Фотолетопись Великой Отечественной войны

Фотолетопись Великой Отечественной войны

17.08.2018

Среди старых плёнок и диапозитивов для домашнего проектора «Этюд-2С» недавно нашёлся сборник из 24 диапозитивов серии «В помощь пропагандисту». Где и кто его купил в семье уже никто не помнит. Вероятно, он был приобретён для проведения политзанятий с солдатами. Набор был изготовлен московским издательством «Плакат» в 1988 г., а обложка была напечатана в типографии издательства «Таврида» Крымского обкома КП Украины в г. Симферополе, ул. Генерала Васильева, 44. Стоил такой набор 2 рубля 64 коп.

Конечно же, при внимательном рассмотрении видно, что качество диапозитивов не на самом высоком уровне. Дело в том, что 30 лет назад о компьютерной обработке фотографий и компьютерной вёрстке в СССР ещё и не мечтали. JPEG, один из популярных растровых графических форматов, применяемый для хранения фотоизображений появился чуть позже. Вообще-то JPEG – это Объединённая группа экспертов в области фотографии (аббревиатура от Joint Photographic Experts Group).

Основной целью Joint Photographic Experts Group было создание метода сжатия изображений фотографического качества, до размеров, приемлемых для передачи по компьютерным сетям. И уже в августе 1990 года ISO стандартизовал метод сжатия графических изображений с потерями, созданный Joint Photographic Experts Group.

Поэтому слайды, сделанные в 1988 году, изготавливались самым примитивным способом: фотографии разложили на подложке и пересняли на цветную позитивную (слайдовскую) плёнку. Заметно, что кое-где текст и фото частично не попали в кадр. Но переделывать, видимо, не стали. Естественно, что при повторном фотографировании качество снимков ухудшилось. Сегодня большинство этих кадров можно найти в сети Интернет в более высоком разрешении.

Что касается диапроекторов, то их моделей было великое множество. Например, дома у нас до сих пор сохранился «Этюд-2С» (на заставке) ценой 28 рублей, на котором мы иногда смотрим слайды с сюжетами прежней семейной жизни, а лет 20 назад смотрели и детские диафильмы. На работе у многих ещё сохранились проекторы типа «Свитязь М» с автоподатчиком слайдов и дистанционным управлением. Этот аппарат для дома был несколько дороговат.

На обложке набора написан пояснительный текст к изданию, а также список слайдов с указанием названий работ, их авторов и года съёмки.

Фотолетопись Великой Отечественной войныФотолетопись Великой Отечественной войны

 

***

 

22 июня 1941 года в историю нашей страны ворвалась война.

На защиту Отчизны поднялись и стар и млад, все нации и народности. Призыв партии «Все для фронта, все для победы» определил жизнь страны на долгие четыре года.

Невиданную стойкость, самопожертвование и героизм проявили простые советские люди на полях сражений, в тылу противника и на трудовом фронте. С первых дней войны, несмотря на отступление, народ верил в грядущую победу и сделал все возможное и невозможное, чтобы приблизить этот день.
Душой и организатором всех ратных и трудовых подвигов была наша партия. «…Годы Великой Отечественной войны, – отмечал М.С. Горбачёв, – одна из самых славных и героических страниц в жизни самой партии, написанных мужеством и отвагой, величайшей самоотдачей и самопожертвованием миллионов коммунистов».

Разгром фашизма, наша победа стали событием огромного, переломного для судеб человечества значения. Перед народами планеты открылась перспектива прочного мира и социального прогресса.

Вот уже более четырёх десятилетий наш народ трудится в условиях мира. Советские люди кровно заинтересованы в его сохранении и упрочении. Наша партия, государство делают все, чтобы сохранить человеческую цивилизацию, саму жизнь на Земле, добиться торжества разума над ядерным безумием.
Комплект диапозитивов «Фотолетопись Великой Отечественной войны» подготовлен на основе лучших работ военных фотокорреспондентов. Советский военный фоторепортаж является для миллионов людей драгоценной возможностью стать непосредственными свидетелями подвига нашего народа.

Сегодня, по прошествии многих лет, особенно остро ощущается интерес к образным достижениям военного фоторепортажа. Это обстоятельство определило характер отбора снимков для представленного комплекта диапозитивов. Из десятков тысяч фотографий, оставшихся от четырёх военных лет, отобраны те, которые принадлежат наиболее видным мастерам фотопублицистики, в выразительной и ёмкой форме воплотившим события войны.

В чём секрет творческих достижений советских фронтовых фотокорреспондентов? Кроме высокого мастерства, использования традиций революционной советской фотопублицистики это предельная степень реализма, мера приближения фотографа к тому, что иногда называют «болевыми точками» истории. Сделать выразительный, точный снимок, исполненный ненависти к врагу и вместе с тем в яркой, образной форме рассказывающий о событиях фронтовой жизни, вовремя доставить его в редакцию каждый военный корреспондент считал делом чести. Люди с камерами в руках боролись наравне с теми, кто держал в руках автомат.

Много лет спустя фронтовые репортёры нередко признавались, как трудно было им в первую, горестную пору войны снимать кадры отступления, гибели наших людей. Выполняя свой профессиональный долг, они показывали волю советских людей к победе, их несгибаемые характеры. Но одновременно они стремились беспристрастно сделать временной срез этой гигантской трагедии. Они снимали фотолетопись Великой Отечественной войны. Нередко самые откровенные кадры оставались в архивах авторов: их публикация в дни войны казалась кощунственной. Теперь, спустя десятилетия, перебирая старые снимки, многие мастера фронтового репортажа продолжают находить работы, пронзительно-остро рассказывающие о событиях 1941 – начала 1942 года.

Константин Симонов, прошедший по фронтовым дорогам со многими своими коллегами – военными фотокорреспондентами, писал: «Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда в конечном счёте глядит через него в историю… Чем дальше идёт время, тем ценнее становятся для нас исторические фотосвидетельства, тем с большим волнением мы разглядываем старые фотографии, перелистываем журналы и газеты с давними снимками, по которым чувствуется и исторический воздух минувшей эпохи, и вдобавок к этому субъективное отношение человека с фотоаппаратом к тому, что он увидел через объектив. Он ведь тоже, как личность, частица эпохи, и в его собственном отношении к тем или иным её событиям тоже присутствует частица её воздуха».

Советский военный репортаж создал впечатляющие художественные образы.

В данной серии диапозитивов представлена лишь небольшая часть огромного количества военных фотографий. Но и она даёт яркое представление о подвиге советского солдата, всего нашего народа в Великой Отечественной войне.

Издание предназначено для пропагандистов, лекторов, армейских и флотских политработников, преподавателей школ и ПТУ.

Фотолетопись Великой Отечественной войны. Комплект слайдов




СПИСОК ДИАПОЗИТИВОВ

1. Памятник воину-освободителю в Трептов-парке. Берлин.

2. И. Шагин «Мобилизация», «Москвичи слушают по радио Заявление Советского правительства о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. 22 июня 1941 года».

3. И. Шагин. «Подмосковье 1941»; Д. Бальтерманц. «Горе».

4. Д. Бальтерманц. «Военный парад на Красной площади. Москва. 7 ноября 1941 года».

5. А. Шайхет «Во время воздушной тревоги. Москва. Станция метро «Маяковская». 1941», Н. Грановский. «Москва. Площадь Пушкина. Осень 1941 года».

6. А. Устинов. «Бойцы рабочего батальона. Москва. 1941», «Ополченцы на привале у 2-го часового завода. Москва. 1941».

7. Д. Бальтерманц. «Ближний бой», А Гаранин. «Смерть солдата»; В. Юдин. «Миномётчик Н. Поликарпов».

8. Б. Кудояров. «Жертва вражеской бомбардировки. Ленинград. 1942»; А. Гаранин. «У «Исаакия» в дни блокады. 1942»; В. Тарасевич. «В блокадном Ленинграде. 1942».

9. А. Дмитриев. «На Берлин»; И. Шагин. «Приземлили»; В. Малышев. «Виктор Талалихин».

10. И. Шагин. «Политрук продолжает бой»; Г. Санько, «Партийное собрание в Н-ской части».

11. Э. Евзерихин. «Стоять насмерть!», Г. Липскеров «Путь-дорожка фронтовая…»

12. Г. Зельма. «Уличный бой в Сталинграде», «Сталинград»; Г. Липскеров. «Фельдмаршал Паулюс пленён».

13. М. Мельник. «Бой за населённый пункт».

14. Я. Халип. «Ноктюрн. 1942».

15. А. Межуев. «Линкор «Октябрьская революция» ведёт огонь по противнику»; Б. Шейнин, «Подвиг матроса».

16. Г. Санько. «Взорванный фашистами Екатерининский дворец в городе Пушкино»; Б Кудояров. «После артобстрела».

17. Автор неизвестен. «На авиационном заводе»; А. Скурихин «Челябинский тракторный – фронту!»

18. М. Трахман. «Прощание с матерью», «Партизанская атака», «Юный партизан».

19. А. Скурихин. «Пахота»; автор неизвестен. «Хлеб – фронту!».

20. Е. Халдей. «По дороге на Берлин», «В освобождённой Болгарии. 1944»

21. В. Темин. «Бой на улицах Берлина»; И. Шагин. «Залп в честь Победы»; автор неизвестен. «Залп «катюш»».

22. А. Морозов «Автограф на рейхстаге»; Г. Петрусов. «Безоговорочная капитуляция», «Г. К. Жуков».

23. Г. Петрусов. «Возвращение», «Встреча победителей на Белорусском вокзале в Москве».

24. С. Лоскутов. «Поверженные фашистские знамёна – к подножию Мавзолея В.И. Ленина.


 

Владимир ХВОРОВ