Масленичная неделя: в гости на блины

Масленичная неделя: в гости на блины

20.02.2017

Масленица – древний и языческий праздник проводов зимы, карнавал, который по традиции сопровождался весельем и хмельными пирами, а в дохристианские времена – ещё и жертвоприношениями.

До Крещения Руси Масленица или Комоедицы отмечалась в течение 7 дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и 7 дней после этого дня. Масленица – это время, когда пробуждается Природа и Солнце – дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности.

Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями народа. Аналогично было приурочено Рождество ко дню зимнего солнцестояния, но любимый народом праздник проводов зимы был сдвинут по времени, чтобы он не противоречил Великому посту, и сокращён до 7 дней. Масленицу совместили с сырной седмицей – последней подготовительной неделей перед Великим постом.

Тут надо разобраться в терминологии. «Седмицей» на церковнославянском именуют всю неделю – 7 дней, а «неделей» – лишь завершающее её воскресенье, как в белорусском языке.

Итак, Великому посту предшествуют три седмицы. Первая из них – «всеядная», то есть кушать можно всё и в любой день – постных дней нет. Затем идёт «рябая седмица», во время которой постные дни чередуются со скоромными. Заканчивается она «мясопустной неделей» (воскресный день), когда православные люди, собственно, и отказываются от мяса. То есть запрет на мясо начинается уже за восемь дней до Великого поста.

Последняя седмица перед постом – «сырная». Её, собственно, и принято отождествлять с Масленицей. Догматически из «скоромной пищи» церковь в эту седмицу благословляет только рыбу, яйца и молочные продукты. А в последний день под запретом оказываются и они, поэтому это воскресенье называют «сыропустной неделей». Впрочем, другое его название – «Прощёное Воскресенье» – куда более известно.

Еда на Масленицу становится самой важной составляющей жизни. Вот почему в народе говорили, что в это время надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз прокаркает ворона. Блины – самая что ни на есть традиционная пища в сырную седмицу. Однако заметим, что седмица перед постом – в православной традиции последняя ступень подготовительного воздержания. Да и вообще чревоугодие Церковь не приветствует. Вот и получается, что русская Масленица по сути своей не особенно религиозна. Такой парадокс.

Интересна позиция и некоторых служителей церкви. Например, иеромонах Иов (Гумеров) пишет: «Богослужебные особенности сырной седмицы и история церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре (в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610–640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав».

Итак, Масленица! Это весёлые проводы зимы, радостное ожидание близкого тепла, весеннего обновления природы, лёгкий и весёлый праздник проводов зимы и встречи весны.

Каждый день масленой недели – это определённый обряд. И почти каждый день связан с простейшей едой – блинами. Ещё в старину заметили, что блин по цвету и форме очень похож на солнце. А солнце, в свою очередь, ассоциируется с теплом. Поэтому, лакомясь блинами целую неделю, наши предки зазывали весну и прощались с надоевшей зимой.

Хозяйки готовили блины разных размеров с всевозможным содержимым. Для начинки часто использовали мясо, творог, мёд и варенье.

Традиция праздновать Масленицу остаётся актуальной и в наше время. А Масленичная неделя по-прежнему считается порой тёщиных блинов. В среду на блины к тёще ходит зять, а в пятницу уже зять должен накормить тёщу блинами и сладостями, а в четверг можно шумно погулять…

Празднование Масленицы разделялось на две части – Узкая Масленица и Широкая. На каждую часть отводилось по три дня недели. Соответственно, с понедельника по среду – это была Узкая Масленица.

Понедельник – встреча Масленицы

В этот день утро в деревнях начиналось чуть позже обычного, так как по народным поверьям, считалось, что для хорошего урожая льна в чистый понедельник, второе название Встречи, нужно проспать как можно дольше.

После пробуждения дома русских деревень наполняли праздничная суета и запах пекущихся блинов. Приятные хлопоты делились между членами семьи. Детвора в этот день занималась изготовлением соломенной куклы – Масленицы, и, нарядив её, насаживала на кол, после чего с дружными песнями возила по деревне на санях. Эта весёлая процессия останавливалась у каждого двора. В обмен на песни, хозяева потчевали детишек свежими блинами. Однако строго соблюдалась давняя традиция, согласно которой, первый блин всегда отдавали нищим, дабы те помянули умерших. Таким образом отдавалась дань всем, кого нет в живых, и кто уже никогда не сможет присоединиться к всеобщему празднованию Масленицы. Также считалось, что усопшие обладают возможностью воздействовать на природу, управлять осадками и влиять на плодородие. Поэтому, наряду с поминовением, селяне просили своих ушедших предков о будущем урожае. Обойдя всю деревню, после обеда дети бежали кататься со снежных горок, распевая масленичные песенки:

Масленица, Масленица,
Тобой хвалимся!
С горок катаемся,
Блинами объедаемся!


В первый день с гор катались только дети. Взрослые к катанию не допускались, да и были у них другие заботы. Мужчины занимались достройкой всевозможных качелей и балаганов, обустройством снежных гор. В общем, выражаясь современным языком, полным ходом велась техническая подготовка к празднованию, основному гулянию.

Молодую невестку с самого утра свёкор со свекровью отправляли на весь день к родителям. Там она должна была, конечно же, печь блины и помогать готовиться к вечернему застолью, на которое приходили и родители её мужа. На этом застолье сваты договаривались о том, как и где будут гулять в этом году праздник и кого пригласят в гости на гулянья.

Вечером молодёжью было принято кататься на качелях с шутками и громким смехом, так как народ свято верил, что, чем звонче смех и веселье, тем богаче будет урожай.

Вторник – заигрыши

По самому названию этого дня нетрудно догадаться о его происхождении. В этот день приветствовались всякого рода шутки, потехи и увеселения. Молодые парни присматривали себе невест, а девушки, в свою очередь, заглядывались на парней. Холостые мужчины в этот день подвергались шуточному «преследованию» со стороны молодёжи и детей.

Надо сказать, что целью этих шуток было пробудить в человеке мысли о том, что пора уже найти себе пару и обзавестись семьёй. В ответ на шутки следовали, безусловно, угощения праздничными блинами и сладостями.

Однако основное предназначение этого дня было в другом. Именно во второй день Масленой седмицы проводились смотрины невест. Нельзя не отметить, что наши предки огромное значение и большую важность отводили браку и созданию семьи. Большинство масленичных обрядов издревле сводились к сватовству. С самого утра молодых приглашали кататься со снежных горок. Вместе с ними приглашались и другие родственники. И в такой весёлой и непринуждённой атмосфере родственники будущих жениха и невесты знакомились между собой, обсуждали совместные планы, относительно предстоящей свадьбы.

Как правило, если смотрины состоялись, и родственники молодых обо всем договорились, то свадьба назначалась на Красную горку – праздник, который отмечался через неделю после Пасхи и символизировал собой окончательный приход весны. В день Заигрыш на весёлые катания приглашались также и семьи, которые поженились незадолго до Масленицы. В частности, каждая семейная пара, на свадьбе у которой гуляло все село за одну-две недели до праздника, в обязательном порядке должна была скатиться с горы. Считалось, что таким образом будет привлечено в их семью счастье и изобилие, а в деревенские закрома – щедрый урожай. Ближе к вечеру все родственники и знакомые собирались за праздничными застольями, на которые приглашали друг друга заранее. Столы накрывались с учётом масленичной специфики – множество сладостей, отсутствие мяса, и, безусловно, блины, как основное блюдо, которое подавалось в различных исполнениях и с разными начинками. Самыми распространёнными всегда были блины с икрой.

В наше время такой вид начинки носит довольно редкий характер и является предметом небывалой роскоши. Однако сами блины и теперь остались традиционным масленичным угощением.

Среда – лакомки

Лакомка – третий и последний день Узкой Масленицы.

Этот день принёс славянам знаменитую поговорку «К тёще на блины». А появилась эта поговорка именно потому, что в этот день тёща приглашала зятя в гости, и угощала, непременно, самыми лучшими блюдами, которые она умеет готовить. Одним из основных угощений, конечно, были блины.
Блины готовились самые разные. Тёщи изощрялись, кто во что горазд. Стоит отметить, что в старину на Руси насчитывалось более 200 рецептов блинов. И каждый из них был своего рода кулинарным шедевром. Блинчики с икрой, с грибами, с орехами, с мёдом, с фруктовым припёком – от одного перечисления этих блюд можно захлебнуться слюной.

Учитывая то, что в старину в русских семьях в среднем насчитывалось по 5–10 детей, то нетрудно подсчитать, какой колоссальный фронт работ должна была выполнить тёща, чтобы накормить, как минимум пять, а то и более зятьёв вместе с их родственниками. Безусловно, дочери ей в этом помогали.

Так что Лакомка была самым разорительным праздником в году для семей, в которых было много дочерей. В те времена даже родилась поговорка: «Все с себя заложи, а Масленицу проводи». Это были приятные праздничные хлопоты, которые сопровождались шутками и звонкими девичьими песнопениями. Но угощение тёщи было скорее ритуальным событием, нежели просто кулинарным. В этот день она должна была не только угощением, но и своим поведением показать зятю своё расположение. За этим строго следила остальная родня, которая также приглашалась на это застолье.

Для всеобщего увеселения проводились всевозможные игрища с участием зятя и тёщи, разыгрывались сценки, в которых принимали участие все желающие.

Мужики в это время в складчину варили пиво. Ведь Масленица – один из немногих праздников, в которые это приветствовалось. Пиво, которое варили в то время, значительно отличалось от того, что изготавливают сейчас. К сожалению, его вкус в наш век не знает уже никто.

Также, характерным для Лакомки действом были так называемые «девичьи съезды», когда молодые девушки вместе с пожилыми женщинами, облачившись в праздничные наряды, разъезжали по деревне на санях, распевали песни и катались с ледяных горок. Одновременно они весёлыми озорными шутками поддёргивали холостых парней, за что те в ответ угощали их блинами. В общем, как и на протяжении всей Масляной недели, в этот день положено было беззаботно веселиться, наедаться «от пуза» и не думать ни о чем плохом.

Широкий четверг

Ещё этот день называли Разгуляй или Разгуляй-четверток – это первый и самый разгульный день широкой Масленицы. В этот день народные гулянья достигали самого большого размаха. Если в предыдущие дни Масляной недели можно было ещё заниматься какими-то делами по дому, то с этого дня все хозяйственные дела были строго запрещены.

На Разгуляй празднование широкой Масленицы из домов переносилось на улицу, обычно в центр деревни, где заранее были построены всевозможные качели, балаганы, ледяные горки, снежные городки. И дети, и взрослые весело распевали праздничные шутливые песни и частушки:

Ешьте, пейте, угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот –
Открывай пошире рот!

На санях, с высоких горок
Девушки катаются!
Ну а мальчики-обжоры –
Животами маются!

Весело и беззаботно люди катались с горок, отведывали горячие блины, которые пеклись тут же, взрослые распивали перевар – веселящий напиток, изготовленный на основе пива и мёда. Неотъемлемым атрибутом этого праздника всегда был огромный самовар, из которого в любое время каждый желающий мог испить вкусного свежего горячего чая. Повсюду игрались всевозможные спектакли. Весёлые песни и пляски согревали селян даже в самый лютый мороз, который не редок в эту пору.

Одним из самых зрелищных представлений в этот день традиционно было взятие снежного городка. Заранее построенную ледяную крепость штурмовала мужская часть населения. Половина мужчин стояла на страже снежного ледового города, половина – пыталась его завоевать. Зрелище это было не для слабонервных, и всегда заканчивалось грандиозными кулачными боями. Принять участие в этих боях считал для себя честью каждый уважающий себя мужчина. Несмотря на вполне реальные телесные повреждения, которые они друг другу наносили, никто никогда ни на кого не обижался. Ведь издавна считалось, что гораздо лучше на Разгуляй в кулачном бою выплеснуть всю негативную энергию, скопившуюся за весь год, чем таить в себе злобу и недовольство. По крайней мере, все участники этого действа, дружно обнявшись, и, попросив друг у друга прощения, продолжали совместное празднование с присущей им весёлостью и одухотворённостью.

Ещё одной важной традицией в этот масленичный день было катание на санях «по солнышку». Разъезжая на лошадях вокруг деревни, обязательно по часовой стрелке, участники праздника тем самым помогали солнцу прогнать зиму.

Пятница – тёщины вечёрки

Пятый день масленичной недели называется Тёщины вечерки. В этот день, согласно древним традициям, зять принимал у себя в гостях тёщу и угощал её сладостями и блинами собственного приготовления. Но это было не просто угощение, а дань уважения, которая должна была отдаваться по определённым правилам. Заранее зять лично приходил в дом тёщи и приглашал её к себе в гости. Приглашения могли быть двух типов – почётные, когда тёщу приглашали на праздничный обед, и простые – когда она приглашалась только на ужин.

Вечером, в канун Тёщиных вечерков, зять получал от матери своей жены своеобразную «посылку», в которой содержалось все необходимое для приготовления блинов – кадушка, сковорода, таган, половник, и в дополнение – мешок гречневой муки и коровье масло от тестя. Утром зять отправлял за тёщей специальных «позываток», роль которых могли исполнять как его друзья, так и соседские детишки. Чем больше их было – тем больше уважения и почёта оказывалось тёще. За соблюдением традиций строго следила вся деревня, поэтому зять просто не имел права забыть или проигнорировать этот день и все, что в этот день ему предписано сделать. В противном случае, если это все-таки происходило, то становилось поводом для серьёзных обид, и более того, даже непримиримой вражды между зятем и тёщей. Зачастую, такая вражда могла даже разрушить семью. Так что к Тёщиным вечеркам нужно было относиться со всей ответственностью.

Непосредственное участие в этом событии принимал дружка жениха. Он выполнял те же функции, что и на свадьбе, за что в конце вечера обязательно получал подарок. Все это действие непременно сопровождалось нескончаемым весельем, песнями, частушками, плясками и прочими развлечениями. Зять должен был проявить все свои способности, чтобы показать своё расположение к тёще и добиться взаимного расположения от неё.

Родители жены каждый год с нетерпением ждали этого праздника. Ведь считалось, что зять приглашает тёщу не просто ради угощения, а для того чтобы она поучила его «уму-разуму» и одарила молодых советами, необходимыми в дальнейшей семейной жизни. Поэтому тёща очень гордилась почётным приглашением и заранее оповещала о нем все село. Очень часто она являлась на вечерки не одна, а в окружении своей родни и подруг. И зять, безусловно, должен быть к этому готов – чего не сделаешь ради любимой тёщи.

Суббота – золовкины посиделки

Шестой день Масленицы – суббота – называется Золовкиными посиделками. В этот день молодая жена обязана была приглашать к застолью своих золовок – сестёр мужа. Накрывая праздничный стол, она должна была приложить массу усилий, чтобы её угощение понравилось гостям, так как изначально всегда сестры мужа ревностно и с недоверием относились к невестке «не весть откуда пришедшей». Это отношение заложено в самом слове Золовка, произошедшем от слова Зло.

Однако не все так печально и категорично. Зачастую золовки становились, да и становятся в наше время, лучшими подругами невестки. Наверняка, основной задачей шестого дня Масленицы и было налаживание близких отношений между ними.

Если сестры мужа были незамужними, то невестка приглашала и своих незамужних подруг для более весёлого времяпрепровождения. Если же они были замужем, то, естественно, и своих подруг невестка приглашала только замужних. Каждой из золовок она должна была приготовить и подарить подарок.

Этот день считался своеобразными смотринами молодой жены. Помимо золовок на это действо собирались посмотреть люди со всего села и даже из окрестных сел. Оценивалось все в ней – от блюд, которыми она потчевала гостей, до общения с незнакомыми людьми. И даже взгляд, которым она смотрела на своего молодого мужа – тоже был оценочным критерием. Весьма тяжёлым, ответственным и утомительным был этот день для молодой хозяйки, но если она не ленилась, и застолье удавалось, то она получала признание общественности, а это имело особую важность в давние времена.

Кульминационным завершением праздника было целование женой мужа, но не просто целование, а прилюдный обряд, в ходе которого молодой выходил на середину комнаты и все гости наблюдали за этим действием. После этого совершался следующий обряд, когда все гости по очереди целовали молодуху, говоря ей при этом слова: «Спасибо на Масленице!» По завершении обряда гости удалялись обходить другие дома.

Как и в предыдущие дни Масленицы, в этот день продолжались массовые гулянья, катания с ледяных горок, взятие снежного городка, катание на качелях и прочие развлечения. В церквях в этот день правились службы в честь Собора всех Преподобных отцов. Кроме того, в этот день поминали усопших, ходили на кладбище, после чего принято было угощать блинами даже домашних животных, со словами: «Чтобы скотина в доме не переводилась!»

Прощёное воскресенье – последний день Масленицы

Завершающий день Масляной недели носит несколько названий: Проводы, Прощёный день, Прощёное воскресенье, Целовальник. В этот день повсюду на Руси проходил обряд проводов Масленицы.

Соломенное чучело Масленицы усаживали на сани, запряжённые большим количеством лошадей и везли на окраину села. Иногда количество лошадей доходило до ста, а в некоторых деревнях вместо лошадей запрягались мужчины. Там разводили огромный костёр, в котором это чучело сжигалось. Также костру предавались остатки праздничной еды, блины. Под звуки народных обрядовых песен, пепел, оставшийся после сожжения чучела, рассыпали по полям. Считалось, что это способствует богатому урожаю.

Обряд сжигания чучела Масленицы был самым распространённым, но не везде. В некоторых областях (губерниях) вместо сжигания, этот обряд носил характер своеобразных похорон. Чучело несли в гробу, либо в люльке, похожей на него. Были в некоторых деревнях и обычаи, когда воевода праздника, произнося традиционную праздничную речь, просто кривлялся и обнажал прилюдно свои интимные части тела, прогоняя тем самым зиму.

До наших времён этот весьма сомнительный обычай не сохранился, иначе бы мало кто рискнул отпускать своих детей на подобные празднества.

Среди родных, близких, и даже просто знакомых людей было принято в этот день просить друг у друга прощения за все огорчения и неприятности, даже если их и не было: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Это был день очищения и заговления перед Великим постом. Верующие люди в Прощёный день ходили в баню, дабы очистить тело от скверны.

Также в этот день, как и в субботу, поминали умерших. К вечеру в церквях проходили богослужения, на которых священнослужители совершали обряд, называемый Чином прощения, во время которого они просили прощения друг у друга и у всех прихожан. После этого и сами прихожане поворачивались друг к другу лицом, низко кланялись и просили прощения, получая в ответ традиционное: «Бог простит!»

Так завершается Масляная, или как ещё её называли Сыропустная неделя. Наступает Великий пост, который продлится до самого Воскресения Христова, которое в этом году у православных и католиков будет в один день – 16 апреля.

 

 

Владимир ХВОРОВ
В качестве иллюстраций использованы картины Б. Кустодиева, П. Грузинского, Л. Соломаткина, А. Брусилова, Е. Штырова, В. Сурикова, М. Фаюстова, И. Елусова, Н. Соколова.

На заставке картина "Масленица". Худ. Анна Черкашина, 2002 г.