СЛУЦКИЕ ПОЯСА

СЛУЦКИЕ ПОЯСА

Ад родных ніў, ад роднай хаты
У панскі двор дзеля красы
Яны, бяздольныя, узяты
Ткаць залатыя паясы.

I цягам доўгія часіны,
Дзявочыя забыўшы сны,
Свае шырокія тканіны
На лад персідскі ткуць яны.

...

Цямнее край зубчаты бора...
I тчэ, забыўшыся, рука,
Заміж персідскага узора,
Цвяток радзімы васілька.



Максім Багдановіч. «Слуцкія ткачыхі». 1912 г.



Во многих странах мира знают про слуцкие пояса - высокохудожественные произведения ручного ткачества в Белоруссии второй половины XVIII - начала XIX в. Большие коллекции хранятся в Государственном историческом музее СССР, в Этнографическом музее народов СССР и в Эрмитаже, Государственном историческом музее УССР в Киеве и в Этнографическом музее во Львове. Есть они и в Вильнюсе в Историко-этнографическом музее, и в Черниговском историческом музее. За рубежом коллекции слуцких поясов хранятся в Национальных музеях Варшавы, Кракова, Гданьска, Познани, в музее истории текстильного производства в Лодзи, в музеях Парижа и Нью-Йорка.
В Белоруссии слуцкие пояса есть в музеях Минска, в Гродненском историко-археологическом музее, а один хранится в Минском областном краеведческом музее в Молодечно.
Изготовлялись эти пояса вручную на Слуцкой мануфактуре шелковых поясов, принадлежавшей князьям Радзивиллам, основанной в конце 30-х годов XVIII в. Она была создана из трех предприятий: самого раннего, на котором вырабатывались золотые галуны для шляп, мундиров и костюмов, а также пояса, второго - «фабрики» по выработке шелковых поясов и третьего - «фабрики разных материй», которые ткались шелком, золотой и серебряной нитью. Одно из этих предприятий - «фабрика» шелковых поясов - первоначально находилось в Несвиже (с середины 50-х годов XVIII в.) и в конце 1760 г. было переведено в Слуцк и объединено с другими в знаменитую Слуцкую мануфактуру шелковых поясов (35, с. 443-444). Таким образом, эта мануфактура, учитывая ее первоначальную деятельность - первая из мануфактур не только в Белоруссии, но и на всей территории тогдашней Речи Посполитой.
В этот период в Слуцке было развито ткацкое ремесло и сложились давние художественные традиции. Так, по реестру ремесленников 1737 г. (неполному), в городе насчитывалось 23 ткача, 12 позументщиков, 1 вышивальщик, 1 ковровщик. В 30-40-е годы XVIII в. в Слуцке вырабатывались шелковые пояса с металлическими нитями, что свидетельствует о большом мастерстве местных белорусских мастеров того времени. Продукция была разнообразной: выпускались пояса «богатые» и «простые», а также золотые и серебряные галуны, нашивки, ленты, ковры и гобелены. Руководила предприятиями княжеская администрация. Объем продукции был сравнительно небольшой. Есть сведения не только про пояса, но и про слуцкий «турецкий красный» ковер, сделанный до 1756 г. по восточному образцу.
Как раз к середине XVIII в. на территории Речи Посполитой и в Белоруссии в том числе вошли в моду турецкие и персидские шелковые пояса, украшенные разного цвета узорами, золотыми и серебряными нитями. Стоили они очень дорого - до 1000 злотых (поручик получал тогда в год 600 злотых). Такие пояса были длинные и широкие, тканые золотом и серебром по шелку. Правда, были пояса и подешевле (от 50 до 200 злотых). Их носили магнаты и наиболее богатые шляхтичи.
Учитывая спрос на лешковые пояса, тогдашний владелец Слуцка князь Иероним Флориан Радзивилл решил открыть большую мануфактуру, приказав построить для нее два больших здания, которые были готовы уже в 1756 г. В мае 1760 г. после смерти Иеронима Флориана Слуцк перешел по наследству к его старшему брату Михаилу Казимиру, владельцу Несвижа. В конце 1760 г. этот магнат перевел небольшую мануфактуру по выработке «персидских» поясов («персиарня») из Несвижа в Слуцк. В это время на ней работали приехавший к князю из Стамбула известный мастер, турецкий армянин Ян Маджарский (Ованес Маджарянц), 2 подмастерья и 9 учеников (48, л. 8).
Почему «персиарня» была переведена магнатом из одного города в другой? Казалось, для него же было лучше иметь мануфактуру шелковых поясов рядом с собой, в Несвиже, где была его резиденция.
Историки М.Балинский, Ю.Колачковский и 3.Глёгер еще в XIX в. а также Т.Маньковский (в 30-50-х гг. XX в.) отметили, что в Несвиже и Слуцке существовали отдельные мануфактуры шелковых персидских поясов (персиарни). При этом несвижская мануфактура вскоре перестала существовать, в то время как слуцкая «расцветала» (34 а, с. 647; 34 б, с. 328; 35, с. 443- 44; 36, с. 33). Эти наблюдения историков подкрепляются соответствующими архивными сведениями. Слуцк был городом с более старинной традицией ткацкого ремесла, здесь было больше квалифицированных мастеров, уже существовали ремесленные мастерские, а также другие магнатские мануфактуры по выработке галунов и разных материй, которые ткались шелком, золотой и серебряной нитью. Здесь был накоплен опыт руководства такими предприятиями. В деревнях Случчины издавна было развито своеобразное ткацкое производство. Построены большие для того времени производственные помещения. Все это было учтено, когда персиарню из Несвижа перевели в Слуцк и объединили с имеющимися здесь мануфактурами. Вместо 12 работников мануфактуры в Несвиже в 1759-1760 гг. (из них 9 учеников) в Слуцке в 1763 г. уже работало 46 человек: Ян Маджарский, 39 подмастерьев и 6 девушек-навивалыциц шелка. В те времена учились ремеслу долго, несколько лет. Эти цифры говорят об уже подготовленных ремесленных кадрах в Слуцке, чего не было в Несвиже
Производственные помещения Слуцкой шелкоткацкой мануфактуры были построены на Сенаторской улице, в Новом городе, за рекою Случью. Улица эта тянулась от плотины до Нового замка.
Радзивилл хотел сделать образцовую мануфактуру, чтобы ее изделия не только конкурировали с турецкими, персидскими и китайскими поясами и тканями, но и превзошли заморскую продукцию. И он этого добился.
Расширение деятельности мануфактуры в Слуцке связано с именем Яна Маджарского, который переехал в Белоруссию в конце 1757 г., а с января 1758 г. стал руководителем (мэтром)
небольшой мануфактуры шелковых поясов в Несвиже. В Белоруссию были перевезены детали особого ткацкого станка и специальный каток для прокатывания поясов, принадлежавшие ему. Часть станков была сделана на месте. После переезда в Слуцк Ян Маджарский руководил мануфактурой до 1776 г. Уже в 1763 г. слуцкая персиарня была реорганизована, ее производство резко увеличилось, а само предприятие расширилось. Продукция слуцкой мануфактуры шелковых поясов завоевывала все большую популярность в Речи Посполитой.
В 60-70-е годы XVIII в. слуцкие пояса ткали из шелковых, золотых и серебряных нитей. Длина различных поясов составляла от 300 до 408 сантиметров, ширина - 27-28,5 сантиметра. Они были украшены богатым орнаментом. Вытканы были обе стороны пояса разной расцветки. Поле самого пояса обычно заполнялось поперечными полосками или чешуйчатым узором. Концы были затканы пышными гирляндами из цветов и листьев. По сторонам пояс украшался узкой узорной каймой. С начала 80-х годов XVIII в. пояса заканчивались шелковой златотканной бахромой - от 12 до 30 сантиметров.
В орнаменте слуцкого пояса использовались восточные узоры с народным, белорусским узором: стилизованные васильки, незабудки, дубовые листья, желуди. Слуцкий пояс (паса) представлял собой длинную блестящую полосу из шелковых, золотых и серебряных нитей. Пояса могли быть и «литыми» из золота. Такие пояса казались отлитыми из одного куска металла, хотя основа их была шелковая. «Литые» пояса прокатывались на особых катках. На концах поясов были метки с обеих сторон на латинском языке «Меня сделали в Слуцке», «Сделан в Слуцке», или кириллицей «Во граде Слуцке», «В Слуцке». В последующем, когда мануфактурой управлял сын Яна Маджарского, появилась подпись «Лео Маджарский». У слуцкого пояса одна сторона обычно была более светлой, другая - темнее или даже черной. Его можно было переворачивать и с одним и тем же поясом пойти либо на свадьбу, либо на похороны.
В середине 70-х годов XVIII в. князь Кароль Радзивилл («Пане коханку»), которому из-за огромных расходов всегда недоставало денег, решил передать в аренду свою мануфактуру разбогатевшему Яну Маджарскому. В 1776 г. был подписан договор, по которому Маджарский платил 10 тысяч злотых в год в княжескую казну, за что получал в свое распоряжение мануфактуру «со всеми в ней находящимися учениками и принадлежащими к этому ремеслу станками». Договор этот ежегодно продлевался. В 1778 г. аренда перешла к сыну Яна - Леону Маджарскому. Радзивиллы часто брали у них в счет арендной платы продукцию натурой. Леон Маджарский арендовал мануфактуру с 1778 по 1807 г.
Леон Маджарский провел дальнейшие усовершенствования, увеличил количество станков и привлек больше работников. Улучшилось качество продукции. Стали выпускать четырехлицевые пояса, т.е. с четырьмя видами цвета и рисунков, когда пояса одевали, их вдоль складывали вдвое. Выпускали пояса размерами 300x28 и 374x34 сантиметра. Были и другие вариации размеров. Слуцкие пояса завоевали большую популярность не только у шляхты Речи Посполитой, но и у украинской старшины, русского дворянства. В 80-е годы XVIII в. увеличился экспорт слуцких поясов в Россию.
Слуцкие пояса быстро вытеснили турецкие и персидские и завоевали рынок в Польше, Литве, Белоруссии, Украине и других странах Европы. Слуцкие ткачи включили в орнамент цветы местной, белорусской флоры - васильки, незабудки и другие. Из-за этого он потерял восточную стилизацию и приблизился к белорусскому национальному орнаменту.
Чаще всего при окраске пояса применяли оранжевый цвет с синим и золотыми нитями или алый с синим и золотыми нитями. Леон Маджарский еще больше усовершенствовал узоры. Были введены полосы разной ширины, цвета и орнаменты. Использовались контрастность, чередование геометрического орнамента с цветочным.
Слуцкие пояса стали образцом для других ткацких мануфактур, которые открывались в других городах и местечках: в Городнице, Лососне, Станиславе, Кобылках, Липкове, Кракове, а также в Лионе.
Сейм Речи Посполитой в 1790 г. подчеркнул значение мануфактуры слуцких поясов и возвел Леона Маджарского со всеми его потомками в шляхетство (за диплом на шляхетство он заплатил в казну 500 дукатов золотом). Внучка его Елизавета в 1818 г. вышла замуж за белорусского помещика Чеслава Манюшко, у которого было небольшое имение Убель на Игуменщине (ныне Червенский район) и дом в Минске (теперь на углу улиц Энгельса и Интернациональной). В фальварке Убель 5 мая 1819 г. родился их сын Станислав (1819-1872), впоследствии выдающийся польский композитор, дирижер и музыкально-общественный деятель, основоположник национальной классической оперы.
Ежегодная продукция Слуцкой мануфактуры до конца XVIII в. составляла до 200 поясов. Стоили они от 5 до 50 червонных злотых (от 83 до 833 злотых). За 50 червонных злотых можно было купить двух лошадей. После присоединения Белоруссии к России, в 1796 г. пояс стоил 50-100 рублей.
В описании Слуцка 1765 г. отмечено, что «на фабрике переской» было 16 станков и более 800 разных деталей к ним: прялок, катков, шпулек, челноков и других. Первый свой станок Ян Маджарский вывозил из Турции по частям, так как султанские власти строго запрещали вывозить такие станки, чтобы в других странах не было конкуренции турецким шелковым с золотом поясам. Станок был собран уже в Слуцке. Другие станки были сделаны в Белоруссии княжескими механиками по образцу собранного станка. Тайна слуцких изделий заключалась в том, что Маджарский привез особенный станок с латунными и медными деталями, а это сказывалось на особом качестве слуцких поясов.
Комплекс зданий слуцкой мануфактуры занимал большую площадь - 2,4 гектара. Здесь в 1765 г. были и производственные помещения и казармы с 11 комнатами, где жили мастер и работники мануфактуры. В 1793 г. в двухэтажном здании мануфактуры было 5 производственных помещений (станций), 2 больших производственных помещения (залы), столярные и административные помещения. Количество станков на мануфактуре в последней четверти XVIII в. увеличилось до 24-25. В 1793 г. здесь было 28 разных станков. Общее число работников доходило до 60 человек. Таким образом, до конца XVIII в. количество действующих на мануфактуре станков было значительным, и объем производства не снижался (10, с. 51).
В начале XIX в. доходы Леона Маджарского снизились, так как шелковые пояса начали выходить из моды. В 1801-1802 гг. работали только 12 станков.
Судя по спискам работников, иноземцев (кроме Я. Маджарского) на мануфактуре не было. На ней трудились в основном местные жители, горожане Слуцка и Несвижа и крестьяне из деревень Случчины. Так, в 1807 г. из 27 работников 19 происходили из Слуцка, 2 из Уречья, 2 из Несвижа, 1 из Сверженя, 1 из Сёлка (возле Слуцка). Имена и фамилии работников указывают на их местное, белорусское происхождение. Это опровергает мнение целого ряда польских и других историков о том, будто бы на мануфактуре работали турки и персы, которых якобы пригласил сюда Радзивилл. Среди работников перечислены и девушки-работницы. Так что широко известное стихотворение Максима Богдановича «Слуцкія ткачыхі» имеет под собой целиком реальную историческую основу.
В 1807 г. Маджарский отказался от аренды мануфактуры и получил от князя в аренду имение Маньков (позднее Маньково). В первые десятилетия XIX в. мануфактура пришла в упадок. После 1810 г. производство значительно снизилось.
Во время войны 1812 г. мануфактуре был нанесен тяжелый ущерб: часть материалов разграблена, катки вывезены, некоторые работники из-за отсутствия работы распущены. В 1814 г., правда, она вновь была открыта, но угасала из года в год. Радзивилловская администрация отдала мануфактуру в аренду в 1823 г. слуцкому купцу Канторовичу, а потом его дочери богатой торговке Блюме Либерман и ее мужу... за 30 рублей серебром в год! Аренда тянулась до 1835 г. В 1823 г. здесь работал только 1 станок, на котором трудились 4 вольнонаемных рабочих. За весь год было выработано лишь 6 поясов и 147 штук разных шелковых материалов. В 1828 г. работали уже только 1 мастер и 1 подмастерье. С 1835 г. аренда мануфактуры передавалась разным жителям Слуцка. Последние сведения о выработке шелковых поясов для князя Вильгельма Радзивилла относятся к 1846 г. В том же году владелец мануфактуры князь Л. Витенштейн приказал закрыть ее (36, с. 48-50). Так закончила свое существование некогда знаменитая мануфактура слуцких поясов.

 

В НАЧАЛО

Древний белорусский город

Под покровом столетий (начало)

Под покровом столетий (продолжение)

Новое в жизни города (начало)

Новое в жизни города (продолжение)

За власть Советов

Социалистический город

Горизонты восстановления (начало)

Горизонты восстановления (продолжение)

Шла война народная (начало)

Шла война народная (продолжение)

СЛУЦКИЕ ПОЯСА

КУЛЬТУРА (начало)

КУЛЬТУРА (продолжение)

ПИСАТЕЛИ СЛУЧЧИНЫ, ПАМЯТНИКИ СЛУЧЧИНЫ