Олельковичи рыцари Православия. Основатели династии

Олельковичи рыцари Православия. Основатели династии

Одна из самых почитаемых на Беларуси святых – благоверная княгиня София Слуцкая. Мощи её покоятся в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе в саркофаге, на котором выбиты евангельские слова: «Блаженны плачущие, ибо утешатся». И сотни страждущих в надежде найти утешение каждый день приходят поклониться святой княгине и попросить её о заступничестве перед самым грозным и самым справедливом в мире судьёй – Господом Богом. Ведь София Слуцкая и вошла в историю своей родины как заступница.

На рубеже XVI и XVII веков, во времена правления Речью Посполитой короля Сигизмунда III Вазы и королевы Констанции Габсбург, в очередной раз сгустились тучи над головами православных, живших на землях восточной части этой державы, – Великого княжества Литовского. Их права ущемляли, священников и учёных богословов преследовали, храмы закрывали, либо они становились униатскими. Этому процессу трудно было противостоять мирным путём, а бунты заканчивались кровавыми расправами. И только один островок на территории Беларуси – Слуцкое княжество – сохранял свободу вероисповедания.

Случчина оставалась последним оплотом Православия благодаря мужеству и самоотверженности княгини Софии, которая не побоялась противопоставить себя и королю с королевой, и воле Папы Римского, и политической силе магнатов-католиков. Она была последней представительницей рода рыцарей Православия – князей Олельковичей.

 

Олельковичи рыцари Православия

 

ОСНОВАТЕЛИ ДИНАСТИИ

 

Единственный православный Великий князь Литовский, Ольгерд, был женат дважды и оба раза на русских княжнах. Но если далеко не все сыновья от второго брака с Ульяной Александровной Тверской нашли в себе силы устоять против соблазнов и удержаться в вере родителей, то пятеро старших Ольгердовичей, дети Марии Ярославны Витебской, пронесли светоч Православия через всю свою жизнь. Одному из них – Владимиру – Ольгерд завещал после своей смерти Киев. Набожный и праведный князь с трепетом принял этот великий дар. Он мечтал прославить «мать городов русских» великими деяниями и подвигами во славу веры. И действительно, стал благодетелем киевских храмов и Печерского монастыря. Однако сохранить за собой киевский престол Владимир не сумел. Когда в результате жестоких политических интриг литовский великокняжеский престол достался двоюродному брату Владимира Витовту, Владимир не пожелал присягнуть ему на верность. Однако Витовт доказал свою силу. Он отобрал киевское княжение у того, в ком заподозрил тайного соперника, а взамен, дабы не упрекали его подданные в излишней жестокости и несправедливости, отжалел ему городок Копыль с землями вокруг него. Слуцк тоже находился в этих владениях. Он был в те времена меньше Копыля и не так хорошо обустроен.

 

Слуцк до Олельковичей

 

Археологи утверждают, что укреплённое поселение на том месте, где стоит современный город, существовало ещё в раннем железном веке, то есть за несколько столетий до Рождества Христова. Правда, неизвестно, кто тут жил. Слово «Слуцк» произошло от названия реки Случь, на которой город вырос. В традициях древних славян было производить названия своих городов от названий рек: Полоцк от Полоты, Орша от Рши, Витебск от Витьбы. Первое упоминание о Слуцке мы находим в «Повести временных лет» под 1116 годом. Летописец повествует о том, как минский князь Глеб Всеславич пошёл на владения великого князя Киевского Владимира Мономаха, «воевал Дреговичи и Случеск пожог…» Но, безусловно, летописный город возник много раньше. Возможно, в XI столетии, когда, по данным раскопок, на месте древнего поселения был заложен детинец – центральная часть города. Этот детинец окружили четырёхметровым земляным валом и рвом глубиной 2 метра.

В 1149 году Слуцк отошёл к владениям черниговского князя Святослава Ольговича, в 1162 году здесь на несколько лет обосновался дорогобужский князь Владимир Мстиславич. Потом городом овладели туровские князья. Именно при них возникло удельное Слуцкое княжество, и Слуцк стал его столицей. княжество это не было сильным. Около 1270 года оно вошло в состав Великого княжества Литовского. В 1275 году галицкий князь Лев Данилович повёл союзных ему князей и татарское войско против великого князя Литовского Тройденя. Слуцк, лежавший на их пути, подвергся разорению. В дальнейшем некоторое время слуцким князьям пришлось подчиняться князьям галицко-волынским. Но Великое княжество Литовское уже в 1326 году вернуло себе Слуцк.

В 1395 году Копыль с окрестностями, к которым по тем временам принадлежал и Слуцк, был отдан Владимиру Ольгердовичу, наследники которого правили Слуцким княжеством до 1612 года.


Владимир Ольгердович умер в 1398 году. До последнего дня он не терял надежды вернуться в Киев. И он вернулся в этот великий город. После смерти. Тело князя принял на вечное упокоение Киево-Печерский монастырь.

После ухода князя Владимира копыльские земли стали собственностью его восемнадцатилетнего сына Александра, или Олельки. Олелько был одной из самых ярких личностей своего времени. Образованный, не лишённый воинского таланта и удачливости, он обладал также дипломатическим даром. Именно Олелько перенёс центр своего княжества в Слуцк. И, говорят, произошло это по вмешательству Самой Богородицы. Предание утверждает, что Пресвятая Дева Мария явилась молодому князю во сне, когда он пребывал в Слуцке. «Тут воссиять славе рода твоего», – сказала она. Олелько поспешил выполнить предназначенное. Его стараниями в Слуцке был основан Новый «град» подле Старого. Князь перебрался в Слуцкий замок, в пределах которого в 1409 году велел построить церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Дева Мария хранила князя Олельку и слуцкое войско в кровопролитной битве при Грюнвальде в следующем 1410 году.

 

Битва при Грюнвальде

 

К началу XV столетия стало ясно, что противостояние крестоносцев и славян неизбежно должно будет закончиться великой войной. К ней усердно готовился заносчивый и тщеславный магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнинген. Он ставил целью создание Великой Тевтонии – от острова Рюген в Балтийском море до Финского залива. В её состав должны были войти земли Польши, Великого княжества Литовского, а также Псковщина и Новгородчина.

В первой декаде декабря 1409 года в Берестье съехались король Польши Ягайло и великий князь Литовский Витовт, чтобы обсудить, как достойно отразить напор грозного противника. Было решено выступить против Ордена со всеми силами и дать решительный бой, результат которого должен был определить исход всей войны.

Противники сошлись на широком зелёном поле в четырёхугольнике селений Танненберг, Фаулен, Людвигсдорф и Грюнвальд. Пятьдесят одна хоругвь крестоносцев включала рыцарей практически из всех княжеств Германии, а также представителей Англии, Франции, Швейцарии, скандинавских стран. Кроме того, на сторону Ордена встал и венгерский король.

Среди 50 польских хоругвей 7 были из Западной Украины, 40 хоругвей под началом Витовта включали воинов со всей Беларуси. Были здесь также литовцы из Трок и Ковно. Пришёл под Грюнвальд отряд из Новгорода Великого, дружина из Валахии, отряд чехов, татары хана Джелал-ад-Дина.

Накануне и в начале битвы над Грюнвальдом бушевала гроза. Это было не в пользу крестоносцев. Их тяжёлые кони могли увязнуть в грязи, тем более, что Ягайло и Витовт заняли позиции в перелесках. Поэтому крестоносцы хотели выманить противника на открытую местность. По давней традиции они прислали через герольдов два меча как официальный вызов, заявляя, что готовы даже отойти, чтобы дать больше места противникам.

Но поляки медлили. Ягайло долго молился, прослушав целых две мессы Витовт пошёл в атаку. Его встретил огонь артиллерии и арбалетчиков. Атака захлебнулась, и тяжёлая орденская железная «свинья» ринулась вперёд…

К концу первого часа казалось, что Орден одерживает победу. Войско Великого княжества начало отступать. Некоторые считают, что это был хитрый маневр Витовта, но современники утверждали, что великий князь безуспешно пытался остановить бегущих, крича на них и избивая.

И только три полка князя Мстиславского Семёна Ольгердовича – Мстиславский, Оршанский и Смоленский – твердо стояли на месте. Как свидетельствует церковное предание, князь Мстиславский и его воины были избраны для ратного подвига на Грюнвальде самой Пресвятой Богородицей, вернувшей в 1380 году зрение внезапно ослепшему Семёну Ольгердовичу. Собираясь на битву, ратники князя Семёна получили благословение иноков Мстиславского Пустынского монастыря, возведённого в том же 1380 году на месте чудесного явления Царицы Небесной.

Мстиславский, Оршанский и Смоленский полки не сошли с позиций даже тогда, когда крестоносцы смяли польское войско, и развернулась борьба уже за великую польскую хоругвь, а сам Ягайло испуганно скомандовал своему окружению: «Панове, до лясу!». Почти все воины Семёна Ольгердовича полегли, но их мужество дало возможность Витовту перегруппировать бегущее войско и вновь вступить в битву, в которой 4 резервные хоругви Великого княжества решили, наконец, исход дела.

Магистр Ульрих фон Юнинген погиб на поле брани. Пали и все комтуры. Полагают, что из 700 знатных орденских братьев в живых осталось только 15. Папа Римский писал, что всего под Грюнвальдом погибло 18 тысяч крестоносцев. Победа была полной. Она приостановила многовековую экспансию крестоносцев на славянские земли.


Князь Слуцкий Олелько, прославивший своё имя на Грюнвальдском поле, в 1417 году заключил брачный союз с московской княжной Анастасией, дочерью Василия I. Со стороны матери, княгини Софии, Анастасия была внучкой Витовта. Породнившись таким образом с Великим князем Литовским, Олелько устранил все недомолвки и старые обиды, которые существовали между ним и Витовтом. Анастасия же подарила мужу двоих сыновей и трёх дочерей.

Княжеская семья жила благочестиво, проводя время в благодарственных молитвах за ниспосланное им домашнее счастье. Муж и жена совершали паломничества по известным православным обителям, делали пожертвования в пользу слуцких, а также киевских храмов и монастырей. Между прочим, на прославленном Лавришевском Евангелии, написанном в XIII столетии, выявлена надпись: «Се язь князь Олександр Володимерович и с своею княгинею московською и своими детми дал есмь десятину в Святей Богородицы у Лаврашов мнастырь с Турца у веки».

Витовт обязал Олельку участвовать в обороне южных рубежей Великого княжества от нападений татар, и князь Слуцкий как нельзя лучше справлялся со столь ответственной задачей. Однако в 1430 году Витовта не стало, и в стране началась ожесточённая борьба за великокняжеский престол. Как внук Ольгерда Олелько тоже заявил о готовности короноваться великокняжеским венцом, но вовремя понял, что не имеет достаточного количества сторонников, чтобы добиться победы. Тогда он, как и все православные магнаты, поддержал в борьбе за власть Свидригайло Ольгердовича, брата своего отца. Обрадованный Свидригайло сделал племянника своим ближайшим поверенным, а когда стал великим князем Литовским, советовался с ним по многим политическим вопросам.

 

Магнаты

 

Самая богатая часть шляхетского сословия в Великом княжестве Литовском и Королевстве Польском называла себя магнатами. Они обладали огромными земельными владениями. Богатство и родовитость значительно облегчали доступ к высоким государственным должностям, что делало магнатов влиятельными политиками. Магнаты имели собственные придворные войска, к услугам которых король прибегал в случае войны. Нередко эти войска использовали в межродовых разборках магнатов, так называемых «домовых войнах».

Богатство и политическое значение магнатов возрастали благодаря имениям и должностям, полученным от короля «за верную службу». С XVI века шляхта и магнаты соперничали за власть в стране. Угасание династии Ягеллонов повысило значение слова и оружия шляхты. Но когда по закону королевская власть в Речи Посполитой стала выборной, авторитет магнатерии вновь возрос. Фактически, именно магнаты выбирали короля и правили страной. Безусловно, их устраивала децентрализация власти. Они предпочитали властвовать сами и добивались этого принятием новых законов, заключением выгодных политических союзов или развязыванием новых войн. В Польше всегда соперничало несколько магнатских родов. В Великом княжестве Литовском преимущества, как правило, добивалась одна семья, которая подчиняла себе шляхту. В XV–XVIII столетиях в Великом княжестве Литовском доминировали Радзивиллы, которых называли «некоронованными королями». В их руках традиционно находилось Виленское воеводство, наиболее значимое в Великом княжестве.

Материальной основой политического значения магнатов были огромные земельные владения – магнатские латифундии. По системе организации они напоминали небольшие государства. Некоторые из них – как правило, владения православных магнатов – и происходили от раннефеодальных удельных княжеств: Слуцкое, Кобринское, Пинское. Магнаты-католики и протестанты по примеру западноевропейских стран образовывали майораты. Это гарантировало неделимость земельных владений магнатов (все доставалось старшему наследнику) и невозможность передачи недвижимости одного рода представителям другого. Наистарейшими на землях Беларуси, Литвы и Польши были майораты Радзивиллов в Несвиже, Клецке и Олыке.


После того, как в 1432 году заговорщики-католики лишили Свидригайло власти и объявили Великим князем Литовским Жигимонта Кейстутовича, Олелько поддержал родственника в борьбе за возвращение престола. Все радости побед и всю горечь поражений разделил он с тем, кому присягнул как сюзерену, ни разу не помыслив об измене.

И только в 1434 году, когда утративший престол Свидригайло ради возвращения великокняжеского венца начал отходить от своих верных православных подданных, когда жена его, тверская княжна Анна, для потреб великой политики приняла католичество, а сам Свидригайло пообещал всему католическому миру объединение православной и католической церквей в унию, Олелько начал колебаться. Конечно, эта акция могла принести победу Свидригайло, так как в случае удачного её проведения император Священной Римской империи Зигмунт I обещал ему королевскую корону и провозглашение Великого княжества Литовского Королевством Литовским.

Но вера для князя Олельки была священна, и он не понял своего сюзерена. Ещё большее непонимание и даже ужас вызвала расправа в 1435 году Свидригайло с митрополитом Литовской Руси Герасимом, который наотрез отказался давать согласие на унию и за это был сожжён на костре в Витебске.

И хотя Олелько выступил вместе с другими православными магнатами в решающей битве Жигимонта и Свидригайло на реке Святой на стороне последнего, боевое настроение его, как и многих других воинов, было не таким, с каким побеждают. Битву выиграл Жигимонт Кейстутович. Свидригайло бежал на Волынь, а его недавние сторонники оказались отданными на волю судьбы. Часть из них бежала за границу, другим повезло – Жигимонт их простил, а некоторые были схвачены и казнены.

Олелько же попал в темницу в городе Кернове. За решёткой, терпя постоянные издевательства и унижения, он провёл почти пять лет. Все это время он мучился мыслью о жене и детях, которых Жигимонт удерживал в плену в отроге в Утянах. Многие узники жестокого Жигимонта сходили в тюрьмах с ума или кончали жизнь самоубийством. Но свет любви и веры хранил Олельку и его супругу Анастасию, рассеивал мрак в их душах, давал надежду.

Олелько и его семья вышли на свободу только тогда, когда в результате заговора Жигимонт был лишён жизни. Слуцкого князя выпустил на волю новый Великий князь Литовский, сын короля Польского Ягайло Казимир. Казимир был ярым католиком, он опасался влияния Олельки в Великом княжестве. Но ему очень хотелось снискать популярность среди православных подданных. Чтобы обезопасить от Олельки как возможного соперника свой трон, Казимир в 1441 году отдал ему город его отца – Киев. Но и Слуцк остался во владении семьи. В скором времени стараниями Олельки он превратился в один из наиболее развитых городов Великого княжества. В 1441 году город получил Магдебургское право, которое до этого имели только Вильно, Гродно и Брест.

 

Магдебургское право

 

Средневековое феодальное городское право появилось в XIII столетии в германском городе Магдебурге. Оно известно также как немецкое. Жители города при Магдебургском праве получали самоуправление, судебный иммунитет, налоговые льготы, а также льготы в ремесленной и торговой деятельности, их освобождали от воинской повинности. Выборные органы самоуправления и суда назывались магистратами. Именно они устанавливали порядок выборов городских властей, их функции, нормы судопроизводства, уставы ремесленных цехов и купеческих объединений.

Магдебургское право распространилось в городах Центральной и Восточной Европы. В Беларусь пришло в XIV столетии из Польши. К XVIII веку его получили все крупные, а также многие средние города Великого княжества Литовского и даже некоторые местечки, причём не только государственные, но и находившиеся в частном владении. Благодаря этому основная масса горожан Беларуси освободилась от личной зависимости. Это их положение было закреплено в общегосударственных актах, а в XVI столетии – в «Статутах Великого княжества Литовского». Даже переселявшиеся в город деревенские жители получали свободу и становились полноправными членами городской общины.

Давалось Магдебургское право Привилеем (грамотой) великого князя. В этом документе определяли границы городской пахотной земли, налоги и другие повинности государственной казне. В частновладельческих городах Привилей великого князя давали по ходатайству владельца, а иногда его вручал и сам владелец.

В любом случае повинности горожан определял владелец города.


Слуцк превратился в крупный духовный центр. Кроме замковой церкви Успения Пресвятой Богородицы Олелько обустроил две церкви на посаде, Михайловский храм в предместье Остров и Свято-Троицкий монастырь в предместье Тройчаны. В Слуцке работали книгописцы и скриптории. Начали вести летопись.

Олелько и его верная Анастасия, как и Владимир Ольгердович, упокоились в Киево-Печерском монастыре.

 

Слуцкое летописание

 

Предположение о том, что в Слуцке уже при князе Олельке велись летописи, впервые высказали российские исследователи XIX века П.А. Гильдебрант и А.Л. Миротворцев на основании найденного ими в Несвижском архиве Радзивиллов фрагмента некоей рукописи, который сохранился в латинской транскрипции XVIII века, но в нем описывались слуцкие события времён Олельки Владимировича. К сожалению, оригинал XV века найден не был. Вероятно, рукопись погибла в результате средневековых войн.

В XVI столетии в Слуцке, видимо, после некоторого перерыва, летописание возобновилось. Замечательная рукопись первой четверти XVI века до 1917 года хранилась в библиотеке графа А. Уварова, и поэтому, кроме названия «Слуцкая летопись», имеет и другое – «Уваровская летопись». В этой летописи описываются деяния слуцкого князя Семёна и княгини Анастасии, а также их потомков. Рукопись открывается «Летописцем великих князей Литовских» и оканчивается избранными отрывками из «Повести временных лет». Впервые опубликованная в сокращённом виде в 1854 году книгоиздателем А.М. Поповым, в 1877 году «Слуцкая летопись» была издана в Кёнигсберге в переводе на немецкий. Полный текст «Слуцкой (Уваровской) летописи» можно найти в уникальном издании «Полное собрание русских летописей» в томах 17 (1907-й год издания) и 35 (1980-й год издания).

 

 

 

Оглавление
 

К ИСТОКАМ СВОИМ ОБРАЩАЯСЬ…   
 

Олельковичи рыцари Православия   
 

Основатели династии   
 

Слуцк до Олельковичей   
Битва при Грюнвальде   
Магнаты   
Магдебургское право   
Слуцкое летописание   
 

Мятежный князь
 

Слуцкие ратоборцы
 

Александр Ягеллон и Елена Ивановна
«Великий исход» православных князей
 

Мать и сын
 

Мятеж Глинского   
Слуцкое войско в XVI–XVII веках   
 

Князь Юрий II Просветитель   
 

Люблинская уния  
 

Символ нашей духовности   

 

 

Слуцкая сиротка   
 

Опекуны   
 

Обучение магнатских сыновей   
Ян Семён и Александр Олельковичи   
Зофья Мелецкая и Ян Кароль Ходкевич   
Криштоф Миколай Радзивилл   
Брестская церковная уния   
Православные церковные братства   
 

Суженый-ряженый

«Троянская война» на Беларуси
 

Сигизмунд III Ваза   
 

«Католическая» интрига Ходкевича   
 

Гонения на православных в XVII веке   
 

Испытание на верность   
 

Защитники Православия на Беларуси в XVII веке
Святыни, возведённые Олельковичами
 

После кончины княгини

Молись за нас, Святая София!