Иконы литые «Николай Чудотворец»

Иконы литые «Николай Чудотворец»

09.07.2014

Оторванный от родного дома странник всегда одинок. Он нуждается в защите Высших сил. Ему необходимо иметь на себе нательный крест, образок, путевую икону, которые должны быть не просто куплены или взяты из дома, но получены как благословение от родителей, близких, друзей.

Странник-христианин находился в доверительных отношениях и со Христом Спасителем, и с Божией Матерью. Но, пожалуй, ближе всего к нему были святые, которых он, включая древних мучеников и святителей, по простоте душевной считал своими земляками, русскими, белорусами или украинцами и, находясь в пути, молился им всем.

Святые в старообрядческом литье не особенно многочисленны, об этом мы писали ранее. Из сотен имен, входящих в святцы, в литье воплощаются не более двух десятков.

Чаще всего встречаются литые иконы Николая Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. Старообрядцы признавали только древнюю форму имени этого святого – Никола, которая и помещалась ни иконах. Иконография Николы – это вариации двух изводов: Николы Зарайского с Евангелием, которое может быть закрытым и раскрытым в руках, и Николы Можайского – в рост с храмом в левой руке и мечом в правой.

Сегодня мы рассмотрим три образца литых икон, предоставленных Владимиром Бойко, которых мы еще не показывали. Всех их объединяет одно – изображение Николы Зарайского.

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Святителю Николаю приписывают разрушение нескольких языческих храмов – среди них один из храмов Артемиды, также известной как Диана.

Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XIV–XV века), подтверждает древнее сказание, будто во время Вселенского Собора в 325 г. Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария. Однако, профессор церковной истории В.В. Болотов в 4-м томе своего монументального труда «Лекции по истории Древней Церкви» пишет: «ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского». Также по мнению протоиерея Л. Воронова, это «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок. Воронов «на основании анализа лексики церковных песнопений» подтверждает, что Святой Николай обозвал Ария «безумствующим богохульником», а Иоанн Златоуст учит: «если услышишь, что кто-то хулит владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его – не отвращайся… Пусть узнают необузданные развращенные… еретики, что им подобает бояться рабов Божьих», «и если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом».

Николай Чудотворец и Поклонение Смоленской иконе Божией Матери с предстоящими святымиСвятитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

Характерным признаком иконографии Николы является присутствие поясных изображений Христа и Богоматери, протягивающих святителю Евангелие и омофор – признаки его епископского достоинства. Эта особенность связана именно с тем житийным эпизодом на Первом Вселенском Соборе, описанном выше и дальнейшим восстановлением в сане: он был возвращен святителю только после того, как Сам Христос и Богородица явились во сне влиятельным участникам Собора и указали на неправильность их решения.

Николай Чудотворец и Поклонение Смоленской иконе Божией Матери с предстоящими святымиНиколай Чудотворец и Поклонение Смоленской иконе Божией Матери с предстоящими святымиПоясные литые изображения Николы имеют самые разнообразные размеры: от маленьких нательных иконок до очень больших икон, украшенных многоцветными эмалями. Самыми распространенными являются так называемые «вершковые» иконы, где Никола изображается с предстоящими Зосимой и Савватием.

Первый из наших экспонатов – самый маленький складень XVIII века, в просторечии солдатский или походный. Другое название – маленькая православная иконка – ладанка. На самом деле правильнее будет говорить «Николай Чудотворец и Поклонение Смоленской иконе Божией Матери с предстоящими святыми». Понятие «солдатского» прикрепилось к данному виду икон среди коллекционеров потому, что подобные маленькие складни часто находят на местах давних сражений.

Николай ЧудотворецНа правой створке изображен святитель Никола Чудотворец с благословляющим жестом руки, в левой руке раскрытое Евангелие. В облачных полукружиях слева Спас с Евангелием и справа Богоматерь с омофором. На левой створке – образ Смоленской Богоматери с Младенцем, сидящим на Её левой руке. В нижней части – в молении, обычно, преподобные Антоний (слева) и Феодосий (справа) Печерские.
Николай Чудотворец
Следующий экспонат – плакетка «Николай Чудотворец». Изображение стандартное, с поясными изображениями Христа и Богоматери.

И третья, самая большая латунная икона Николая Чудотворца также с сопутствующими поясными изображениями Христа и Богоматери.

При обсуждении изображений зачастую можно услышать вопрос о том, что изображено вокруг изображений Христа и Богоматери: «…то ли виноград, то ли чешуя». Ответ весьма прост – так художники изображали обыкновенные кучевые облака – облачные полукружия.

 


 

Владимир ХВОРОВ