Памятники на закрытой территории

Памятники на закрытой территории

06.05.2015

В 2011 году на основании директивы Министерства обороны Республики Беларусь была проведена очередная реорганизация войск. После слияния 30‑й и 307‑й отдельных железнодорожных бригад,  307-я бригада (в/часть 32213) прекратила своё существование. Тогда же 30‑я ОЖДБр передислоцировалась из г. Жодино в Слуцк, где находится по сегодняшний день и имеет ещё одно название – войсковая часть 18662.

30‑я Краснознамённая отдельная железнодорожная бригада имеет более длинную историю своего существования, чем 307-я. У каждого памятника, расположенного на закрытой территории этой части, уже своя история. Одни появились раньше, ещё во время дислокации других соединений, другие отражают славный боевой путь ныне базирующейся части, третьи появились по стечению обстоятельств. И все они, будучи объектами фундаментальной пропаганды, кроме выполнения объективно-исторической функции несут и политическую нагрузку, являются частью патриотического воспитания граждан, прежде всего, нашей страны.

Все памятники истории и культуры на территории города Слуцка состоят на учёте и имеют паспорта.

 

 

Бюст четырежды Героя Советского Союза, маршала Георгия Константиновича Жукова

Бюст четырежды Героя Советского Союза, маршала Георгия Константиновича ЖуковаПамятник Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову, установленный в 1991 году на ул. Жукова. Фото М.Астапович. 2004



Бюст четырежды Героя Советского Союза, маршала Георгия Константиновича Жукова был установлен в 1991 году на пересечении улиц им. В.И. Ленина и Г.К. Жукова в Слуцке. Автором работы стал скульптор А.Бочкарёв.

Повышенное внимание к персоне Г.К. Жукова в Слуцке обусловлено несколькими обстоятельствами.    Он - четырежды Герой Советского Союза, дважды награждённый орденом «Победа», 6-ю орденами Ленина, 3-мя орденами Красного Знамени, орденом Суворова, а так же многими другими наградами, в том числе иных государств воевавших с Германией.
   
Г.К. Жуков командовал 4-й кавалерийской дивизией имени Климента Ворошилова, которая базировалась в Слуцке, 3-м кавалерийским корпусом со штабом в Минске. В Слуцке Георгий Константинович жил в 1936—1937 гг. Об этом свидетельствует и мемориальная доска на доме, где проживал Г.К.Жуков с семьёй по ул. Толстого, 26.
   
В июле 1938 года Жуков стал заместителем командующего войсками Белорусского Особого военного округа по кавалерии.

Новый бюст Г.К. Жукова был поставлен на улице 14-ти Партизан 11 апреля 2007 года, а его торжественное открытие состоялось в День Победы – 9 мая 2007 года.

Было решено, что два бюста Г.К. Жукова в центре города не нужны, поэтому 23 апреля 2007 года бюст с ул. Г.К.Жукова был демонтирован и перевезён на территорию 307-й отдельной железнодорожной бригады. Он установлен недалеко от здания штаба бригады. Постамент после переноса поменял свою форму, вероятно из-за повреждения отдельных плит облицовки при демонтаже.

 

 

Бюст Героя Советского Союза, ефрейтора Петра Ивановича Куприянова

Бюст Героя Советского Союза, ефрейтора Петра Ивановича Куприянова



Бюст П.И. Куприянова был торжественно открыт 6 мая 2005 года. Он установлен у входа через центральный контрольно-пропускной пункт части, где когда-то дислоцировалась родная 29-я танковая дивизия героя.

Анатолий Букин, подполковник в отставке так описал в газете «Слуцкий край» жизненный путь героя.

В 1926 году в семье Ивана Куприянова в деревне Жодино (ныне город Минской области) родился пятый ребёнок, которого назвали Петром. Незадолго до начала Великой Отечественной войны он окончил сельскую школу, работал в колхозе. В конце июня 1941 года, когда фашисты оккупировали Минскую область, Пётр со своей семьёй и односельчанами ушёл в партизанский отряд бригады «Разгром». Был связным, а с мая 1943 года – пулемётчиком.

Партизанская бригада «Разгром» действовала на территории Минской области. В июле 1944 года, когда Советская Армия освободила Белоруссию, Пётр Куприянов вступил в действующую армию, которая в тот период освобождала от немецко-фашистских захватчиков Прибалтику. Пётр Иванович был назначен разведчиком 3-го батальона 53-й мотострелковой бригады.

В одном из боёв батальон столкнулся с серьёзным препятствием – дзотом, оборудованным на высоте. Пулемёт дзота косил свинцовой струёй наших бойцов. И тогда командир подразделения приказал Петру Куприянову незаметно подобраться к дзоту и уничтожить пулемёт. Пётр, используя особенности местности, подполз к дзоту на близкое расстояние. После броска гранаты пулемёт замолк, но стоило бойцам батальона подняться в атаку, как пулемёт «ожил». Израсходовав все гранаты и патроны, Пётр принял решение закрыть амбразуру дзота своей грудью – во имя спасения своих товарищей. Он вскочил на ноги, броском достиг амбразуры дзота и лёг грудью на пулемёт. Пулемёт замолк.

Батальон взял высоту. Это произошло 2 ноября 1944 года около посёлка Никраце Кулдигского района Латвии. Пётр Иванович Куприянов навсегда остался на безымянной высоте. Приказом Наркома Обороны СССР П.И. Куприянову 24 марта 1944 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Пётр Куприянов был награждён орденом Ленина, медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Он похоронен на территории совхоза «Никраце». На могиле и на месте его гибели установлены обелиски. В Жодино установили памятник матери П.И. Куприянова и пяти её погибшим в годы войны сыновьям. Жизни и подвигу Петра Ивановича посвящён документальный фильм «Пётр Куприянов». Школа в Жодино, улицы в Минске, Слуцке, Смолевичах, Жодино, Вилейке носят имя героя.

В Слуцке на территории 30-й отдельной железнодорожной бригады установлен бюст Петру Куприянову. Шефство над памятным местом взяли на себя воины железнодорожной бригады и учащиеся СШ № 2 нашего города. Каждый год 2 ноября ветераны 29-й танковой дивизии, воины железнодорожной бригады и учащиеся СШ № 2 возлагают цветы к памятному месту. Возле бюста Петра Куприянова принимают в пионеры школьников, проходит вручение билетов членам БРСМ.

В Слуцке проживает ветеран Великой Отечественной войны сослуживец Петра Ивановича по 53-й мотострелковой бригаде Иван Сафронович Сало. П.И. Куприянов приказом Наркома Обороны СССР навечно зачислен в списки 308-го мотострелкового полка (бывшая 53-я мотострелковая бригада). Полк входил в состав 29-й танковой дивизии. В казарме полка был отведён уголок, где стояли кровать, тумбочка, табуретка Петра Ивановича. А на вечерней поверке первой называлась фамилия П.И. Куприянова. Правофланговый солдат произносил слова: «Герой Советского Союза Пётр Куприянов погиб за свободу и независимость нашей Родины».

Так же стали известны следующие факты. По информации сайта zhodinonews.by после боя товарищи вынесли тело мёртвого друга с высоты и похоронили его у развилки дорог под высоким дубом. До 1954 г. могила Петра Куприянова была неизвестна. Учитель-энтузиаст из села Драчково Смолевичского района несколько лет разыскивал могилу героя и очевидцев подвига. В 1954 г. могила была вскрыта. Оказалось, что перед боем погибшему была выдана новая форма с погонами, которая ещё не истлела. Тело было завёрнуто в плащ-палатку, а рядом положен автомат. На груди лежала каска. Именно она предохранила от тления комсомольский билет в нагрудном карманчике. Комсомольский билет, принадлежавший Петру Ивановичу Куприянову, окончательно удостоверил личность погибшего.

 

 

 

Стела на могиле Виктора Архиповича Пугачёва

Стела на могиле Виктора Архиповича Пугачёва



Останки бойца Красной Армии Виктора Архиповича Пугачёва были найдены при строительстве здания гауптвахты на территории соединения. Из солдатского медальона удалось узнать, что Виктор Архипович был призван 23 июня 1941 года. До войны он жил в Смоленской области, работал учителем. По оценкам специалистов смерть наступила в 1944 году, во время освобождения г. Слуцка. Об этом свидетельствуют найденные рядом с погибшим предметы: вещмешок, ложка, кружка, котелок, остатки обмундирования.

Останки были перезахоронены 23 февраля 1990 года недалеко от здания штаба бригады. На церемонии присутствовали родные и ученики погибшего.

 

 

Бюст Героя Советского Союза, сержанта Виктора Петровича Мирошниченко
Бюст Героя Советского Союза, сержанта Виктора Петровича МирошниченкоБюст Героя Советского Союза, сержанта Виктора Петровича Мирошниченко

 

Открытие бюста, как и музея транспортных войск, состоялось 10 августа 2012 года. Для участия в мероприятиях прибыли заместитель министра обороны Республики Беларусь по тылу Виталий Киреев и начальник Департамента транспортного обеспечения Вооружённых Сил Республики Беларусь Сергей Новиков.

Виктор Петрович Мирошниченко родился в 1916 году на станции Ланная Карловского района Харьковской области Российской Империи, в семье рабочего-железнодорожника. Русский. Учился в Ланновской неполной средней школе. В 30-х годах XX века семья переехала в село Артёмовка. Подростком переехал с семьёй в Мерефу Харьковской области.

Окончил школу-семилетку в городе Мерефа, фабрично-заводское училище. Жил в городе Мерефа Харьковской области, затем в городе Красный Луч Ворошиловградской области, работал на железнодорожном транспорте, токарем на Харьковском паровозоремонтном заводе.

В Красной Армии с 1938 года. В 1939 году окончил школу младших командиров, получил звание «сержант» и возглавил отделение железнодорожного батальона на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

Командир отделения, комсомолец, сержант Мирошниченко возглавил группу подрывников для уничтожения в тылу противника моста близ железнодорожной станции Снопоть на линии Рославль – Фаянсовая (ныне в Рогнединском районе Брянской области). В бою 9 октября 1941 года с немецкой охраной моста остался в живых один; будучи раненным, подполз к заряду и поджёг бикфордов шнур. Ценой жизни взорвал мост, нарушив важную коммуникацию врага.

Имеется и другая версия: 4 октября 1941 года на подступах к Туле шли ожесточённые бои. Мост через реку Снопоть прикрывал пулемётный расчёт под командованием сержанта Мирошниченко. Ему была поставлена задача – как можно дольше задержать противника, а потом мост взорвать. Во время ожесточённого боя бойцы пулемётного расчёта погибли. Мирошниченко остался один. Он был ранен, но продолжал вести огонь по наступающему врагу. Однако силы были неравны, и Мирошниченко решил взорвать мост. В ходе боя были перебиты шнуры, ведущие к заминированному мосту. Мирошниченко не растерялся. Превозмогая боль, он подполз к бикфордову шнуру и поджёг его концы. Ценой собственной жизни сержант Мирошниченко ликвидировал переправу на пути наступавших фашистских войск.

Похоронен на железнодорожной станции Снопоть.

Приказом Министра Вооружённых Сил СССР сержант В.П. Мирошниченко навечно зачислен в списки 76-го отдельного строительного путевого железнодорожного батальона.

Имя Героя присвоено железнодорожному разъезду Тунгала Восточного участка БАМа, улицы им. В.П. Мирошниченко есть в городе Мерефе, посёлке Артёмовка, городе Партизанске, городе Красноярске, посёлке Центральный Нижегородской области.

Памятники и бюсты В.П. Мирошниченко установлены в посёлке Алонка, в городе Тынде,  городе Партизанске, городе Конотопе Сумской области, городе Красноярске.

Имя героя носит Мерефянский лицей и лицей № 1 города Морозовска Ростовской области.

 

 

Бюст старшего политрука (военного комиссара) 77-го строительно-путевого железнодорожного батальона Александра Андреевича Галафеева
Бюст старшего политрука (военного комиссара) 77-го строительно-путевого железнодорожного батальона Александра Андреевича Галафеева

 

Торжественное открытие бюста комиссара 77-го отдельного мостового железнодорожного батальона, старшего политрука А.А. Галафеева состоялось 27 декабря 2012 года.

Волнующей страницей боевой летописи Железнодорожных войск является участие 4, 5 и 27-й железнодорожных бригад с 11 по 22 июля 1941 года в обороне города Фастова.

Используя своё превосходство в боевой технике и живой силе, противник окружил некоторые части и подразделения железнодорожных бригад в Фастове. Было принято решение – выводить основные силы батальонов из окружения. Из добровольцев были созданы две группы прикрытия. Первую группу возглавил военком 77-го батальона А.А. Галафеев. Вторую – командир одного из подразделений 79-го батальона старший лейтенант Л.А. Кривец.

21 июля, прикрывая отход своих частей, эти группы приняли весь удар на себя. Группа старшего лейтенанта Кривца вела бой у горловины станции. Горстку воинов-железнодорожников атаковали 10 вражеских танков и два взвода автоматчиков. В неравном бою погибли все бойцы и сам командир. Группа Галафеева закрепилась в здании фастовского вокзала. Более суток отбивали отважные воины атаки гитлеровцев. 22 июля фашисты подтянули к вокзалу танки, которые начали расстреливать здание из пушек. В это время на помощь осаждённым в вокзале воинам-железнодорожникам прорвался наш бронепоезд.

Осаждённые в вокзале попытались прорваться к бронепоезду. Гранатами, огнём из винтовок и автоматов бойцы прокладывали себе путь. Схватка была жестокой. Но пробиться к бронепоезду сквозь густые цепи фашистов наши воины не смогли. Оставшаяся в живых горстка бойцов вынуждена была отойти в здание вокзала и забаррикадироваться в нем.

В том кромешном аду, в котором находились защитники фастовского вокзала, устойчиво продолжала работать железнодорожная селекторная связь. Дежурные телефонисты в Киеве и на станции Сорочий Брод, что в восьми километрах от Фастова, по телефону слышали автоматные очереди и разрывы снарядов и гранат, и среди этого грохота басистый голос Галафеева: «Фашисты ведут сильный огонь из орудий и пулемётов. Патроны у нас на исходе, но вокзал в наших руках. Мы держимся». Никто не сдался врагу. Погибли все.

Источник: Железнодорожные войска России. Кн. 3. На фронтах Великой Отечественной войны: 1941–1945 гг.

 

 

Памятный знак узникам лагеря советских военнопленных и мирных граждан
Памятный знак узникам лагеря советских военнопленных и мирных гражданПамятный знак узникам лагеря советских военнопленных и мирных граждан

 

На табличке надпись: «Здесь захоронены узники лагеря советских военнопленных и мирных граждан 1941–1944 гг.»

Лагерь находился на территории 1-го военного городка и существовал с лета 1941 года практически до освобождения города от фашистских захватчиков. Жертвами расстрелов, издевательств и бесчеловечных условий содержания стали более 14 тысяч человек, в основном военнопленные и мирные жители, пригнанные в лагерь с территории России.

Долгое время существование лагеря в Слуцке не признавалось. В сохранившихся немецких архивах он не значился, поскольку считался специальной зоной для перемещённых лиц, а рассказам тех, кто выжил, не доверяли, хотя было собрано немало свидетельств бывших узников, в том числе и жителей Слуцка. Сапёрами поискового батальона Вооружённых Сил Республики Беларусь в 2003 году было вскрыто несколько массовых захоронений людей. Сомнений не осталось: лагерь действительно существовал. На месте захоронений 22 июня 2004 года был открыт памятный знак. По неофициальным данным автором проекта памятника был командир части Сергей Викторович Даньков.

Позже на памятнике появилась небольшая табличка с изображением медали «Узнику нацизма (1945–2005)» и надписью «В знак уважения и признания узникам фашизма».

 

 

Шпалоподбивочная машина ШПМА на постаменте
Шпалоподбивочная машина ШПМА на постаменте

 

 

Шпалоподбивочная машина ШПМА-4 предназначена для уплотнения балласта под шпалами при строительстве, реконструкции, капитальном и среднем ремонтах, а также текущем содержании пути. Машина может быть использована для подбивки деревянных и железобетонных шпал на различном балласте.

Машина может работать в полуавтоматическом и автоматическом режимах. В полуавтоматическом режиме управление машиной осуществляется с помощью пульта дистанционного управления, в автоматическом – машина работает при наличии прибора автоматического останова, отыскивающего шпалу по металлической подкладке и подающего команду на остановку машины. Машина может выполнять автоматически как одинарное, так и двойное виброобжатие каждой подбиваемой шпалы. Возможность работы машины в автоматическом режиме позволяет полностью исключить вредные воздействия шума и вибрации на человека.

Силовая установка – четырёхтактный дизель с водяным охлаждением.

 

 

Паровоз серии «Э»
Паровоз серии «Э»Паровоз серии «Э»

 

Этот паровоз изготовлен в 1953 году в Познани (Польша) на заводе имени Сталина и эксплуатировался на железных дорогах СССР. До 1965 года был приписан к Московской железной дороге, затем – локомотивному депо в г. Лиде (БелЖД). С 2004 года находился в Кричеве. За весь срок эксплуатации паровоз прошёл 632 047 километров – примерно 16 оборотов вокруг экватора или 77 поездок из Минска в Новосибирск и обатно. Как утверждают специалисты, паровоз находится в рабочем состоянии и в случае необходимости может стать под пары.

Паровоз «Э» имел прозвища – Эховский, Эхо, Эшак. Это русский и советский грузовой паровоз типа 0–5–0.

Первый в России паровоз этого типа разработан в 1909 году по заказу частной Владикавказской железной дороги талантливым инженером тяги Вацлавом Лопушинским.

Выпускался с 1912 по 1957 год включительно. В течение 1944 года, производство наиболее удачной подсерии – Эр было возобновлено на Коломенском заводе по улучшенному проекту «П-28». С 1947 года, крупносерийное производство паровозов серии Эр для сети дорог СССР было развёрнуто в Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии, где в конструкцию вносились улучшения с учётом опыта эксплуатации на сети дорог СССР и местных технологических особенностей производства.

В первый период индустриализации СССР (1925–1935 гг.), паровозы серии «Э» всех индексов являлись «основным» типом грузового локомотивного парка, выполняли основной объём грузоперевозок на сети дорог страны, за исключением Туркестано-Сибирской, Красноярской, Дальневосточной и Приморской ж. д.

В переходный период реконструкции железнодорожного транспорта СССР (1935–1936 гг.) по инициативе наркома путей сообщения Л.М. Кагановича (в рамках стахановско-кривоносовского движения на транспорте) паровозы серии Эм использовались в ускоренных «прямых» поездах на линиях Донбасс-Москва и Донбасс-Ленинград вплоть до ввода в эксплуатацию на этих линиях более мощных и быстроходных паровозов серии ФД.

В годы Великой Отечественной войны из паровозов серии «Э» формировались колонны паровозов особого резерва Наркома путей сообщения, в целях бесперебойного обеспечения, главным образом, воинских перевозок, в условиях отрыва от основных и оборотных депо, на прифронтовых линиях, подвергающихся интенсивному разрушающему воздействию со стороны авиации противника и ускоренному восстановлению. Таким образом, относительно простые конструктивно, но достаточно мощные и быстроходные грузовые паровозы серии «Э», сыграли важную роль в обеспечении победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

Вклад паровозов серии «Э» в историю СССР огромен. Они трудились рядом с нами на протяжении почти всего XX в., пройдя и Первую мировую, и Гражданскую, и финскую, и Великую Отечественную, стали участниками всех наших побед и поражений. А по количеству локомотивов серии (около 11 тысяч) и по общей продолжительности выпуска паровоз Э является абсолютным рекордсменом в истории мирового паровозостроения и локомотивостроения.

Многие паровозы серии «Э», как и наш «герой» стали памятниками трудовой и боевой славы.

 

На табличке – доклад начальника железнодорожных войск фронта генерал-лейтенанта Н.В. Борисова в последние дни войны командующему 1-го Белорусского фронта: «Сегодня, 25 апреля, в 18.00 открыто движение поездов до станции Берлин-Лихтенберг». Резолюция командующего фронтом Г.К. Жукова была красноречивой и лаконичной – «Молодцы».

 

 

 

От центрального КПП идёт дорога в глубь территории части. Вдоль неё - Аллея Славы: 30‑я Краснознамённая отдельная железнодорожная бригада, история в лицах. Конечно же, это не памятник, но это рассказ о людях, которыми гордится воинское соединение.

 

Владимир ХВОРОВ
Фото автора

Если вы обладаете информацией о памятниках в других военных городках Слуцка или иных закрытых территориях предприятий, фабрик и заводов – присылайте для публикации.