У нас на сайте
Новое на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

1 апреля – 430 лет со дня рождения святой Софии Слуцкой

31.03.2016

Праведная княгиня София Слуцкая – одна из самых почитаемых и любимых святых. К её нетленным мощам не иссякает поток богомольцев. Княгиня прожила на земле неполных 26 лет, но смогла значительно повлиять на положение Православия в Слуцке.

Исторические сведения о святой праведной Софии, княгине Слуцкой

Святая праведная София, последняя из рода князей Слуцких и Копыльских, потомков великого князя Ольгерда по линии киевских князей Олельковичей, владелица Слуцкого княжества. Родилась 1 мая 1586 г. Была единственной дочерью Слуцкого князя Юрия Юрьевича от брака с Барбарой Кишкой. Отец святой Софии отличался благочестием и ревностью в вере, единственным из трёх братьев сохранивший завет отца не изменять православию. 6 мая 1586 князь Юрий III умер. На смертном ложе он определят дочери опекунов, среди которых был ревностный защитник православия князь Константин Константинович Острожский. София стала богатой наследницей: ей досталась третья часть родового состояния. Около 1588 г. мать Барбара вторично выходит замуж и по закону лишалась права на воспитание дочери. По смерти своих дядей, родных братьев Юрия III, Александра (☦1591) и Яна-Симеона (☦1592), принадлежащие им части княжества так же перешли к Софии, так как детей у них не было. После бурных судебно-юридических перипетий опеку над Софией взяли Ходкевичи, родственники по женской линии (бабка княжны Софии Юрьевны по материнской линии была урождённой Ходкевич): сначала девочку опекал староста жемайтский Юрий Ходкевич, а после его смерти в 1595 г. виленский каштелян, брестский староста Иероним Ходкевич. Эти Ходкевичи были католиками, изменившими православной вере во время учёбы за границей. Для воспитания девочки был приставлен католический священник, она должна была посещать католические церемонии. В1594 г. опекун княжны Юрий Ходкевич, по финансовым мотивам, договорился отдать Софию замуж за Януша Радзивилла, кальвиниста, князя биржанской линии, сына Виленского воеводы князя Кшиштофа Миколая Радзивилла-«Перуна». Был назначен день бракосочетания – 6 февраля 1600 года, Софии к этому времени должно было исполниться 14 лет. Этот брачный договор подтвердил и следующий опекун, Иероним Ходкевич.

На момент заключения брестской унии в 1596 г. находилась ещё в несовершеннолетии, и реально её наследством распоряжался дядя – католик. Таким образом, православная вера в Слуцком княжестве осталась без высокого покровительства. При поддержке Ходкевичей православные храмы и монастыри Слуцкого княжества были насильно, при сопротивлении духовенства и народа, подчинены униатским митрополитам, на ключевые церковные должности были назначены униатские ставленники.

Прокоролевская католическая партия Ходкевичей как только позволили обстоятельства, стремилась расторгнуть помолвку не только из-за финансовых разногласий, но в немалой степени из-за политических и религиозных причин. Разгорелся конфликт. Под угрозой вендетты стороны пришли к согласию.

Венчание должно было быть совершено по католическому обряду. Однако святая София объявляет себя православной. Венчание состоялось 1 октября 1600 г. в одном из соборов Бреста по православному обряду. Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери. Как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа все свои земли и состояния по своей смерти.

Уже через три месяца после свадьбы, 31 декабря 1600 г. униатский митрополит Ипатий Потей в письме к Трокскому воеводе Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке, ревностному католику, жаловался, что Януш Радзивилл под влиянием молодой жены отнял у него Слуцкий монастырь, изгнавши из него его слугу.

Указом от 6 мая 1606 г. князь Януш Радзивилл обновил деятельность Слуцкого Преображенского братства. Княгиня София Юрьевна, записавшись в Преображенское братство, принимала в его деятельности самое живое, активное участие.

Внешние дела веры у Софии Юрьевны являлись продолжением сокровенного духовного подвига. Ещё в начале ХХ века в Слуцком Троицком монастыре хранилось архимандричье облачение из серебряной парчи с золотой вышивкой, по преданию это труд святой Софии Юрьевны. Также сохранилось предание, что блаженная княгиня при жизни предсказала, что на Юрьевской улице (теперь улица Л. Толстого) никогда не будет пожара и жители этой улицы, даже иноверцы, не страховали от огня своих домов, говоря, что они застрахованы у святой Софии. Это говорит о том, что святая София ещё при жизни имела особые духовные дары, – которые были видны для всех, иначе этому предсказанию не придали бы значения, и оно не хранилось бы на протяжении столетий, тем более в то время, когда её мощи ещё не были обретены. Княгиня пешком ходила в построенную на её средства церковь на Мир-горе, что возле деревни Сороги нынешнего Слуцкого района.

В 1609 г. король Сигизмунд III под угрозой гражданской войны и войны со Швецией признал Православную Церковь в Речи Посполитой юридическим лицом. Вероятно, после этих событий София Юрьевна просила своего мужа Януша исходатайствовать у короля грамоту о воспрещении «благочестивых», то есть православных, «принуждать к унии». Такая грамота была дана королём, и желание праведной Софии сохранить чистоту веры на Слутчине увенчалось успехом.

19 марта 1612 года в имении Омелево во время вторых родов Слуцкая княгиня София скончалась. Родившуюся дочь назвали Екатериной. Однако девочка-младенец ненамного пережила страдалицу мать и вскоре умерла, не прожив и суток. Похоронена святая София была в Слуцком Свято-Троицком монастыре.

Юридически защищённое, стараниями святой Софии и Януша, православие на Слутчине сохранило свои позиции. После её блаженной кончины, Януш Радзивилл в защиту православия в своих владениях издал грамоту, которая ещё в начале ХХ века хранилась в архиве Слуцкой Реформатской консистории. Отрывок из неё цитирует архимандрит Афанасий: «Церкви и монастыри религии старо-русской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, дабы не последовало в том никакой перемены».

Первые сохранившиеся сведения о нетленных мощах и чудесах святой относятся к первой половине XIX века, описаны в книге иеромонаха Маркиана «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей».

Наиболее полной на данный момент является публикация: Заступница земли белорусской святая София Слуцкая из рода князей Олельковичей / Автор составитель Левишко Тамара Григорьевна. – Минск: Энциклопедис, 2014.

 

 

Протоиерей Александр Шкляревский, кандидат богословия
 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 1153. Последнее 2018-11-20 05:58:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 55-8-66
hvorov@inbox.ru