У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Романовское народное училище

27.02.2018

Довольно-таки часто в биографии того или иного знаменитого земляка упоминается Романовское народное училище.

Большой Энциклопедический словарь (2000) об этих учебных заведениях пишет так: НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА (народные школы) – в России до революции 1917 года общее название начальных училищ, доступных для народных масс. В 1786–1804 официальное название малых и главных народных училищ; с 1864 года к народным училищам (официальное название – начальные народные училища) отнесены начальные школы всех ведомственных частных лиц и общественных организаций (в т. ч. земств), а также воскресные школы.

Согласно Уставу о народных училищах для всех городов Российской империи от 5 (16) августа 1786 года были организованы Главные и Малые народные училища.

В каждом губернском городе должно было быть устроено по одному главному народному училищу. Главные народные училища состояли из 4-х классов, первые два класса из которых соответствовали курсу Малого народного училища. В 1 классе изучалось чтение, письмо и основы христианского учения – краткий катехизис (книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов) и священная история; во 2 классе – пространный катехизис, арифметика, грамматика русского языка, чистописание и рисование; в 3 классе – повторение катехизиса, арифметика, всеобщая история, география, российская грамматика с упражнениями и чистописание. Четвёртый класс имел два отделения, обучение в нём длилось соответственно два года. В 4-м классе изучалась всеобщая и русская история, география, российская грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, гражданская архитектура и рисование. Желающим, начиная с 1 класса, преподавались латинский и один из новейших языков. Кроме того, желающие могли подготовиться к должности учителя малых народных училищ. Для этого изучался курс методики обучения – «Способ учения».

Первый выпуск церковно-приходской школы. Фото с сайта ГУО «Ленинский УПК ясли-сад-средняя школа»В каждом главном училище было до 6 учителей. Учитель арифметики мог быть одновременно и учителем российской грамматики, латинского языка, физики и архитектуры; учитель истории – учителем географии и естественных наук; также ещё были законоучитель, учитель языков и учитель чистописания.

Обучение в малых народных училищах было бесплатным, но книги и пособия ученики приобретали за свой счёт. Малоимущим ученикам учебники выдавались бесплатно.

В каждом малом училище было по два учителя. Во главе училища стоял директор или смотритель. Свидетельство об окончании малых народных училищ не выдавалось.

Во время школьной реформы 1804 года Главные народные училища были преобразованы в Гимназии, а Малые – в Уездные училища.

Известно, что Начальные народные училища были созданы в 1864 году и давали только начальное образование. К ним относились земские школы, различные ведомственные и частные школы, а также церковно-приходские и воскресные школы. Вскоре, в 1865 году, было открыто и Романовское народное училище.

В дальнейшем деятельность училищ регулировалась Положением о начальных народных училищах, принятом в 1874 году. В нём, в частности, говорилось:

 

 

Ст. 2. К начальным народным училищам относятся:

1) Ведомства духовного:
церковно-приходские училища, открываемые православным духовенством в городах, посадах и сёлах, с пособием и без пособия казны, местных обществ и частных лиц.

2) Ведомства министерства народного просвещения:
а) приходские училища в городах, посадах и сёлах, содержимые на счёт местных обществ и частью на счёт казны и пожертвований частных лиц, и б) народные училища, учреждаемые и содержимые частными лицами разного звания.

3) Других ведомств:
сельские училища разных наименований, содержимые на счёт общественных сумм.

4) Все общие воскресные школы, учреждаемые как правительством, так и обществами городскими и сельскими и частными лицами для образования лиц ремесленного и рабочего сословия обоего пола, не имеющих возможности пользоваться учением ежедневно.

Ст. 3. Предметами учебного курса начальных народных училищ служат:
а) Закон Божий (краткий катехизис) и священная история; б) чтение по книгам гражданской и церковной печати; в) письмо; г) первые четыре действия арифметики и д) церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

 

 

Выпускники школы 1948 г. Фото с сайта ГУО «Ленинский УПК ясли-сад-средняя школа»В соответствии с исторической справкой Национального исторического архива Республики Беларусь «Романовское народное училище Романовской волости, в м. Романове; открыто в 1865 году. Помещается в общественном доме. На содержание училища ежегодно отпускается 200 р. из государственного казначейства. Наставник училища Антон Егорович Изотов, обучался в Слуцкой гимназии (вероисповедания православного). Содержание: жалование 150 р. и квартира в натуре.

Законоучитель православного исповедания, священник Николай Павлович Рождественский, окончил курс в Минской духовной семинарии. Содержание: жалование 25 р. (С 12 октября 1868)».


Учителя школы. 1950-е годы. Фото с сайта ГУО «Ленинский УПК ясли-сад-средняя школа»В 1866–1867 годах на средства крестьян Романовской волости Слуцкого уезда Минской губернии было построено помещение для народного училища. Через 10 лет народное училище было реорганизовано в волостное двухклассное училище. Оно по сути было в то время единственным на весь Слуцкий уезд. По ходатайству крестьян м. Романова и с. Савково, в особенности по ходатайству священников, в 1893 году было разрешено открыть церковно-приходскую школу для девочек.

Крестьянство м. Романова и её молодёжь хотели добиться того, чтобы для их детей не было препятствий по приёму в училище. Хотелось, чтобы девочки и мальчики на равных правах получали минимальное образование. С этой просьбой крестьяне в 1896 году обратились к Минскому губернатору и в Виленский учебный округ о разрешении открытия второго Романовского смешанного двухклассного училища. В 1897 году такое разрешение они получили, и уже в 1898 году это училище начало работать.

Наступил новый век – двадцатый. В 1913 году усилиями крестьян и многих лиц других сословий было открыто Высшее начальное училище где, кроме прочего, можно было экстерном сдать экзамен на звание народного учителя.

После того, как прокатилась волна Октябрьской революции 1917 года, по постановлению Совета Народных Комиссаров в 1919 году церковно-приходская школа и все училища м. Романово были реорганизованы в Единую трудовую школу I и II степени.

 

 

Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов
О Единой Трудовой Школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Положение)


 

 

I. Общие положения об Единой Трудовой Школе.

Ст. 1-я. Всем школам Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, состоящим в ведении Народного Комиссариата Просвещения, за исключением высших учебных заведений, присваивается наименование: «Единая Трудовая Школа».

Примечание 1-е. Отдельные школы обозначаются сокращенным названием: «Советская», с указанием местности, номера школы и ступени, — напр.: «3‑я Советская школа 1‑й ступени Нарвского района гор. Петрограда».

Примечание 2-е. Разделение школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, ремесленные, технические, коммерческие училища и все другие виды низших и средних школ упраздняется.

Примечание 3-е. С 1 октября 1918 года все учебные заведения всех ведомств переходят в ведение Народного Комиссариата Просвещения (Собр. Узакон. и Расп. Раб. и Кр. Прав. 1918 г., № 39, ст. 607).


Ст. 2-я. Единая Школа разделяется на 2 ступени: 1‑я для детей от 8‑ми до 13‑ти лет (5‑летний курс) и 2‑я —от 13‑ти до 17‑ти лет (4‑летний курс).

Примечание 1-е. К Единой Школе присоединяется детский сад для детей от 6‑ти до 8‑летнего возраста.

Примечание 2‑е. Органы школьного самоуправления могут отступать на год в сторону понижения возрастной нормы с утверждения Губернского Отдела Народного Образования.

Примечание 3-е. Пребывания в школе учащихся дольше установленной нормы, а также прием детей возраста, превышающего нормальный, допускаются по постановлению Школьного Совета.

Статья 3-я. Обучение в школе 1‑й и 2‑й ступеней бесплатное.

Статья 4‑я. Посещение школы 1‑й и 2‑й ступеней обязательно для всех детей школьного возраста.

Примечание. Для практического проведения этой меры в жизнь Отделы Народного Образования должны немедленно приступить к разработке плана школьной сети, учету всех детей школьного возраста от 6‑ти до 17‑ти лет, а также к составлению смет на постройку и оборудование школ, содержание личного состава, смет по организации питания детей и снабжения их обувью, одеждой и учебными пособиями. Обязательное обучение вводится немедленно всюду, где количество школ достаточно для обслуживания всего детского населения и где условия общедоступности образования имеются налицо. Для детей неграмотных, но по своим годам , не могущих быть принятыми в школы общего типа, должны быть организованы или особые занятия при Единой Школе или особые внешкольные занятия.

Статья 5-я. В школе 1‑й и 2‑й ступеней вводится совместное обучение (Собр. Узакон. 1918 г., № 38, ст. 499).

Леонид Гапанович с Аттестатом своего деда, выданным в 1916 году.Статья 6-я. Преподавание в стенах школы какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе обрядов культа не допускается (Собр. Узакон. 1918 г. № 18, ст. 263).

Статья 7-я. Разделение преподавателей на категории уничтожается. Все школьные работники (ст. 8‑я) получают вознаграждение по ставкам 1‑й категории декрета Совета Народных Комиссаров «О нормах оплаты учительского труда» (Собр. Узакон. 1918 г., № 47, ст. 552).

Примечание 1-е. Оплата учительского труда производится не поурочно, а помесячно.

Примечание 2-е. Особая оплата должностных лиц из числа школьных работников свыше установленной нормы не допускается.


Статья 8-я. Все школьные работники, т.-е. преподаватели, школьные врачи и инструктора физического труда избираются в 'соответствии с постановлением о выборности всех педагогических и административно-педагогических должностей от 27 февраля 1918 г. и инструкциями Народного Комиссариата Просвещения.

Примечание 1-е. Заместители школьных работников допускаются к работе в школе Отделами Народного Образования и во время исполнения своих, обязанностей пользуются всеми правами школьных работников.

Примечание 2-е. В случае невозможности удовлетворить хозяйственные нужды школы силами школьного коллектива (ст. 26) допускается приглашение технических служащих по найму, которые не участвуют в учебно-воспитательной работе, но могут быть привлекаемы к обсуждению хозяйственных вопросов.

Примечание 3-е. Участие школьных работников в работе других школ допускается с разрешения соответствующих местных Отделов Народного Образования.


Статья 9-я. При Народном Комиссариате Просвещения и Отделах «Народного Образования учреждаются должности инструкторов. На обязанности инструкторов лежит периодическое посещение школ для поддержания живой связи их с соответствующими Отделами Народного Образования и в целях оказания помощи преподавателям в их педагогической работе.

Статья 10-я. Число учащихся на одного школьного работника не должно превышать 25‑ти; таким образом, общее количество школьных работников в каждом учебном заведении следует определять, исходя из этой нормы.

Примечание. Отступления от указанных норм могут производиться по постановлению Отдела Народного Образования.

Статья 11-я. Настоящее Положение (ст. 1‑32) распространяется и на все школы, возникающие по частной инициативе. Этим последним может быть оказана государственная поддержка при условии признания ценности данной школы местными Отделами Народного Образования.

 

II. Основные начала школьной работы.

Статья 12-я. Основой школьной жизни должен служить производительный труд, не как средство оплаты издержек на содержание детей и не только, как метод преподавания, но, именно, как производительный общественно-необходимый труд. Он должен быть тесно, органически связан с обучением, освещающие светом знания всю окружающую жизнь. Постоянно усложняясь и выходя за пределы непосредственной обстановки детской жизни, производительный труд должен знакомить детей с самыми разнообразными формами производства, вплоть до самых высших.

Примечание 1-е. Трудовое начало станет мощным педагогическим средством в том случае, если труд в школе будет творчески радостным свободным от приемов насилия над личностью учащегося и при всем этом планомерно и социально организованным. В этом последнем смысле школа является школьной коммуной, тесно и органически связанной по своим трудовым процессам с окружающей жизнью.

Примечание 2-е. Старая форма дисциплины, сковывавшая всю жизнь школы и свободное развитие личности ребенка, не может иметь места в школе труда. Но сами трудовые процессы будут воспитывать в детях ту внутреннюю дисциплину, без которой немыслим рационально поставленный коллективный труд. Дети принимают живое участие во всех трудовых процессах школьной жизни, в числе которых организационные моменты, вытекающие из принципа разделения труда, должны сыграть весьма существенную воспитательную роль. При этом учащиеся научатся оценивать способы планомерного расходования трудовой человеческой энергии и воспитают в себе чувство ответственности, как за ту часть, работы, которая выпадает на долю каждого из них в данном рабочем коллективе, так и за успех всей работы в целом. Короче говоря, коллективный производительный труд и организация всей школьной жизни должны воспитывать будущих граждан Социалистической Республики.


Статья 13-я. Обучение в трудовой школе носит общеобразовательный политехнический характер на обеих ступенях, причем физическому и эстетическому образованию отводится видное место.

Примечание 1-е. Инструкции, примерные программы и объяснительные записки будут изданы дополнительно.

Примечание 2-е. Учебный план, как на 1‑й, так и на 2‑й ступени должен отличаться значительной гибкостью в применении к местным условиям. Кроме того, введение тех или иных предметов для отдельных групп учащихся является возможным при условии соблюдения целостности курса.

 

III. Порядок и условия шкальной работы.

Первое здание школы. Фото с сайта ГУО «Ленинский УПК ясли-сад-средняя школа»Ст. 14-я. Школьные занятия в течение года распадаются на 3 категории: 1) обычные школьные занятия, примерно с 1‑го сентября по 1‑е июня; 2) школьные занятия под открытым небом, примерно с 1‑го июня по 1‑е июля: площадки, летние колонии, экскурсии для знакомства детей с природой и жизнью; 3) полные вакации, примерно с 1‑го июля по 1‑е сентября, с 23‑го декабря по 7‑е января и с 1‑го по 14‑е апреля. В школе празднуются установленные Рабоче-Крестьянским Правительством гражданские праздники.

Примечание. Губернским Отделам Народного Образования предоставляется право, как сокращать время полных вакаций, так и видоизменять распределение занятий в течение года.

Статья 15-я. Школы открыты для учащихся в течение 7‑ми дней.

Примечание 1-е. Два дня в неделю, но не подряд, выделяются из общего, числа учебных дней, при этом один день является совершенно свободным от обычных занятий и должен быть попользован для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, для чего привлекаются новые педагогические силы. Другой день является полурабочим днем с обычным педагогическим персоналом и используется для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний.

Примечание 2-е. Каждый школьный работник имеет один свободный день в неделю.

Статья 16-я. Какие бы то ни было программные учебные занятия для учащихся в школе 1‑й ступени не должны превышать в первые три года 4‑х часов и в остальные два года — 5‑ти часов, а на 2‑й ступени — 6‑ти часов.

Статья 17-я. Задавание обязательных уроков и работ на дом не допускается.

Статья 18-я. Никакие наказания в школе не допускаются. Статья 19-я. Все экзамены — вступительные, переходные и выпускные — отменяются.

Статья 20-я. Деление на классы по мере возможности должно быть заменено делением на группы по степени подготовленности учащегося к соответствующему роду занятий.

Примечание. Переход в несоответствующую возрасту высшую группу допускается лишь по выслушании заключения школьного врача.

Статья 21-я. Во всех школах всех типов вводятся обязательные горячие завтраки бесплатно, согласно раскладкам гигиенических норм для детей соответствующего возраста.

Статья 22-я. Все школы, как 1‑й, так и 2‑й ступени должны состоять под регулярным наблюдением врачей.

Статья 23-я. При поступлении ребенка в школу необходим тщательный медицинский осмотр для определения состояния его физического и психического здоровья.

Статья 24-я. При недостатке вакансий в Единой Школе порядок замещения свободных мест определяется соответственными Отделами Народного Образования.

Статья 25-я. Каждой школе должен быть отведен свободный от построек земельный участок, не менее одной десятины в сельских местностях, а в городах — по мере возможности, но не менее 500 кв. сажен.

Примечание. Земельный участок, отведенный вновь открывающимся школам, должен приближаться к нормам сельских местностей.

 

IV. Основные принципы самоуправления Единой Трудовой Школы.

Статья 26-я. Школьный Коллектив состоит из всех учащихся данной школы и всех школьных работников.

Статья 27-я. Ответственным органом школьного самоуправления является Школьный Совет, состоящий: а) из всех школьных работников, б) из представителей трудового населения данного школьного района в количестве числа школьных работников, в) в таком же соотношении от учащихся старших возрастных групп, с 12‑летнего возраста и г) одного представителя от Отдела Народного Образования.

Статья 28-я. Внутренняя жизнь Школьного Коллектива в рамках постановлений Центральных и местных .органов Народного Комиссариата Просвещения и Школьного Совета регулируется общими и групповыми собраниями Школьного Коллектива.

Статья 29-я. Исполнительным органом Школьного Совета является Президиум, который объединяет работу Исполнительных Комиссий, организуемых Школьным Советом и Школьным Коллективом.

Статья 30-я. Решения Школьного Совета, принимаемые им по всем вопросам школьной жизни, не должны нарушать общих положений об Единой Школе и постановлений Отдела Народного Образования Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов и могут быть опротестованы представителем Отдела.

Примечание. Протест не останавливает решения Школьного Совета, но вопрос вносится на рассмотрение Отдела Народного Образования.

Статья 31-я. В компетенцию Школьного Совета входят рассмотрения и решение следующих вопросов:

а) распределение учащихся по группам и выпуск из школы,

б) представление в местный Отдел Народного Образования об освобождении учащихся от занятий в данной школе,

в) утверждение планов и программ занятий групп в пределах директив Народного Комиссариата Просвещения и местных Отделов Народного Образования,

г) утверждение порядка и плана образовательных, производительных и хозяйственных работ школы,

д) составление годовых смет и отчетов о педагогической и административно-хозяйственной работе Школьного Коллектива,

е) рассмотрение и утверждение проекта школьной инструкции (о внутреннем строе жизни школьной коммуны).

Статья 32-я. Внутренняя жизнь школьной коммуны должна строиться на началах полной свободы объединения всех членов коллектива в группы и кружки, преследующие образовательные и воспитательные цели, — например, союзы преподавателей, союзы молодежи и т. д.

 

V. Меры к проведению плана преобразования школ в жизнь

Для проведения указанного плана в жизнь предлагается 3‑классные и 4‑классные начальные училища превратить в 5‑летние школы 1‑й ступени, для чего, с начала учебного года ко всем начальным училищам добавить дополнительный год обучения. В дополнительную старшую возрастную группу привлекаются дети, окончившие в текущем году начальные училища. Так называемые 2‑классные училища с 5‑летним курсом в полном составе относятся а школам 1‑й ступени.

Все средние учебные заведения, а также школы, приближающиеся к ним по типу, правительственные, общественные и частные, разделяются применительно к следующему плану разделения мужских гимназий: первые три нормальные класса с приготовительными превращаются в самостоятельные школы 1‑й ступени и перестраиваются на общих для указанной ступени основаниях. В текущем году к ним прибавляется первый год обучения, а если ветретится надобность, то и 2‑й (до 5‑летнето состава).

4, 5, 6 и 7‑й классы образуют школы 2‑й ступени; 8‑й класс упраздняется.

Высшие начальные училища и приближающиеся к ним по типу, — напр., торговые школы, — преобразуются в школы 2‑й ступени, для чего от них отсекается 1‑й год обучения и добавляется старшая возрастная группа для окончивших учебные заведения в текущем году.

Этот план преобразования бывших начальных и средних учебных заведений является примерным и может быть видоизменяем соответственными Отделами Народного Образования.

 

Подписали: Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов Я. Свердлов.
Заместитель Народного Комиссара Просвещения М. Покровский.
Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов В. Аванесов.


Распубликован в № 225 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 16 октября 1918 года.


 

 

Современный вид школы. Фото с сайта ГУО «Ленинский УПК ясли-сад-средняя школа»Пришёл 1921 год. В честь вождя пролетариата Владимира Ульянова (Ленина) м. Романово переименовали в деревню с соответствующим названием – Ленино. Сегодня деревни с таким названием есть в Буда-Кошелёвском, Дзержинском, Добрушском, Калинковичском, Копыльском и Пуховичском районах Беларуси.

В 1922 году школа I и II степеней была реорганизована в семилетнюю трудовую школу, а в 1938 году состоялось открытие Ленинской средней школы.

Школа находилась в 3-х разных домах, что было очень неудобно как для учеников, так и для учителей. После обращения жителей к Первому секретарю ЦК КП Белоруссии Петру Машерову было принято решение о строительстве новой типовой школы. В 1970–1971 гг. была построена новая двухэтажная школа с уютными кабинетами, спортзалом, столовой и библиотекой. Сейчас школа имеет прекрасный вид. Красиво и со вкусом оформлены все помещения.

В 2010 году школа получила статус учебно-педагогического комплекса ясли-сад-средняя школа.

 

 

Владимир ХВОРОВ

 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 262. Последнее 2018-09-20 01:30:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru