После кончины княгини

Похороны княгини Софии проходили в Слуцке в июле 1612 года в присутствии ближайших родственников и множества православных подданных благочестивой княгини. Тело Софии приняла Свято-Троицкая обитель. Безутешный вдовец приказал выбить над гробом надпись: «…Не без слез поставил Януш Радзивилл, князь Биржей и Дубинок, а также Слуцкий и Копыльский… Наипечальнейший супруг наижеланнейшей супруге, женщине, наидостойнейшей для своего времени и родом, и красотой, и целомудрием»…

Согласно подписанным Софией и Янушем ещё в первый год брака грамотам, в случае безвременной кончины одного из супругов, второй становился наследником всех его владений. И значит, Януш обретал после погребения жены всю полноту прав на Слуцкое княжество. Радзивилл поклялся править так, чтобы у подданных его не возникло никаких сожалений о временах минувших и никаких упрёков к роду Радзивиллов. Выполняя последнюю волю любимой Софии, он до самой своей смерти защищал завоёванное ими для случчаков право на свободное вероисповедание. Женившись спустя год на немецкой принцессе протестантке Софии Гогенцоллерн, Януш составил наказ для своих потомков: «Церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы и потомки мои должны соблюдать, дабы не последовало в том никакой перемены». И потомки соблюдали завет предка.

Единственный сын Януша от принцессы Софии, Богуслав Радзивилл, князь, вернувший Слуцку Магдебургское право, ревностно защищал православные святыни от поползновений униатов. Его дочь, Людвика Каролина, вышла замуж и жила в Германии. Она регулярно посещала Слуцк, лично рассматривала все жалобы православных подданных и не оставляла без внимания ни одно присланное ей с родины письмо. Людвика Каролина подписала грамоту, в которой, между прочим, было сказано: «Изъяснить всем, кому знать должно, что церкви религии старой Греко-Российской, с незапамятных времён построенные и арендованные в городе Слуцке и Копыле и во всем княжестве Слуцком и Копыльском, а также в имениях моих Койдановском, Копыльском, Себежском и других, всегда стояли под благословением восточного Константинопольского патриарха, и блаженной памяти князь и княгиня, предки мои всегда этой религии и подданным православным покровительствовали, и что они доселе пользовались и ныне пользуются свободою своего старогреческого богослужения и силою церковных правил в духе Церкви Восточною. А потому настоящим привилеем своим утверждаю, чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других моих владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были охраняемы в совершенной свободе своего богослужения под вышеозначенным Константинопольским богослужением и во всех своих обычаях и обрядах церковных: на место умирающих пресвитеров униаты не должны быть поставляемы и уния на эти церкви не должна вводиться никаким насильственным способом, но да будет им позволено для посвящения пресвитеров, относящихся к владыкам их – не униатам, в Короне и Литве находящимся, а за недостатком их ездить за границу без всякого препятствия и малейшего затруднения. Все это содержать, как сама обещала духовенству Слуцкому; и преемников своих обязываю этот привилей точно и неприкосновенно соблюдать».

 

 

 

Оглавление
 

К ИСТОКАМ СВОИМ ОБРАЩАЯСЬ…   
 

Олельковичи рыцари Православия   
 

Основатели династии   
 

Слуцк до Олельковичей   
Битва при Грюнвальде   
Магнаты   
Магдебургское право   
Слуцкое летописание   
 

Мятежный князь
 

Слуцкие ратоборцы
 

Александр Ягеллон и Елена Ивановна
«Великий исход» православных князей
 

Мать и сын
 

Мятеж Глинского   
Слуцкое войско в XVI–XVII веках   
 

Князь Юрий II Просветитель   
 

Люблинская уния  
 

Символ нашей духовности   

 

 

Слуцкая сиротка   
 

Опекуны   
 

Обучение магнатских сыновей   
Ян Семён и Александр Олельковичи   
Зофья Мелецкая и Ян Кароль Ходкевич   
Криштоф Миколай Радзивилл   
Брестская церковная уния   
Православные церковные братства   
 

Суженый-ряженый

«Троянская война» на Беларуси
 

Сигизмунд III Ваза   
 

«Католическая» интрига Ходкевича   
 

Гонения на православных в XVII веке   
 

Испытание на верность   
 

Защитники Православия на Беларуси в XVII веке
Святыни, возведённые Олельковичами
 

После кончины княгини

Молись за нас, Святая София!