практику. Лучшими рационализаторами электростанции были признаны: старший турбо машинист Яловик, токарь Каминский, моторист Свентицкий, электрослесарь Панчино, турбо машинисты Олешко, Клеванович, Давидович, Радюкевич, кочегары Шумилов, Биркос, Оречак, начальники цехов Демидов, Антохин, дежурный инженер по станции Валетко, шофёр Сороко, слесарь Мороз, дежурная у щита Морозова.

Лучшими работниками по итогам 1952 года были названы турбо машинисты Клеванович, Олешко, Сучек, кочегары Метельский, Качков, электромонтёры Машкевич, Леонович, токарь Каминский. На предприятии в тот период работали 14 стахановцев и 24 ударника труда. В 1962 году Слуцкая электростанция была преобразована в связи с централизацией электрообеспечения, а сейчас на месте электростанции находится котельная.


 

 

Владимир ХВОРОВ,
по материалам региональных СМИ – газет «Инфо-Курьер» и «Слуцкий край»
 



Назад
Комментариев: 1

Василий петрович 2016-06-30 14:21:46

Мой отец юношей работал на энергопоезде который вырабатывал электроэнергию в Слуцке. Это был не поезд в нашем понимании, а так называлась организация. Может Вы знаете связан ли как то энергопоезд и слуцкая электростанция, или это одно и то же?

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 2040. Последнее 2020-01-17 03:06:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
hvorov@inbox.ru