У нас на сайте
Ссылки

 

 

Слуцк деловой - портал Капитал-маркет

 

Покупай/Продавай на Capital-Market.by

 

SlutskGorod - информационный сайт Слуцка

 

Услуги по выполнению работ автопогрузчиком Амкодор

 

Продажа, установка, ремонт, замена автомобильных стёкол

 

Краски, эмали, лаки, грунтовки, шпаклёвки для автомобилей

 

Запчасти, расходные материалы и аксессуары для всех популярных марок и моделей автомобилей

 

Ирландское кружево Ольга-Анастасия

 

 

 

Благоустройство захоронений. Гранитные памятники

 

 

 

Военные мемориалы Беларуси

 

 

 

«Толстый Макс» и «Ворчун» в истории Слуцка

14.08.2017

В одном из докладов 512-го противотанкового батальона (Panzerjäger-Abteilung 521) Вермахта есть интересная запись: «В ходе наступления на Слуцк одна самоходно-артиллерийская установка 10 cm Kanone (Pz. Sfl. IVa) взорвалась. Причина взрыва достоверно не установлена. Не исключено, что произошло самовоспламенение одного из зарядов, размещённых в Luftschutzraum (отсек ПВО). Члены экипажа заявили, что видели пламя, которое выбивалось из Luftschutzraum перед взрывом. Самовоспламенение могло произойти вследствие нагрева заряда от тепла работающего мотора, к тому же стояла жара. Экипаж покинул машину сразу после появления первых языков пламени, таким образом, никто не погиб. Горящая самоходка продолжала движение, но потом остановилась. Сразу после остановки последовал взрыв. Следом за первым взрывом сдетонировал боекомплект. Шасси тотально разрушено».

Проведём маленькое расследование об этих боевых машинах нацистской Германии.

Опыт Первой мировой войны доказал государствам Европейского континента о необходимости строительства в приграничных районах серьёзных фортификационных сооружений. Но не громоздких крепостей с фортами, показавших свою беспомощность в сдерживании наступления противника, а множества укреплённых огневых точек, способных удерживать линию обороны. Так появились: линия Мажино во Франции, линия Маннергейма в Финляндии, линия Сталина и линия Молотова в СССР, линия Бенеша в Чехословакии, линия Диль в Бельгии.

Призрак Второй мировой войны начал бродить по Европе с приходом к власти в Германии национал-социалистической рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером. И в то время, когда в Европе начала складываться вокруг Германии «нездоровая ситуация», французы, бельгийцы, чехи серьёзно занялись укреплением своих границ. Немцы же в свою очередь серьёзно занялись разработками новых вооружений, способных увеличить наступательную мощь своей армии. В 1938 году немецкая армия переквалифицировала 88-мм зенитные пушки Flak 18 в орудия двойного назначения. Их планировалось использовались против укреплений и тяжёлых танков. Начали формироваться специальные части для борьбы с вражескими оборонительными сооружениями. И всё более очевидным становилось то, что одних лишь буксируемых орудий со щитовым прикрытием для этих целей будет недостаточно. Вполне логичным решением стал запуск программы по разработке специального самоходного орудия. Это привело к тому, что немецкая армия в годы Второй мировой войны оказалась лидером по количеству выпущенных самоходных артиллерийских установок (САУ). И самым массовым образцом бронетанковой техники в Германии был не танк, а САУ. Немцы первыми использовали «самоходный лафет» специальной разработки, то есть не перестроенный из уже имевшегося танка, а созданный с нуля. Эта весьма неординарная машина стала известна под названием Dicker Max (Толстый Макс).

Pz.Sfl.IVa на заводском дворе, начало 1941 года, warspot.ruНемецкая пушка Flak 18 была мощным, но далеко не самым лучшим претендентом на роль вооружения «истребителя дотов». Гораздо более подходящей для этих целей являлась 105-мм полевая пушка 10.5 cm schwere Kanone 18 (К 18). Именно это орудие после некоторой модернизации немецкие конструкторы использовали на новой САУ.

Работы над машиной начались в 1938 году. Два эскизных проекта были представлены уже 25 апреля 1939 года. Первый вариант предполагал компоновку двигателя позади орудия, что значительно уменьшало объем боевого отделения. Во втором проекте двигатель размещался под орудием, что усложняло его обслуживание, но позволяло увеличить размеры боевого отделения. Кроме того, ухудшались боевые и технические характеристики машины. Тем не менее выбор был сделан в пользу второго варианта.

Специалистами фирмы Krupp было предложено шасси с шестью опорными катками на один борт и прогрессивной по тому времени индивидуальной торсионной подвеской. Самоходка должна была оснащаться двигателем HL-66 мощностью 188 л.с. (хотя рассматривался вариант установки двигателя HL-120 с уменьшенной до 180 л.с. мощностью), а также трансмиссией и механизмом управления от VK 9.01. Максимальная скорость САУ оценивалась в 35 километров в час. Толщина брони лобовой части корпуса и рубки, которые предполагалось изготавливать из закалённой броневой стали, составляла 50 и 30 мм, бортов – по 20 мм, кормы – 14 мм, днища – 10 мм. Военная комиссия осталась довольна проделанной работой.

САУ, уничтоженная внутренним взрывом. 1941 г.Самоходное орудие не оснащалось пулемётами, поскольку считалось, что в ближнем бою оно использоваться не будет. В укладке перевозилось лишь вспомогательное вооружение, состоявшее из четырёх пистолетов-пулемётов MP-38 с двумя запасными магазинами к каждому, одной ракетницы Leuchtpistole и 12 сигнальных патронов.

Экипаж самоходки состоял из пяти человек: командира (Geschutzfuehrer, справа от орудия), наводчика (Richtschuetze, слева от орудия), заряжающего (Ladeschuetzen, в корме боевого отделения), радиста (Befehlsuebermittlung), механика-водителя (Fahrer, слева спереди). Между командиром, заряжающим, наводчиком и механиком-водителем связь поддерживалась с помощью внутреннего переговорного электромагнитного устройства и переговорных труб.

Но в течении всего 1940 года фирма Krupp так и не смогла выпустить ни одного опытного образца, хотя ещё 25 апреля представители от Wa Pruef 6 рекомендовали к серийному производству именно эту машину. В случае успешных испытаний планировалась постройка серии из 100 самоходок, но этим планам так и не суждено было сбыться.

Взорвавшийся и сгоревший Pz.Sfl.IVa, район Слуцка, конец июня 1941 года, warspot.ruФирма Krupp отчиталась о двух имеющихся прототипах только 5 февраля 1941 года, сборка которых была закончена в январе. Официально оба опытных образца были представлены А. Гитлеру лишь 21 марта, когда уже было окончательно ясно, что первоначальное назначение самоходных орудий Pz. Sfl. IVa не является актуальным. После «Линии Мажино» укрепления так называемой «Линии Сталина» смотрелись не столь внушительно – с ними вполне могли справиться танки и полевая артиллерия. Машины срочно потребовалось переклассифицировать во что-нибудь более подходящее и такая работа для них нашлась. Хотя немцы ещё не знали (но, по всей видимости, догадывались) о существовании танков Т-34 и КВ, самоходные орудия Pz. Sfl. IVa стали противотанковыми. Тогда считалось, что попадание 105-мм снаряда практически с любой дистанции гарантированно выведет из строя любой советский танк. Не исключено, что именно этот довод повлиял на мнение Гитлера относительно дальнейшей судьбы Pz. Sfl. IVa. Серийное производство самоходок планировалось развернуть весной 1942 года при условии успешного прохождения ими заводских и фронтовых испытаний.

Перед вторжением в Советский Союз оба прототипа Pz. Sfl. IVa были переданы 512-му противотанковому батальону. Ему предстояло действовать на Восточном фронте в полосе развёртывания частей Западного ВО. Самоходки были сведены в отдельный взвод вместе с более лёгкими Panzerjager I оснащёнными 47-мм противотанковыми орудиями чехословацкого производства. Первый бой взвод принял 23 июня 1941 года восточнее Кобрина. В течении следующих суток преследование отступавших советских соединений продолжалось и в 21:15 25.06.1941 года взвод противотанковых самоходок поддержал атаку двух мотоциклетных рот, форсировавших р. Щара. В немецком отчёте указывалось, что стрельба велась осколочно-фугасными снарядами с открытой местности. С дистанции около 1100–1700 м было подавлено три артиллерийских позиции противника, без точного указания уничтоженных орудий. Следующий бой состоялся 30 июня 1941 года – в ходе атаке через реку Березина восточнее Бобруйска при участии оставшейся самоходной установки был отогнан бронепоезд противника. Уничтожить бронепоезд не удалось из-за поломки болта тормозного устройства одного из орудий.

Pz.Sfl.IVa, Белоруссия, лето 1941 года, warspot.ruИтоги фронтовых испытаний оказались противоречивыми. Орудие оказалось пригодно для поддержки пехоты, стреляя из открытой позиции прямой наводкой. При этом, после каждого выстрела поднимались огромные облака пыли, затруднявшие определение точности попадания. Периодически приходилось устанавливать наблюдательный пост в стороне, со стрелком, имеющим связь с командой орудия. Также было высказано мнение, что более эффективной будет являться стрельба фугасными снарядами с закрытых позиций, поскольку защищённость самоходных орудий с бортов и сзади была неприемлемой.

Кроме того, отмечалась перегруженность тормозов, а также частые поломки болтов в дифференциалах и барабанных тормозов. Но более неприятным фактором были ограниченные углы наведения орудия и недостаточный возимый боекомплект (26 снарядов). Правда, ещё 80 снарядов к каждой установке перевозились на Munitions-Lkw, но это было слабым утешением.

В конце 1941 года оставшаяся самоходная установка отправилась на завод Krusonwerk для капитального ремонта. К тому моменту было принято решение не разворачивать серийное производство 10.5 cm K (gp. Sfl.). Существует теория, что это связано с неоднозначными итогами боевого применения, но это не так. Более вероятной причиной могла быть информация о том, что в СССР якобы проектируют или даже строят танки более тяжёлые, чем КВ-1.

И это решение смело можно считать ошибочным. На деле в начальный период войны это была самая мощная немецкая самоходная противотанковая установка, способная бороться с любыми советскими танками. Пусти её немцы в серийное производство, она могла наделать Красной Армии очень много бед.

Прошедшую капитальный ремонт машину отправили в Ютеборг, где находился на переформировании 521-й самоходный противотанковый батальон. В июне 1942 года САУ снова отправилась на Восточный фронт, где попала в состав 17-го армейского корпуса, который, в свою очередь, действовал в составе 6-й армии. 10.5 cm K (gp. Sfl.) получил и имя собственное Brummbär (перевести можно как «Ворчун»). Уже к осени 1942 года на стволе Brummbär красовались 12 новых победных отметок, основная масса которых была нарисована в июле.

Из списков матчасти 521-го самоходного противотанкового батальона САУ 10.5 cm K (gp. Sfl.) пропала в ноябре 1942 года. По времени это примерно совпало с началом операции «Уран». Нет этой машины и в декабрьских отчётах батальона.

На этом можно было бы ставить точку в истории машины. Но совсем недавно появился фронтовой фотоархив военного корреспондента газеты «Боевой натиск» Николая Фёдоровича Финикова. В нём совершенно неожиданно обнаружилась самоходная установка 10.5 cm K (gp. Sfl.), брошенная в поле(фото на заставке). Фотография датирована февралём 1943 года. Машина имеет на себе след от попадания в лобовую часть корпуса, которое, судя по всему, вывело из строя трансмиссию. Впоследствии пробоину заделали, а машину восстановили. После этого она, судя по всему, даже успела повоевать.

 В этом свете крайне удивительным выглядит тот факт, что никакой информации о 10.5 cm K (gp.Sfl.) в документах Главного автобронетанкового управления Красной Армии за 1943 год нет. Похоже, что трофейные команды не заинтересовались брошенной в степи уникальной машиной, и после окончания боевых действий её просто сдали в металлолом.

 

Андрей ПОПОВ

На заставке: Захваченный 10.5 cm K (gp.Sfl.) с именем собственным Brummbär, Сталинградский фронт, февраль 1943 года.

Хорошо видны заваренное попадание в лобовой лист корпуса и зимний камуфляж​, warspot.ru

 

http://www.livejournal.com/media/1157400.html

https://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/pz.sf.4 a.htm

https://wiki.warthunder.ru/index.php? title=10.5cm_K18_Pz. Sfl. IVa_%22Dicker_Max % 22
 



Назад
Комментариев: 0

Оставьте комментарий :

Имя (требуется)
E-mail (не публикуется) (требуется)
Защитный код:

 
Посещений: 665. Последнее 2019-08-16 04:33:00
©Наследие слуцкого края
2012 все права защищены

При использовании материалов сайта ссылка на
«Наследие слуцкого края» и авторов обязательна
Слуцкий район, д. Весея, ул. Центральная, 9А
тел./факс (01795) 2-36-20
hvorov@inbox.ru