Слуцкий «маршал» физики

Слуцкий «маршал» физики

19.03.2013

Иван Павлович Лазовский родился в деревне Левки Стародорожского района Минской области 11 ноября 1942 года в рабоче-крестьянской семье.

Отец тогда работал в Стародорожском строительно-монтажном управлении, а мать – в колхозе «Прамень Камуны».

Из-за того, что отец по роду своей работы был вынужден часто менять место жительства, школьнику Ване пришлось поменять несколько школ района – учился сначала в Левковской, потом в Прусской, а заканчивал Щитковичскую. Проблем с учёбой практически не было, учёба давалась легко.

– В то время, – с завистью вспоминает Иван Павлович, – школа не могла дать столько знаний по сравнению с тем, что доступно нынешним школьникам.

После окончания Щитковичской средней школы в 1962 году Иван остался работать в ней же лаборантом физики. Кроме того вёл делопроизводство и был библиотекарем.

– После войны, – говорит Иван Павлович, – было очень тяжело в системе образования, катастрофически не хватало учителей. В то время в школу даже приходила разнарядка – лучших учеников готовить в педагогический институт. Когда пришло время задуматься о будущей профессии, решил поступать в пединститут и я. В школе учился хорошо. Особенно нравились математика и физика. В пединституте (нынешнем Белорусском Государственном педагогическом университете имени Максима Танка) физико-математического факультета в то время не было. Были отдельно факультеты физики и математики. Я не знал, что выбрать. И тот, и другой предмет нравились одинаково. Помог жребий. Написал их названия на бумажках и решил, какую вытяну – туда и буду поступать.

– С годами понял, что не ошибся, – продолжает учитель. – Думаю, что физика для учеников более интересна, чем математика. Ведь она предполагает проведение демонстрационных опытов, экспериментов, к тому же её применение на практике детям всегда понятнее – большинство процессов и явлений, которые нас окружают в повседневной жизни, и есть физика.

В 1963 году Иван Павлович поступил в Минский государственный педагогический институт имени М. Горького (сейчас – Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка) и окончил его в 1970 году по специальности «физика». Правда, с 17 ноября 1964 го по 30 ноября 1967 года учёбу пришлось прервать – призвали в армию. В то время отсрочек студентам не давали. Именно до 1967 года советские законы требовали обязательной службы сроком 3 года, затем она была сокращена до 2-х лет (для сравнения, в соответствии с Законом «О воинской обязанности и воинской службе» для граждан Беларуси, проходящих срочную военную службу по призыву, установлены следующие сроки военной службы: не имеющих высшего образования – 18 месяцев; имеющих высшее образование – 12 месяцев). Служить попал не так уж и далеко от дома – на Украину, сначала в Харьковской, а потом в Сумской области. Начатое образование сыграло свою роль при призыве. Служил в инженерных войсках инструктором-нормировщиком по сборке и монтажу мостов из металлоконструкций. Домой вернулся в звании старшего сержанта.

В студенчестве Иван познакомился с Людочкой Полуян, своей будущей женой. Родом она из Хойникского района Гомельской области. Родители, Владимир Ануфриевич и Лариса Константиновна работали в сельском хозяйстве: будущий тесть зоотехником, а тёща – бухгалтером.

– В то время были стройотряды, и мы вместе ездили работать в Крым, Молдавию, – рассказывает Иван Павлович. – Там и познакомились, уже много лет мы вместе.

Около 3-х лет парень ухаживал за девушкой, пока они не поженились.

Сразу после окончания института молодой педагог Иван Павлович Лазовский пришёл работать по распределению государственной комиссии в СШ № 10 г. Слуцка учителем физики и астрономии. Директором школы тогда был Герой Социалистического Труда С.Ф. Рубанов. У него и довелось переночевать в первую ночь – в гостинице свободных мест не оказалось.

– Когда-то наш директор Сергей Фёдорович Рубанов направил меня на сдачу кандидатского минимума, – рассказывает Иван Павлович. – Во время сдачи экзамена по философии меня спросили, что самое главное в жизни? Какой закон? Я тогда ответил: «Объективная реальность». Это философское понятие. Объективная реальность – есть материя, а материя – основное понятие, которое изучается в физике. Я думаю, есть оно и в жизни, но называется иначе – справедливостью. Вот этому и стараюсь научить детей, чтобы жили и поступали всегда по справедливости.

Уже потом, после смерти директора, средней школе № 10 г. Слуцка было присвоено его имя. Прекрасный был педагог.

А для учителя Лазовского дата начала работы в 10 й школе 21 августа 1970 года стала отправной точкой педагогических побед.

На следующий год получила распределение в Слуцк и невеста, Людмила Владимировна – в центральную библиотеку города. Там она в дальнейшем и закончила свою трудовую деятельность в должности директора. Чтобы получить распределение в Слуцк будущим супругам пришлось довольно долго ходить по инстанциям, пока о проблеме не прознал директор школы С.Ф. Рубанов. Он-то и помог утрясти вопрос. А вскоре сыграли свадьбу…

– Мне очень повезло с женой, – с гордостью хвастается Иван Павлович, – благодаря ей я «окутан» вниманием, пониманием и поддержкой. Всеми бытовыми вопросами всегда занималась она, предоставляя мне возможность посвятить себя любимому делу – педагогике. Людмила Владимировна – тот человек, в котором нет отрицательных качеств, но самое главное и ценное – это доброта к людям.

После женитьбы встал вопрос о том, где жить молодой семье. В соответствии с законодательством молодым специалистам было положено предоставление жилья по льготной очереди, но очередь была очень большой. К тому же было ещё много «бес квартирных» участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Поэтому, взвесив все «за» и «против», заручившись помощью родных, решили построить квартиру в жилищном кооперативе. Так и живут в ней до сих пор.

В 1974 году 10-я школа была участницей ВДНХ (Выставки достижений народного хозяйства) СССР, где награждена дипломами I и II степени. Не был обделён вниманием и 32-летний педагог И.П. Лазовский – за достигнутые успехи в развитии народного образования он награждён бронзовой медалью Главного комитета ВДНХ СССР.

В течение 38 лет Иван Павлович руководил техническими кружками в школе и на станции юных техников. Работы его учащихся демонстрировались ежегодно на городских и республиканских выставках.

Учитель много внимания уделял и уделяет одарённым детям. Несколько лет подряд работал в летней Республиканской школе учителей и учащихся для одарённых детей в г.п. Лужесно Витебской области. Подготовил множество победителей городских, районных, областных и республиканских олимпиад по физике и астрономии.

– В первый раз это было в начале семидесятых, – вспоминает Иван Павлович. – Повёз на областную олимпиаду Владимира Артёмова и Игоря Титковского (сейчас преподаватель Слуцкой детской художественной школы, краевед – прим. автора). На городской олимпиаде они заняли первые места. Помню, затем Владимир решил самую сложную задачу «на области», но в победители так и не пробился. Ещё были у меня талантливые ученики братья-близнецы Юрий и Василий Бирченко. Побеждали они по очереди: когда проводили классную олимпиаду, побеждал один, в городской – другой. А на областное состязание ведь одного надо посылать! Так у них до слез доходило, когда один брат другому уступал. Но оба достигли значительных успехов на профессиональном поприще.

Многие из учеников по сей день звонят любимому учителю, а при первой возможности и навещают. Школу не забывают и приезжают не с пустыми руками. Например, Владимир Давидович подарил компьютер, Юра Бирченко привёз из Франции плазменный шар для дискотеки, а Игорь Шкрабов презентовал копировальную технику.

Из выпускников последних лет Ивану Павловичу известны успехи братьев Дмитрия и Игоря Прокоповичей. Оба окончили Московский физико-технический институт (МФТИ), который является высшим учебным заведением Российской Федерации, осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации в различных областях современной науки и техники. Дима защитил кандидатскую диссертацию в области лазерной физики. Игорь – аспирант Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В. Пушкова Российской академии наук (ИЗМИРАН) в Москве. Сейчас работает над диссертацией в области распространения радиоволн в ионосфере.

Юра и Вася Бирченко так же окончили МФТИ, работают в нефтяной компании International Petroleum (Международная нефтяная компания) в Англии. Юрий защитил докторскую диссертацию в области горизонтальной разработки нефтяных скважин там же, в Англии.

Достижения своих учеников Иван Павлович всегда считает и своими победами. Именно благодаря им педагог имеет внушительный набор наград и званий. Это как у Г.К. Жукова: после войны один солдат, Герой Советского Союза, при встрече с маршалом Жуковым сказал: «Спасибо вам, товарищ маршал, вы сделали меня героем». Георгий Константинович ответил: «Спасибо вам, солдатам и командирам, – вы сделали меня маршалом». И действительно, в 1975 и 1980 годах Министерством образования и ЦК профсоюзов И.П. Лазовский был награждён знаком «Победитель социалистического соревнования». В 1987 году ему присвоено звание «Старший учитель», а в 1990 году – «Учитель-методист».


 

Приказом Минпроса СССР от 23 декабря 1985 г. № 223 были утверждены Правила внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Минпроса СССР. В частности, пункт 39 Правил предписывал, что по результатам аттестации наиболее отличившимся работникам школы присваиваются звания «Учитель-методист», «Старший учитель», «Воспитатель-методист», «Старший пионервожатый-методист». Эти звания присваиваются по предложению аттестационных комиссий в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации.


В 1991 году Министерством народного образования Республики Беларусь И.П. Лазовский награждён нагрудным знаком «Выдатнік народнай асветы», а в 1994 году комиссией народного образования Слуцкого горисполкома аттестован как учитель высшей категории. В этом же 1994 г. получил звание «Соросовский учитель».

 

Соросовский учитель – лауреат премии Фонда Сороса среди учителей средних общеобразовательных учреждений. Кроме «соросовских учителей» существовали также «соросовский студент», «соросовский аспирант», «соросовский профессор». Премии фонда Сороса присуждались всего по четырём фундаментальным дисциплинам (физика, химия, математика, биология). Лауреат выбирался на основе довольно сложной четырёхступенчатой процедуры, которая должна была гарантировать независимость выбора от мнения властных структур. Лауреату выплачивалась денежная премия, размер которой в первые годы был сопоставим с несколькими годовыми зарплатами учителя средней школы. После получения премии лауреат был обязан сделать одну или несколько публикаций в «Соросовском образовательном журнале», выступить с лекциями перед профессиональным сообществом.

 

В 1997 году Иван Павлович был избран делегатом I съезда учителей Республики Беларусь. В этом же году им в соавторстве с А.Ф. Савенком было издано пособие для абитуриентов, учителей физики и учащихся старших классов «Физика в задачах», в 2001 году в соавторстве с А.Ф. Савенком и С.И. Пугач – пособие для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий «Тесты по физике», а в 2005 г. опять с А.Ф. Савенком – «Разноуровневые задания для самостоятельных и контрольных работ» для 7, 8 и 9 классов.

В 1999 году Ивану Павловичу Лазовскому было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Республики Беларусь». В этом же году он получил благодарность Президента Республики Беларусь.

На протяжении своей долгой жизни немало пришлось поработать Ивану Павловичу и на общественных началах. В школьные годы неоднократно избирался секретарём комсомольской организации. Доверяли комсомольцы и избирали его в лидеры и в армии, и в пединституте, и в школе, пока не пришлось оставить комсомол по возрасту. Работал и в профсоюзах.

Особенно запомнилась работа в лагере «Наука». Такой лагерь для одарённых учеников-комсомольцев был впервые организован в 1972 году и ежегодно проводился, пока не началась «перестройка» 1990-х. В июне-июле дети вместе с администрацией лагеря выезжали в один из колхозов. До обеда все дружно работали на полях, а после обеда проводились четырёхчасовые занятия по физике и математике. Колхозное руководство обеспечивало лагерь жильём и питанием, да к тому же платило за работу деньги. На выходные дни дети приезжали в свои семьи, чтобы помыться и взять с собой чистую одежду на следующую неделю. В общем, дети и их родители были очень довольны таким проведением каникул.

Сейчас у Ивана Павловича и Людмилы Владимировны двое взрослых детей. Сын Дмитрий окончил Международный государственный экологический университет имени А.Д. Сахарова (Минск, Беларусь) по специальности экология и в настоящее время работает в г. Ташкенте (Узбекистан), а его семья и проживает в Слуцке. Дочь Ольга окончила этот же университет, защитила в США докторскую диссертацию, недавно вышла замуж. Сейчас работает научным сотрудником в одном из университетов США. Один из трёх внуков, самый старший – Никифор, бывший ученик Слуцкой гимназии № 1 учится в США на химическом факультете Делавэрского университета. Предложение об учёбе в этом университете Никифору поступило после победы в Международной олимпиаде по химии, проходившей в июле 2012 года в Вашингтоне. Другой внук Тимофей учится в 7 классе, увлечён хоккеем – тренируется в солигорском хоккейном клубе «Шахтёр». Самая младшая внучка – Василиса, ей пока только 3,5 годика.

Учитель по-прежнему полон сил и энергии, продолжает обучать детей, занимается научной работой с учащимися, является рецензентом многих учебников по физике, членом областного жюри по астрономии.

С детства Иван Павлович очень любит читать. В 4–5 классах даже награждался как лучший читатель. Читает различные книги, много и даже, как он о себе говорит, очень много. Считает, что в принципе, любые знания, которые приобретаются в процессе чтения, полезны для человека. Поэтому не надо ограничивать выбор книг. Это увлечение, без сомнения, приносит только пользу.

Педагог смотрит по телевидению все передачи, которые касаются физики и астрономии. Жаль, что теперь нет учебных фильмов по этим предметам, как это было раньше.

Учитель старается балансировать на грани возможного и невозможного, в смысле своей трудовой нагрузки. Считает, что не нужно жалеть себя – потом это окупится. Находится все время в делах. Не помнит такого, чтобы было много свободного времени. И чем старше – тем больше увеличивается нагрузка. В молодости время не только течёт, но и распределяется по-другому. С возрастом появляется желание больше сделать, а все задумки не всегда быстро осуществляются.

– Жизнь заставляет творчески подходить к решению педагогических задач, – философствует Иван Павлович. – Сергей Фёдорович Рубанов, бывший директор нашей школы, раньше ездил в Москву за идеями, проводил эксперименты в школе. Какие-то идеи мы проверяли на практике, что-то отбрасывали, что-то брали на вооружение. И эти новшества потом появлялись в республике через 5–10 лет. Новинки у нас были только благодаря творческой работе.

Ученики И.П. Лазовского на протяжении многих лет – участники Республиканского турнира юных физиков, имеют дипломы. Ребята участвуют в городских, областных и республиканских научно-практических конференциях, в конкурсах научно-исследовательских работ учащихся, имеют печатные работы, неоднократно являлись победителями этих мероприятий.

Много времени и сил потратил педагог на оборудование кабинета физики. Его детище считается одним из лучших в городе. Кабинет физики оформляли вместе с учениками. Они загорелись идеей, вносили изменения. Их трудно было остановить. До сих пор действуют приборы, сделанные 10–12 лет назад, и не ломаются.

Учитель пользуется уважением у учащихся и коллег. Является на протяжении многих лет председателем аттестационной комиссии школы, долгие годы возглавлял методическое объединение учителей естественных наук. Опыт его работы обобщён в журнале «Народная асвета».

«Он – учитель высокой культуры, тактичен в общении с учащимися, учителями, родителями, ответственный, добросовестный в работе, предан любимому делу – обучению и воспитанию учащихся», – так отмечено в официальной служебной характеристике.

Недавно Иван Павлович Лазовский отметил свой 70 летний юбилей…

Сегодня он имеет высокую научно-теоретическую подготовку, в совершенстве владеет методикой преподавания. Для учителя за долгие годы работы в школе ученики и коллеги стали почти такой же семьёй как жена, дети и внуки. Ветерану педагогики есть о чем вспомнить и о чем рассказать.

За долгие годы работы Иван Павлович научился определять склонности ребёнка почти сразу.

– Для того чтобы «прощупать» ребят на понимание, – говорит учитель, – очень хорошо подходит закон Архимеда. Сразу виден потенциал мыслительной деятельности. Но! Кроме потенциала, необходимы ещё большое трудолюбие и усидчивость. Чем, например, «олимпиадник» отличается от другого ребёнка? Он постоянно накапливает базу знаний. А другой ученик выучил и уже через месяц забыл. Способность накапливать информацию очень важна в учёбе.

– Но и тут без случайностей не обходится, – продолжает Иван Павлович. – Как-то раз один из участников от нашей школы не пришёл на олимпиаду. А с этим было очень строго: если заявлено три человека для участия в олимпиаде, именно столько и должно явиться? И что делать? На остановке я увидел паренька из нашей школы, который ждал автобус. На мой взгляд, он проявлял одинаковый интерес ко всем предметам и особыми знаниями по какому-либо одному предмету не выделялся. Я позвал его поучаствовать. Он согласился, и, представьте себе, стал победителем! И потом ещё три года ездил по олимпиадам. Этим учеником был Володя Шибанов.

– Сегодняшние ученики сильно отличаются от тех, которых я учил 20–30 лет назад. Значительно вырос уровень их подготовки. Те, кто хочет учиться, в школе сегодня решают такие задачи, какие раньше были только на олимпиадах. И это при том, что материальная база, в частности оборудование в кабинетах, не обновляется десятилетиями. Ещё одно отличие – сегодня среди участников, а главное и победителей олимпиад по физике стало намного больше девочек. Если 10 лет назад, например, на республиканской олимпиаде их было одна-две, то теперь их чуть ли не половина. И, что особенно радует: они завоёвывают дипломы!

– Теперь в школе даётся база знаний, позволяющая глубже вникнуть в физику и её основы. Тестирование при поступлении в ВУЗы заставляет работать всех учителей до одного, ответственность перед учениками – стимул держать высокую планку. Расширился и круг возможностей школьников проявить себя в физике. Если в 1970-е годы посылали одного ученика от параллели, то сегодня каждый желающий может принять участие в той же конференции по физике, олимпиаде или турнирах юных физиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

***



Сколько ещё Иван Павлович будет учить детей, зависит только от его желания и возможностей. Знания и опыт этого замечательного педагога будут всегда востребованы не только учащимися, но и учителями.

Пожелаем этому прекрасному учителю здоровья на долгие годы, счастья, благополучия и долгих лет жизни!

 

Владимир ХВОРОВ

Фото из семейного архива семьи Лазовских

 

26.11.2017

Видеосюжет, посвященный 75-летию И.П.Лазовского